По темпам строительство подлодок России вышла на показатели СССР
Дата публикации: 6 января 2016 года в 18:35.
Категория: Политика.
Краткие обозначения:
ДЭПЛ - дизель-электрическая подводная лодка,
МТВ – малый транспорт вооружений,
БРПЛ – баллистические ракеты подводных лодок,
ПЛА – подводная лодка атомная,
АГС – атомная глубоководная станция,
СРЗ - судоремонтный завод,
ВНЭУ – воздухонезависимая энергетическая установка.
Завод «Звездочка»
В 2015 году особенно порадовало ОАО ЦС «Звездочка». Данное предприятие сдало после ремонта ДЭПЛ проекта 877, Б-459 «Владикавказ», а также надводное судно МТВ проекта 20180ТВ «Академик Ковалев», предназначенное для транспортировки и погрузки на подлодки БРПЛ «Булава». Также, наконец-таки была выведен из цеха атомный подводный крейсер БС-64 «Подмосковье» после переоборудования его из носителя стратегических ракет в ПЛА специального назначения.
Также в наливной бассейн «Звездочки» была введена К-114 «Тула» (атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин»), пришедшая в прошлом году для очередного среднего ремонта.
На данном предприятии сейчас также проходят ремонт следующие лодки: К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара».
Также ведется ремонт ПЛА проекта 949А, К-266 «Орёл», на котором в 2015 году был пожар, к счастью, не нанесший боевому кораблю существенного ущерба.
Сюда стоит еще прибавить, по крайней мере, одну АГС проекта 1910 «Кашалот» и одну ПЛА проекта 667БДРМ. В 2015 году была введена в цех К-461 «Волк», и работы по ее ремонту и модернизации наконец-таки развернулись, как положено.
«Севмаш»
На «Севмаше» в 2015 году состоялось три важных события: закладка в день подводника ПЛА проекта 885М «Ясень» К-571 «Архангельск» и закладка 18 декабря корабля «Император Александр 3» - 4-го стратегического атомного подводного крейсера проекта 955А «Борей».
Помимо этого, построенная на «Севмаше» многоцелевая ПЛА К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень», в этом году проходила в акватории Белого моря расширенные акустические испытания. О результатах испытаний этой самой современной и совершенной в мире многоцелевой субмарины, естественно, еще очень долгое широкая публика ничего не узнает, но более чем очевидно, что на данный момент К-560 обладает наивысшей скрытностью среди наших и зарубежных атомных лодок.
На данный момент на «Севмаше» продолжается постройка сразу 4 серий атомных лодок:
- 6 кораблей проекта 885М,
- 5 проекта 955А,
- 1 проекта 09852,
- 1-2 проекта 09851.
Итого на стапелях предприятия не сегодня находятся, по крайней мере, 10 ПЛА 4 разных проектов, такой загрузки на «Севмаше» после развала СССР еще не было. А ведь в 2016 году сюда прибавятся еще две субмарины.
«Бореи» в строю
Три важных события 2015 года связанны с новой серией стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей». Речь о кораблях, переданных флоту в 2012-2014 годах. Головной корабль серии К-535 «Юрий Долгорукий» совершил свой первый поход на боевое дежурство, из которого он вернулся 15 октября. Другим значимым событием стал переход атомного ракетоносца К-550 «Александр Невский» на ТОФ, данный корабль стал первым «Бореем» в составе нашего тихоокеанского флота.
А с борта «Борея» К-551 «Владимир Мономах» впервые был произведен залповый пуск ракет «Булава».
Завод «Нерпа»
Обслуживающий корабли Северного флота судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа» в 2015 году завершил ремонт атомных многоцелевых положок К-331 «Гепард» (проект 971 «Щука-Б») и Б-336 «Псков» (проект 945А «Кондор»), чем существенно повысил боеспособность подводных сил СФ.
Новые «Варшавянки» для Черноморского флота
Безусловно, весьма насыщенным этот год выдался для ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Первые две лодки этого проекта Б-261 «Новороссийск» и Б-237 «Ростов-на-Дону» после завершающих испытаний на Северном флоте уже завершили переход в пункт постоянного базирования в Новороссийске на Черноморском флоте.
«Ростов-на-Дону» по пути в Новороссийск, находясь в Средиземном море даже применил оружие по реальному врагу: 8 декабря корабль из подводного положения нанес удар крылатыми ракетами «Калибр» по позициям ИГИЛ в Сирии.
