Хакасский драмтеатр начинает отсчет 85-го театрального сезона
Дата публикации: 9 ноября 2015 года в 15:06.
Категория: Культура и спорт.
6 ноября 1931 года в здании школы, расположенный на берегу реки Абакан, под громкие звуки духового оркестра, исполнявший «Хакасский марш», перед зрителями предстали молодые актеры в синих блузах. Они маршировали, строили пирамиды, при этом выкрикивали текст, написанный Александром Топановым – «Чонга – наа театр» (Народу – новый театр). Затем были исполнены русские и хакасские народные песни, стихотворения. Дружными аплодисментами наградили зрители растерянных и радостных участников этого представления. Долго не гас свет в здании школы, актерам не хотелось расходиться. Все понимали, что случилось важное событие в культурной жизни – рождался театр. Каким он будет, над чем будет работать? Творческие поиски первого художественного руководителя Александра Михайловича Топанова, деловая хватка первого директора театра Ивана Васильевича Кокова создавали в коллективе прекрасную рабочую атмосферу.
Театр 30-40-х годов был поистине лабораторией поисков, где формировались таланты, писались и переводились пьесы. Благодаря легендарной актрисе Екатерине Начиновой и Николаю Кокову, на хакасском языке звучали бессмертные произведения Мольера, Островского, Гоголя. Появились первые авторы хакасских пьес: С. Миткижеков, М. Коков, К. Самрин, А. Топанов, М. Кильчичаков. Свои постановки коллектив спешил показать сельскому зрителю. Своего транспорта долгие годы не было, поэтому костюмы и реквизит артисты перевозили на попутной машине или на своих плечах: Ширинского района переезжали в Орджоникидзевский, из Аскизского в Таштыпский, из Бейского в Усть-Абаканский. Часто спектакли проходили под открытым небом на импровизированной сцене, но всегда при огромном количестве благодарных зрителей. Стала формироваться постоянная труппа: Н. Кичеева, А. Кискидосова, Ф. Саражакова, Н. Барашева, Т. Астанаева, Е. Котюшева, М. Топоев, А. Шадрин, В. Трошкин, Т. Райков, рабочий И. Оконечников. Был создан духовой оркестр. В его составе вошли Е. Трепук, И. Середкин, М. Макшанцев, Ф. Шалонин, Е. Юрченко, Н. Коков, В. Марченко, П. Бочкарев, чатханист Г. Коков (имена многих сегодня, к сожалению, утеряны). Кроме выпуска спектаклей, начинающие актеры занимались и повышением профессиональных навыков. Для этого в 1935 году разработали учебный план, в который входили предметы политэкономия (15 часов), история театра (30 часов), искусство народов СССР (10 часов), ритмика-танец (15 часов), художественное слово (10 часов), техника речи (10 часов), музыкальная грамота (10 часов), рисунок и макет (10 часов), оборона и театр (7 часов), всего 160 учебных часов в полугодии. С каждым годом деятельность театра расширялась. Актеры оказывали помощь коллективам художественной самодеятельности пьесами, костюмами, гримом, способствовали созданию драматических кружков. Так, в драмкружке Конгаровской избы-читальни было поставлено пять спектаклей, в Аёшинской избе-читальне Ширинского района, в Карагайском драмкружке Таштыпского района, в поселке Черногорские Копи (который вырос в город Черногорск) было поставлено 9 спектаклей.
Об активной работе свидетельствует отчет за 1934 год: «Театр обслуживал все районы области, дав 112 спектаклей, в числе которых 36 больших форм, 39 национальных, 44 смешанных, 24 на русском языке, обслужено 37500 зрителей…».
Спустя десятилетия театр не утратил ни традиций, ни творческого азарта. Новое поколение артистов учится у старшего поколения товарищей по актерскому цеху. Все эти годы интерес к театру остается неизменным, появились новые зрители и поклонники.
«Какая эта удача, подарок судьбы – стоять на сцене, где творили и жили легендарные мастера театрального искусства», - в этом мнении единогласны все артисты Хакасского драматического театра.
Светлана Селигеева