Несмотря на пожары, Хакасия сохранила высокое место в рейтинге регионов России, обогнав Москву и С-Петербург
Дата публикации: 11 мая 2015 года в 16:55.
Категория: Политика.
Рейтинг Фонда «Петербургская политика» публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской Федерации.
Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная. Внутри Рейтинга регионы разделены на 4 категории по степени социально-политической устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
Оценка устойчивости определяется на основе анализа важнейших социально-политических событий в субъектах России за прошедший месяц.
В качестве позитивных, как правило, выделяются события, связанные с улучшением экономической конъюнктуры, привлечением инвесторов, реализацией новых проектов, преодолением внутриполитических кризисов и социальных волнений, получением федеральной поддержки, высокие результаты в различных региональных рейтингах (в том числе в сопоставлении с другими субъектами Федерации).
К негативным относятся события, указывающие на рост социальной, экономической, политической и внутриэлитной напряженности, активное вовлечение правоохранительных органов в политический процесс.
Кроме того, как негативные расцениваются серьезные кадровые и организационные изменения, разрушающие прежнюю схему принятия решений в региона. Эксперты поясняют, что в среднесрочной перспективе такие шаги способны принести положительный эффект, но в момент принятия они часто разрушают привычные для игроков правила игры и повышают общий уровень неопределенности в регионе.
Экономический кризис перестал быть самой
В предваряющем апрельский рейтинг аналитическом комментарии, специалисты Фонда «Петербургская политика» перечисляют главные экономические, политические и социальные тенденции этого месяца и их отличие от предыдущего периода.
Экономика: оттолкнулись от дна и пошли вверх
По мнению экспертов, в апреле остановилась тенденция последних шести месяцев, в течение которых на волне ухудшения экономической конъюнктуры происходило снижение общего рейтинга устойчивости российских регионов.
Апрель оказался временем если не перелома, то, как минимум, «передышки», смягчившей негативные ожидания и антикризисную мобилизацию. Символом этого стал вердикт Федеральной антимонопольной службы о недопустимости административных ограничений роста цен. Формально это решение коснется очень небольшого числа регионов: в значительной части субъектов рост цен сдерживался не распоряжениями местной власти, а с помощью разного рода соглашений с торговыми сетями о регулировании надбавок на «социально значимые» товары. В то же время подобное решение стало знаком наступление определенной «демобилизации», предполагающей отказ от экстраординарных «антикризисных» шагов.
Впрочем, говорить о полном уходе темы экономики с повестки дня отнюдь не приходится. Ситуация в различных отраслях экономики остается неодинаковой. И даже в целом положительные макроэкономические факторы вызывают неоднозначные последствия. Так, быстрое укрепление российского рубля ставит в непростое положение экспортеров и прежде всего те экспортные предприятия, которые в расчете на низкий курс национальной валюты и предвкушении роста рублевой выручки проявили «социальную ответственность», проведя повышение зарплаты своих работников.
Федеральный центр, как арбитр межрегиональных и межведомственных конфликтов
Снижение остроты «кризисной» тематики в повестке дня регионов дало возможность актуализировать ряд неэкономических тем.
Самым заметным здесь стал конфликт руководства Чечни (поддержанного соседним Дагестаном) и федеральными правоохранителями, ставший серьезным стресс-тестом эффективности политики на Северном Кавказе, а также подтвердивший наличие у регионов запроса к Центру на роль арбитра во взаимоотношениях с силовиками.
Ранее такой запрос уже проявлялся в связи с резонансными арестами и уголовными делами, затрагивавшими работу региональной и муниципальной власти в «русских» регионах. Однако пока федеральный Центр не стал расставлять однозначных акцентов. Это обусловлено как отсутствием «окончательной» позиции у Москвы, так и мощным резонансом от перепалки Грозного и силовиков среди федеральных элит.
Отставки и назначения
По мере приближения единого дня голосования в регионах разворачивались и кадровые интриги. Дезавуирование ожиданий смены власти в Кемеровской области показало, что федеральная власть не ориентирована на механическую замену всех губернаторов-«старожилов». В то же время пока не прояснена судьба еще двух влиятельных губернаторов, чьи полномочия истекают в ближайшее время – глав Пензенской и Тамбовской областей Василия Бочкарева и Олега Бетина. Несмотря на то, что оба они контролируют политическое поле в своих территориях, однозначных сигналов об их судьбе так и не прозвучало.
