На Параде Победы в Москве впервые пройдут новейшие бронеавтомобили «Тайфун-У»
Дата публикации: 25 марта 2015 года в 13:43.
Категория: Политика.
Бронеавтомобили повышенной защищенности «Тайфун-У»
Новейшие бронеавтомобили повышенной защищенности «Тайфун-У», разработанный автозаводом «Урал» (входит в группу ГАЗ Олега Дерипаски), и «Тайфун-К» от КамАЗа примут участие в параде 9 мая на Красной площади. «Тайфун-У» поучаствует в параде впервые. На вооружение российскими войсками могут быть приняты оба варианта броневика — и от КамАЗа, и от «Урала»: в Минобороны рассчитывают, что эти производители будут конкурировать в госзакупках, сообщают «Известия».
— На данный момент опытная партия передана Министерству обороны для проведения испытаний. Несколько машин [«Тайфун-У»] примут участие в параде Победы в Москве, — рассказал Сергей Суворов, главный специалист АЗ «Урал».
Многофункциональный бронеавтомобиль семейства «Тайфун-У» был разработан и представлен уральским автозаводом в конце 2013 года. Машину построили в рамках Концепции развития военной автомобильной техники Вооруженных сил РФ на период до 2020 года. С самого старта разработки автомобилей «Тайфун» в программе изъявили желание участвовать два автозавода: КамАЗ и АЗ «Урал». Разработка камазовского конструкторского бюро получила название «Тайфун-К». И хотя опытные образцы этой машины тоже построили в 2013 году, камазовцы сумели подготовить пилотную партию для участия в параде Победы 2014 года.
Оба автомобиля — своего рода новый тип сухопутного военного транспорта для Российской армии; это не бронетранспортер и не военный грузовик, а то, что в западной терминологии называется MRAP (Mine Resistant Ambush Protected, защищенный от подрыва на минах и нападения из засад автомобиль). В их задачи, , в отличие от БТР и БМД, не входит присутствие в зоне активного ведения огня. Они лишь доставляют личный состав к приграничной зоне боевых действий. Тем не менее к машинам семейства «Тайфун», построенным на основе гражданских грузовиков, предъявлены жесткие требования.
Так, комбинированная броня из керамики и стали соответствует требованиям защиты класса 6а ГОСТа: защита должна выдерживать выстрелы зажигательной пулей 7,62 мм из винтовки СВД, а также выстрелы из крупнокалиберного пулемета.
Пассажирская капсула обоих «Тайфунов» в состоянии выдержать подрыв фугаса или мины мощностью не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте. Модульная компоновка позволяет использовать автомобили как для транспортировки солдат, так и для установки различных модулей — медицинского, штабного, системы залпового огня и проч. На крыше в зависимости от модификации возможна установка дистанционно управляемого пулемета.
Пока что построены автомобили «Тайфун» только с колесной формулой 6х6, но в планах обоих автозаводов представить укороченную версию (4х4) и удлиненную (8х8). В последнем случае «Тайфун» может быть использован в качестве носителя зенитного комплекса «Панцирь-С1».
Первыми свой вариант «Тайфуна» представили челнинцы, его дебют состоялся на параде Победы в 2014 году. Технологии обоих автомобилей во многом пересекаются, так как опытно-конструкторские работы военного назначения для проекта «Тайфун» выполняли около 120 российских предприятий, среди которых Федеральный ядерный центр в Сарове (моделирование защищенности) и МГТУ имени Баумана, разработавший пневмоподвеску.
Впрочем, есть и принципиальные отличия между «Тайфуном» «Урала» и КамАЗа. Так, у грузовика уральского автозавода один управляющий мост, машина имеет капотную компоновку (то есть выпирающий капот спереди) и может быть построена с однообъемной кабиной (когда водитель, командир и команда не разделены модулями). У камазовского «Тайфуна» два поворотных моста, что улучшает маневренность на ограниченной площади, кабина отделена от пассажирского модуля, а связь с экипажем внутри машины осуществляется через бортовую рацию.
Изначально предполагалось, что армия примет на вооружение только лучшую модель по результатам сравнительных испытаний. Однако «Известиям» сообщили в Минобороны, что на вооружение могут встать оба «Тайфуна».
— Если обе машины будут соответствовать техтребованиям, они обе будут приняты. В любом случае должно быть два предприятия для того, чтобы была конкуренция. Потому что если остается монополист, то снижается качество, — рассказал источник в военном ведомстве. Он также отметил, что по каждому отдельному случаю закупок армией бронеавтомобилей будет проводиться конкурсная процедура, в которой отпускная цена завода будет играть немаловажную роль.
В 2014 году опытная партии из 30 «Тайфунов-У» обошлась Министерству обороны в 1,074 млрд рублей. Таким образом, стоимость одного грузовика составляет 35,8 млн рублей. Точная стоимость камазовского «Тайфуна» пока не разглашалась, но, по некоторым оценкам, она выше примерно на 5–10 млн рублей из-за большего числа импортных деталей.
Помимо «Тайфуна-У», дебютантами на параде в честь 70-летия Победы будут новые боевые машины воздушно-десантных войск: БТР-МД «Ракушка» и БМД-4М. Ранее командующий ВДВ России Владимир Шаманов заявлял, что БМД-4М прошла государственные испытания и ею начали комплектовать войсковые соединения.
Кроме того, 9 мая россияне впервые увидят новейший российский танк «Армата», информация о котором до сих пор является секретом. Особенность машины в том, что она имеет универсальную платформу, существенно расширяющую сферу ее применения.
«Курганмашзавод» на празднике будет представлять свою тяжелую БМП «Курганец». Предполагалось, что маршем по брусчатке также пройдет и новейший БТР на базе боевой платформы «Бумеранг», однако в конце 2014 года бронетранспортер сняли с участия в параде из-за технических трудностей, с которыми столкнулись разработчики.
В воздушной части парада в небе дебютирует пилотажная крымская группа «Крылья Тавриды» (она образована в честь присоединения Крыма к России) на учебно-боевых самолетах Як-130.
В остальном зрители увидят известную им по предыдущим парадам боевую технику: бронеавтомобили «Тигр», основной боевой танк в модификации Т-90А, БТР-82А, самоходные гаубицы «Мста-С», зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У», зенитно-ракетную систему С-400 «Триумф», самоходные огневые установки «Бук-М2», ЗРК «Панцирь-С1», тяжелые ракетные комплексы «Искандер-М» и «Тополь-М», а также ракетный противотанковый комплекс «Хризантема-С». Ударная авиация в небе над Красной площадью будет представлена истребителями и бомбардировщиками МиГ-29СМТ, МиГ-31, Су-24М, Су-34. Вместе с ними пролетят звенья стратегических бомбардировщиков Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22М3. Особым строем пройдут пилотажные группы на штурмовиках Су-25 и Су-25МБ, многоцелевой транспортный вертолет Ми-26, а также ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», ударно-транспортный вертолет Ми-35. От военно-транспортной авиации будут делегированы турбовинтовые самолеты Ан-22 «Антей» и тяжеловозы Ан-124 «Руслан».
В пресс-службе Минобороны «Известиям» сообщили, что с точным количеством техники и ее составом на грядущий парад пока окончательно не определились.
Информация о компании:
«Группа ГАЗ» (входит в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски) является крупнейшим российским производителем коммерческого транспорта.