В России создан новый ракетный поезд «Баргузин»
Дата публикации: 6 мая 2015 года в 14:10.
Категория: Политика.
По словам Борисова, «в отличие от советского предшественника, БЖРК «Молодец», новый комплекс ничем не будет отличаться от обычного железнодорожного состава».
Замминистра обороны рассказал, что до 2020 года «Баргузины» в составе до пяти ракетных полков поступят на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН.
Первые проработки по использованию железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по этому направлению велись и в СССР, и в США. Но в Америке так и не смогли создать ракетных поездов из-за дороговизны и технической сложности проекта.
А вот в Советском Союзе они были созданы, поскольку БЖРК обладают рядом уникальных преимуществ. Во-первых, непревзойденная мобильность — за день ракетный поезд может пройти до тысячи километров. Во-вторых, скрытность — со спутника сложно подсчитать количество тележек под вагоном, зато легко спрятать состав в мешанине вагонов любой крупной станции. К тому же в свободное от боевого дежурства времени БЖРК прятались в скальных тоннелях, где их было не достать не то что спутнику, но даже баллистической ракете.
В Советском Союзе выпускались БЖРК «Молодец» (РТ-23 УТТХ) – единственные в мире стратегические ракеты на железнодорожных носителях. Они стояли на боевом дежурстве в РВСН СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 штук. На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».
Каждый из 12-ти составов БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось три пусковых ракетных установки, более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные — офицеры и прапорщики.
К 2007 году все отечественные БЖРК, кроме двух, ставших музейными экспонатами, были утилизированы. Но осталась железнодорожная инфраструктура, построенная специально для ракетных поездов: усиленные пути и мосты в зоне патрулирования, пусковые площадки и места базирования.
В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.
23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил о возобновлении опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.
Разработку проекта поручили Московскому институту теплотехники (создателю ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс»).
Новый комплекс БЖРК получивший название «Баргузин», будет оснащён межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) с разделяющейся головной частью, созданными на базе «Ярса». Комплекс будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.
Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен шестью ракетами, современными средствами маскировки, радиоэлектронной борьбы и защиты от террористов.