Хорошавин и Гайзер – только начало. В разработке следствия еще 12 губернаторов

Дата публикации: 29 сентября 2015 года в 21:45.
Категория: Политика.

Аресты глав Сахалина и Республики Коми – только начало масштабной чистки в верхах. В следственной разработке еще 12 губернаторов и восемь - «на карандаше» и под пристальным вниманием. Дана команда: «Сначала брать самых зажравшихся, у которых от безграничной власти крышу снесло».

Антикоррупционная кампания в России приобретает системный характер. В силовых структурах создано особое подразделение, перед которым поставлена задача провести тотальную чистку региональных элит. Репортеры журнала «Эксперт» смогли побеседовать с людьми, которых внутри специальных служб в шутку прозвали СМЕРШ. Однако их задача не ловля шпионов, а глубокая разработка «спецсубъектов» из числа руководителей регионов страны, замешанных в коррупционных схемах.

Секретность такой группы объясняется тем, что раньше на различных стадиях проверок или уголовных дел за фигурантов начинали хлопотать высокопоставленные доброжелатели, по сути, мешая работать – «попытка взять какого-нибудь зарвавшегося начальника-вора натыкалась на “слив” и заметание следов» - пишет журнал.

«Местных следователей принципиально не привлекают, чтобы воры не успели замести следы преступлений и прибегнуть к защите своих покровителей в Москве, как это часто бывало раньше — уголовные дела стопорились после вмешательства определенных влиятельных лиц. Так было и на Сахалине: в 2012 году следственная группа ФСБ после отчета Счетной палаты и проверки информации уже готова была вылетать в Южно-Сахалинск за головой господина Хорошавина, но дело замяли при вмешательстве очень влиятельных персон» - рассказали оперативники.

Теперь работу выстроили иначе: «На нас же не выйти даже через генералов Генпрокуратуры, они, бедняги, не знают к кому податься», — иронично улыбаясь, объяснил следователь помладше.

«С Хорошавиным пришлось хорошо повозиться — далеко сидел и глубоко закопался. Схемы откатов и взяток были настолько грамотно продуманы, что работать пришлось целых полтора года, а в его команду внедрили своего человека, снабженного спецаппаратурой».

Операция по непосредственному аресту властно-криминальных банд в регионах оперативники стараются производить нахрапом — в один день, чтобы сообщники не могли скрыться или уничтожить улики. Однако на Сахалине из-за крайней запутанности криминальных схем миссия растянулась на несколько месяцев.

Сначала был заменен весь силовой блок. 11 марта 2014 года был задержан начальник УМВД по Сахалинской области Владислав Белоцерковский, от своих должностей освобождены прокурор Сахалинской области, а также начальник ФСБ генерал-майор Игорь Стручков. И сразу начались аресты чиновников муниципального звена — под стражу взят мэр Охи и ряд других членов команды Хорошавина низшего звена.

И только 4 марта 2015 года уже взяли костяк ОПГ — губернатор Хорошавин, его советник Андрей Икрамов, помощник Борис Усачев и руководитель секретариата Вячеслав Горбачев под присмотром спецслужб улетели в Москву для дальнейших следственных изысканий. Аресты и задержания продолжались затем на протяжении двух месяцев. На сегодняшний день за решеткой в Москве уже 18 человек с Сахалина, в том числе практически вся верхушка местного правительства. И, как говорят следователи, это еще не конец — под подозрением еще как минимум 12 чиновников и бизнесменов региона» - сообщает «Эксперт».



Губернатор Сахалина Александр Хорошавин в камере

Как отмечает издание, борцы с коррупцией не стали раскрывать детали своей кампании, но дали недвусмысленное предупреждение для всех местечковых элит: в следственной разработке 12 губернаторов, еще восемь «на карандаше». То есть «копать» уже начали, причем глубоко и незаметно для самих подозреваемых.

«Особая группа» имеет прямой выход на президента и лично докладывает Главе государства о ситуации по тем или иным регионам. При этом выбор целей не спускается сверху, как можно подумать. Группа обладает свободой действий, которая ограничивается лишь одним концептуальным требованием. «Нам сказали сначала брать самых зажравшихся, у которых от безграничной власти крышу снесло», - поведал майор.




У Хорошавина при обыске изъяли 1 миллиард рублей

По данным оперативников, Сахалинский глава «не стеснялся целые картофельные мешки денег дома хранить, а в своем княжестве ввел правило, по которому любой более или менее крупный бизнес, чтобы нормально работать, должен дать ему на лапу кругленькую сумму. Иначе задушат местные силовики. С госконтрактов же Хорошавин брал 30% отката. Хотя до Гайзера ему все же далеко — тот в своих аппетитах до 70% доходил».

В Республике Коми, раскрывает детали собеседник «Эксперта», успех пришел не с первой попытки. В 2012 году Счетная палата выявила неэффективное расходование средств на 6 млрд рублей и направила материалы в Генеральную прокуратуру. Однако уголовных дел возбуждено не было, несмотря на неоднократные письма аудиторов в правоохранительные органы. Не привело в чувство главу Коми и первое уголовное дело в отношении одного из членов его команды, когда был осужден бывший первый заместитель министра образования региона Николай Зуев, по вине которого в школьные столовые Коми было поставлено оборудование ненадлежащего качества, ущерб бюджету — 43 млн рублей. На рассмотрение суда поступило также дело руководства Комитета лесов Республики Коми и подведомственных ему учреждений. Эксперты оценили ущерб бюджету от незаконной деятельности чиновников в 67 млн рублей, лесному фонду — в 4,6 млрд рублей.