Эти две субмарины наконец-то стали началом пополнения подводных сил Черноморского флота, которые до этого имел в своем составе единственную ДЭПЛ проекта 877.
Уже подняты андреевские флаги еще на двух новых «Варшавянках» этой серии: 3 июля передана флоту Б-262 «Старый Оскол», а 5 ноября - Б-265 «Краснодар». «Старый Оскол» уже прибыл на СФ для завершения испытаний.
Продолжается постройка двух заключительных субмарин этой серии: Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино».
Также появилась информация о возможности заказа еще одной серии из шести лодок этого проекта уже для Тихоокеанского флота.
Ремонт и модернизация дизельных субмарин
В 2015 году продолжалось проведение ремонта Б-871 (проект 877) «Алроса» на ЧФ и Б-187 (проект 877) «Комсомольск-на-Амуре» на ТОФе. Отметим, что ремонт последней представляет собой неимоверную эпопею, длящейся вот уже 10 лет. Во Владивостоке идет ремонт и еще одной из ДЭПЛ проекта 877.
Так же рассматривается возможность ремонта на «Звездочке» лодки Северного флота Б-808 проекта 877 «Ярославль».
И это только самые знаковые и освещаемые события, не считая рутинных боевых дежурств, походов, подготовки, обучения новых экипажей и прочей обыденной работы подводного флота.
Планы на 2016 год
Планы на 2016 год весьма масштабны. «Звездочка» в следующем году сдаст флоту К-266 «Орёл» и БС-64 «Подмосковье». Будет выведена из цеха К-328 «Леопард» - первая ПЛА проекта 971 «Щука-Б», прошедшая средний ремонт и модернизацию. Судя по всему, будет спущен на воду и третий серийный МТВ проекта 20180 «Академик Александров».
СРЗ «Нерпа» в следующем году должен закончить ремонт К-157 «Вепрь», проекта 971.
На «Севмаше» в 2016 году будут заложены еще две ПЛА: на день ВМФ 5-я ПЛА проекта 885М, и ко дню рождения завода 5-я ПЛА проекта 955А.
Также одним из знаковых событий 2016 года станет вывод из цеха К-561 «Казань», головной ПЛА проекта 885М. После вывода из цеха «Казани», «Севмаш» стабильно начнет выводить остальные заказы, а после сдачи «Казани» флоту, стабильно начнется сдача и остальных лодок проекта 885М, таких пауз, какая последовала между выводом-сдачей «Владимира Мономаха» и новой волной пополнения, очевидно, больше не случится.
Должен осуществить переход на ТОФ К-551 «Владимир Мономах». Также в 2016 году, видимо, должны состояться еще пуски «Булавы» с «бореев». Должен завершиться ремонт еще двух ДЭПЛ проекта 877 - «Алросы» на ЧФ и «Комсомольска-на-Амуре» на ТОФе.
Что до «Адмиралтейских Верфей», то очевидно, что там будут достроены и отправлены на Черноморский флот две субмарины проекта 636.3 - «Старый Оскол» и «Краснодар». А еще две субмарины этой серии - «Великий Новгород» и «Колпино» - будут спущены на воду. Вполне возможно их достроят и сдадут флоту в указанные контрактом сроки – то есть в декабре 2016 года. Если так и случится, то это будет тот приятный, но, к сожалению, не очень типичный случай, когда контракты исполняются в точно запланированные сроки. Но переход на ЧФ у них в любом случае состоится только в 2017 году.
А еще по последним данным в декабре 2016 года будет выведена из цеха вторая лодка проекта 677 Лада- Б-586 «Кронштадт». Также в 2016 году должно состояться по настоящему эпохальное для отечественного подводного флота событие - начало испытаний ВНЭУ в опытовом отсеке. И Россия наконец войдет в узкий элитный клуб стран, имеющих технологию строительства таких двигательных установок.
Отдельно стоит сказать, что в 2014, 2015 годах вовсю шло, а в 2016 году продолжится создание флотской инфраструктуры - начиная от жилья, заканчивая причалами и модернизацией предприятий. Очень хочется верить, что 2016 год станет для россиского подплава еще более продуктивным, нежели минувший!
Антон Гаврилов «Военное обозрение»