Сотрудники банков в 2015 году украли у клиентов 1 млрд рублей
Дата публикации: 18 декабря 2015 года в 21:11.
Категория: Криминал.
Такие данные приводятся в исследовании компании «Инфосистемы Джет», клиентами которой являются более сотни крупных российских банков. Сотрудники кредитных учреждений знают все слабые места системы безопасности, и не во всех банках соблюдается принцип, когда каждый работник знает лишь то, что нужно ему для работы, указывают эксперты.
Кроме того, согласно исследованию, сотрудники банков выдавали третьим лицам логины и пароли для входа в интернет-банк — и это привело к хищению с карт 442,8 млн рублей за 10 месяцев (+77% к прошлому году), сообщают «Известия».
Алексей Сизов, руководитель направления противодействия мошенничеству центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет», отмечает, что банки раньше всегда старались скрывать факты внутреннего мошенничества. Но проблема приобрела такой масштаб, что шила в мешке уже не утаить.
— В текущий кризис проблема становится всё более серьезной: персонал банков не уверен в завтрашнем дне, у банков отзываются лицензии, сокращаются штаты, зарплаты, — отмечает Сизов. — В результате сотрудники идут на преступления, пытаясь создать себе дополнительную финансовую подушку. В частности, они могут создавать и передавать третьим лицам дополнительные логины-пароли для входа в личные кабинеты клиентов; выпускать дополнительные карты, привязанные к клиентским счетам. Итог этой активности — хищения со счетов клиентов.
Часто о противоправных действиях недобросовестных работников в банках узнают очень поздно — через 12–14 месяцев после незаконных списаний с карт клиентов. Чем крупнее банк, тем выше вероятность инцидента. На борьбу с внутренним мошенничеством в текущий кризис российские банки тратят уже по несколько десятков миллионов рублей в год, что сопоставимо с аналогичными расходами на борьбу с внешними мошенниками.
В «Инфосистемы Джет» считают, что большая часть из неправомерно списанного со счетов клиентов 1 млрд рублей приходится на умышленные нарушения.
— В кризис такие схемы — это бизнес, который расцветает на почве экономических неурядиц: завербовать менеджеров становится гораздо проще, стоимость информации повышается, и охотники продать данные на сторону находятся легко. Известны и случаи, когда сотрудники банков на протяжении нескольких месяцев переводили деньги со счетов клиентов, не привлекая внимания ни надзорных органов, ни самих клиентов, — говорит Владимир Ульянов, руководитель аналитического центра компании Zecurion, конкурирующего с «Инфосистемами Джет».
Он описывает несколько базовых сценариев хищений:
а) списания небольшими суммами — лишь немногие клиенты точно знают остатки по счетам и то, какие операции проводили;
б) кредиты на клиентов банка — при этом клиенты некоторое время остаются в неведении, что на их имя получен кредит;
в) выпуск кредитной карты;
г) списания с невостребованных счетов (в том числе умерших клиентов).
Говоря об ошибках операционистов банков, Ульянов рекомендует тщательнее проверять правильность реквизитов, «однако учитывая общий уровень финансовой грамотности населения, пока это похоже на утопию, и платежные поручения, заполненные операционистом, подписываются не глядя».