Ситуация изменилась в прошлом году, после того как за Коми взялась «особая группа», с подключением активистов ОНФ. Эксперты ОНФ уличили главу республики в непомерно высоких тратах на аренду самолетов, покупку авто, мебели и т. д., на миллиарды рублей. Дальше за дело взялись профессионалы.

Было возбуждено дело против министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Олега Казарцева, который в свою бытность мэром Ухты незаконно распоряжался муниципальным жильем. В поле зрения правоохранителей региона попали и другие руководители муниципалитетов республики, уже осужденные или ожидающие приговора (Воркута, Печора, Сыктывкар). Например, офшорные схемы хищения денежных средств широко использовались в Воркуте, где поступавшая от потребителей тепла плата не направлялась энергоснабжающим организациям, а расходовалась совсем на другие цели. В этой схеме был замешан бывший мэр Воркуты Анатолий Пуро и заключенный под стражу заместитель председателя правительства Коми Константин Ромаданов. В считаные дни были арестованы мэры крупных городов — Ухты и Воркуты — и еще 11 чиновников рангом пониже. Затем отправили в отставку и задержали мэра Сыктывкара.

Многие в Коми думали, что на этом низовом уровне все как обычно и закончится: найдут стрелочников среди шестерок, а костяк группировки продолжит работать. Однако в сентябре этого года 26 отдельных подгрупп ФСБ, используя контролируемые каналы коммуникаций и спецсредства слежения (в том числе спутниковые), спланировали и провели задержание сразу всех основных членов ОПГ во главе с губернатором.

Операция проходила одновременно в нескольких регионах. Только за одну ночь провели 80 обысков, а всего за двое суток — 136 оперативно-розыскных мероприятий – подчеркивает масштаб операции издание.

«Спикера парламента Коми Игоря Ковзеля правоохранители задержали в Петербурге, а начальника управления информации администрации главы республики Павла Марущака — на черноморском курорте» - пишет издание, указывая на вероятность утечки оперативной информации, поскольку потенциальные фигуранты дружно, за день до задержаний засобирались в отпуск. Взяли всех, за исключением одного – коммерсанта Зарубина, который успел скрыться за границей.

Отметим, что в составе ОПГ Александр Зарубин сделал стремительную карьеру от мелкого воришки и торговца пиратскими дисками до генерального директора компании «Ренова» и серого кардинала Республики Коми. Но теперь он в бегах.

Оценивая ситуацию и поведение фигурантов по Коми, оперативники полагают, что главу республики банально подвела жадность. Он, - пишет журнал, - вместо того, чтобы скорее скрыться от правосудия, поехал за своим добром, не сообразив, что именно здесь-то его и будут терпеливо ждать оперативники. Как рассказали следователи, когда Вячеслав Гайзер был застигнут врасплох, он пытался выкинуть сейф из окна.

Гайзер

Глава Коми Вячеслав Гайзер после ареста

По версии следствия, - напоминает издание, - в Коми бюджетные средства годами вкладывались в перспективные предприятия (в основном в агропроме и энергетике), которые затем продавались фирмам, близким к чиновникам и их родне. Потом средства выводили в офшоры под видом дивидендов. Основные уголовные статьи в деле две: 210-я (организация преступного сообщества) и 159-я (мошенничество).

Помимо главы Коми в столичное СИЗО «Лефортово» отправились: заместитель Гайзера Алексей Чернов, зампред правительства Константин Ромаданов, председатель Госсовета Коми Игорь Ковзель, экс-сенатор от республики Евгений Самойлов, а также еще десять человек: Фаерштейн, Моляров, Москвин, Гольдман, Веселов, Кудинов, Марущак, Либензон, Моторина, Хрузин. Шестнадцатый фигурант дела — бизнесмен Юрий Бондаренко, в связи с тем, что изначально согласился сотрудничать со следствием, был взят под домашний арест. Оперативники сетуют, что утечки информации все же случаются, как в случае с Коми, однако «крысу» ищут, и, рано или поздно, найдут.

«Главное в нашей работе не слежка и даже не аналитика, а психологическая работа с задержанными. Если ты смог раскрыть душу одному из членов банды и привлечь его на сторону добра, используя инстинкты человека, то считай дело сделано, — рассказывает следователь. — Вот и здесь мы нашли такую “корову” в лице бывшего сенатора от Коми Евгения Самойлова, который буквально после первого сеанса начал активно сотрудничать со следствием и давать показания на Гайзера и других фигурантов дела. Это ускорило нашу работу в разы. Сейчас же главная задача — это найти “крысу” и задавить, пока она не успела испортить всю работу. Это дело чести».

Кроме того, «Эксперт» информирует, что на фоне резонансных уголовных дел, попавших в СМИ, идет реализация материалов по менее заметным чиновникам. Издание перечисляет тех, кого удалось остановить. Только в 2015 году по подозрению во взятке, мошенничестве или других коррупционных преступлениях был задержан целый ряд чиновников.

Например, 4 февраля — вице-губернатор Краснодарского края Вадим Лукоянов и бывший кубанский вице-губернатор Александр Иванов, 26 марта — вице-губернатор Челябинской области Николай Сандаков. 4 августа — первый зампред правительства Ивановской области Андрей Кабанов, 10 августа — вице-губернатор Новгородской области Виктор Нечаев. Уже больше года в СИЗО по подозрению в превышении должностных полномочий находится первый вице-губернатор Омской области Юрий Гамбург. И судя по настрою «особой группы» - заключает журнал, - продолжение последует.

Новости по теме