Уход Николая Федорова с поста министра сельского хозяйства, по ряду оценок, может снизить напряженность вокруг Чувашии, где экс-министра подозревали в разворачивании интриги против главы республики Михаила Игнатьева, который также ожидает решения вопроса относительно переназначения.
Кроме того, стали проявляться первые признаки проблем у глав регионов, получивших статус временно исполняющих обязанности до единого дня голосования. Так, в некомфортном положении оказался глава Марий Эл Леонид Маркелов после не вполне проясненной истории с «исчезновением» мэра Йошкар-Олы.
Ожидается также, что в мае будут даны окончательные сигналы относительно готовности федеральной власти продлить прошлогоднюю практику разрешения ряду глав субъектов пойти на досрочные выборы. В этих условиях повышенное внимание будет проявляться к способности губернаторов избегать резонансных скандалов в своих территориях.
Стихийные бедствия и ЧП
В числе факторов, которые в апреле повлияли на баллы, присужденные тем или иным регионам, стали и стихийные бедствия. Так, составлявшие рейтинг эксперты поставили пожары в Сибири на второе место среди 20-ти важнейших событий месяца.
Топ-20 событий месяца в региональной политике
- Замена министра сельского хозяйства РФ и губернатора Краснодарского края
- Лесные пожары в Сибири
- Уведомление Федеральной антимонопольной службы о недопустимости принятия на уровне субъектов РФ нормативных актов по ограничению цен
- Обмен жесткими заявлениями между федеральными правоохранительными органами и руководством Чечни после спецоперации МВД в Грозном
- Назначение Амана Тулеева врио губернатора Кемеровской области
- Задержания и аресты представителей компаний – строителей космодрома “Восточный”
- Митинг в Новосибирске в защиту свободы творчества и спектакля “Тангейзер”
- Митинги за отставку глав Пермского края и Карелии
- Резонансное исчезновение на сутки мэра Йошкар-Олы Павла Плотникова
- Административный арест исполнительниц танца у мемориала “Малая земля” в Новороссийске
- Продолжение арестов высших должностных лиц Сахалина
- Отставка председателя Народного хурала Бурятии Матвея Гершевича
- Отставка спикера заксобрания Иркутской области Людмилы Берлиной
- Отставка вице-губернатора Санкт-Петербурга по строительству Марата Оганесяна
- Пожар на атомной подводной лодке “Орел” в Северодвинске
- Арест заместителя председателя гордумы Иваново Сергея Морозова
- Конфликты в день голосования на выборах в подмосковной Балашихе
- Конфликты вокруг регистрации кандидатов на муниципальных выборах в Балтийске
- Анонсирование планов Демократической коалиции по участию в выборах в Калужской, Костромской и Новосибирской областях
- Критика губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым существующей системы региональной политики.
С учетом всех вышеизложенных факторов рейтинг устойчивости регионов за апрель 2015 года выгладит так:
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
Регион |
Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) |
Динамика за месяц |
Кемеровская область
|
8,4 (8,2) |
0,2 |
Тюменская область
|
8,5 (8,4) |
0,1 |
Ямало-Ненецкий АО
|
8,3 (8,2) |
0,1 |
Коми
|
8,3 (8,2) |
0,1 |
Магаданская область
|
8,0 (7,9) |
0,1 |
Белгородская область
|
8,3 (8,3) |
0,0 |
Чукотский АО
|
8,3 (8,3) |
0,0 |
Камчатский край
|
8,0 (8,0) |
0,0 |
Тамбовская область
|
8,2 (8,3) |
-0,1 |
Пензенская область
|
8,0 (8,2) |
-0,2 |
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
Регион |
Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) |
Динамика за месяц |
Татарстан
|
7,7 (7,6) |
0,1 |
Ненецкий АО
|
7,6 (7,5) |
0,1 |
Башкортостан
|
7,2 (7,1) |
0,1 |
Костромская область
|
7,9 (7,9) |
0,0 |
Ленинградская область
|
7,9 (7,9) |
0,0 |
Саха
|
7,9 (7,9) |
0,0 |
Мордовия
|
7,7 (7,7) |
0,0 |
Курская область
|
7,6 (7,6) |
0,0 |
Тыва
|
7,6 (7,6) |
0,0 |
Приморский край
|
7,6 (7,6) |
0,0 |
Калужская область
|
7,6 (7,6) |
0,0 |
Воронежская область
|
7,2 (7,2) |
0,0 |
Оренбургская область
|
7,1 (7,1) |
0,0 |
Тульская область
|
7,1 (7,1) |
0,0 |
Адыгея
|
7,0 (7,0) |
0,0 |
Ульяновская область
|
7,8 (7,9) |
-0,1 |
Томская область
|
7,8 (7,9) |
-0,1 |
Амурская область
|
7,3 (7,4) |
-0,1 |
Нижегородская область
|
7,1 (7,2) |
-0,1 |
Самарская область
|
7,0 (7,1) |
-0,1 |
Ивановская область
|
7,4 (7,6) |
-0,2 |
Хакасия
|
7,8 (8,1) |
-0,3 |
Марий Эл
|
7,1 (7,5) |
-0,4 |
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
Регион |
Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) |
Динамика за месяц |
Москва
|
6,2 (6,0) |
0,2 |
Санкт-Петербург
|
6,0 (5,8) |
0,2 |
Новгородская область
|
6,7 (6,7) |
0,0 |
Псковская область
|
6,6 (6,6) |
0,0 |
Липецкая область
|
6,7 (6,6) |
0,1 |
Астраханская область
|
6,2 (6,1) |
0,1 |
Саратовская область
|
6,1 (6,0) |
0,1 |
Ханты-Мансийский АО
|
6,9 (6,9) |
0,0 |
Хабаровский край
|
6,4 (6,4) |
0,0 |
Курганская область
|
6,0 (6,0)
|
0,0 |
Кировская область
|
6,0 (6,0) |
0,0 |
Свердловская область
|
6,0 (6,0) |
0,0 |
Алтайский край
|
6,9 (7,0) |
-0,1 |
Вологодская область
|
6,8 (6,9) |
-0,1 |
Ростовская область
|
6,4 (6,5) |
-0,1 |
Иркутская область
|
6,9 (7,1) |
-0,2 |
Московская область
|
6,6 (6,8) |
-0,2 |
Владимирская область
|
6,2 (6,4) |
-0,2 |
Сахалинская область
|
6,2 (6,4) |
-0,2 |
4. Регионы с пониженной устойчивостью (от 5,0 до 5,9 баллов)
Регион |
Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) |
Динамика за месяц |
Тверская область
|
5,1 (5,0) |
0,1 |
Мурманская область
|
5,9 (5,9) |
0,0 |
Челябинская область
|
5,8 (5,8) |
0,0 |
Еврейская АО
|
5,8 (5,8) |
0,0 |
Чувашия
|
5,7 (5,7) |
0,0 |
Карачаево-Черкесия
|
5,4 (5,4) |
0,0 |
Республика Алтай
|
5,2 (5,2) |
0,0 |
Смоленская область
|
5,0 (5,0) |
0,0 |
Волгоградская область
|
5,0 (5,0) |
0,0 |
Омская область
|
5,9 (6,0) |
-0,1 |
Удмуртия
|
5,3 (5,4) |
-0,1 |
Красноярский край
|
5,1 (5,2) |
-0,1 |
Бурятия
|
5,6 (5,8) |
-0,2 |
Забайкальский край
|
5,3 (5,5) |
-0,2 |
Ставропольский край
|
5,0 (5,2) |
-0,2 |
Чечня
|
5,6 (5,9) |
-0,3 |
Пермский край
|
5,1 (5,4) |
-0,3 |
Краснодарский край
|
5,9 (6,5) |
-0,6 |
5. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 5,0 баллов)
Регион |
Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) |
Динамика за месяц |
Ярославская область
|
4,7 (4,6) |
0,1 |
Брянская область
|
4,3 (4,0) |
0,1 |
Ингушетия
|
3,9 (3,8) |
0,1 |
Кабардино-Балкария
|
3,7 (3,6) |
0,1 |
Дагестан
|
2,0 (1,9) |
0,1 |
Калмыкия
|
4,5 (4,5) |
0,0 |
Карелия
|
4,5 (4,5) |
0,0 |
Калининградская область
|
4,9 (5,0) |
-0,1 |
Новосибирская область
|
4,9 (5,0) |
-0,1 |
Орловская область
|
4,7 (4,8) |
-0,1 |
Северная Осетия
|
3,2 (3,3) |
-0,1 |
Рязанская область
|
4,8 (5,0) |
-0,2 |
Архангельская область
|
4,3 (4,6) |
-0,3 |