В России будут сажать на 20 лет за хищения на госконтрактах

Дата публикации: 15 марта 2016 года в 10:20.
Категория: Политика.

В Госдуме поддержали законопроект «единоросса» Ирины Яровой о введении наказании до 20 лет лишения свободы за хищения при исполнении государственных контрактов. Такая кара грозит нарушителям как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей и субподрядчиком.

В понедельник, 14 марта комитет Госдумы по законодательству рассмотрел законопроект об ужесточении уголовной ответственности за хищение бюджетных средств для исполнителей государственных и муниципальных контрактов. Также предлагается

усилить наказание за нецелевое использование средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Авторами инициативы выступили председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и ее коллега из фракции «Единой России» Михаил Старшинов.

Ирина Яровая пояснила, что законопроект подготовлен был еще год назад, по итогам послания Президента Владимира Путина Федеральному собранию в декабре 2014 года. Глава государства тогда сказал, что нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ должно наказываться так же строго, как и финансирование терроризма.

Депутаты-единороссы предложили дополнить Уголовный кодекс новой статьей 164.1, согласно которой за хищение денег должностных лиц заказчика, поставщика, субподрядчика и соисполнителя госзаказа будут наказывать одинаково — штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей с лишением права занимать свои должности на срок до пяти лет; пятилетними принудительными работами или тюремным сроком до шести лет с 500-тысячным штрафом и пятилетним запретом занимать свои должности.

А вот для высших чиновников (лиц, занимающих госдолжности), уличенных в хищении бюджетных средств на госзаказах, наказание жестче: от пяти до 12 лет лишения свободы со штрафом 1–3 млн рублей и запретом занимать определенные судом должности на срок до десяти лет.

За хищения в особо крупном размере (свыше 6 млн рублей) или при исполнении контракта по гособоронзаказу будет грозить уже от семи до 20 лет колонии со штрафом 3–5 млн рублей и запрет занимать определенные должности на срок до 20 лет, следует из проекта.

Напомним, сейчас за это грозит наказание по ст.160 УК («Присвоение или растрата») с максимальными санкциями — до десяти лет лишения свободы и до 1 млн рублей штрафа.

Кроме того, предлагается установить повышенную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, получение и дачу взятки при определении поставщиков и исполнении госконтракта, а также при размещении или выполнении гособоронзаказа. Например, взятка в этой сфере приравнивается к получению взятки в особо крупном размере, и за нее будет грозить до 15 лет лишения свободы.

В правительстве предложенные Ириной Яровой поправки сочли обоснованными. Об этом говорится в официальном отзыве кабина на законопроект. Но дополнительной оценки, однако, по мнению правительства, идея об усилении наказания за хищение государственной (муниципальной) собственности требует дополнительной оценки на предмет соответствия конституционному принципу равенства всех форм собственности, отмечается в документе.

В ответ на это Яровая пояснила, что указанный конституционный принцип подразумевает лишь равные способы защиты — уголовно-правовые, а не идентичные санкции за указанные деяния.

Верховный суд тоже в целом поддерживает инициативу, но отмечает в своем отзыве, что в законопроекте отсутствует определение «должностного л​ица» применительно к новой статье.

Профильный комитет госдумы рекомендовал принять проект в первом чтении. В официальном решении комитета инициатива одобряется, но с оговоркой о необходимости ее доработки ко второму чтению. Предлагаемые авторами законопроекта санкции требуют дополнительного обсуждения, поскольку не в полной мере соответствуют принципу справедливости, отмечается в документе.

Кроме того, в заключении комитет, как и в отзыве Верховного суда, говорится о необходимости уточнить категории должностных лиц, подпадающих под повышенные санкции. В случае если поставщик, субподрядчик и соисполнитель являются коммерческими организациями, то лица, выполняющие в этих организациях управленческие функции, не подпадают под действие статьи, сказано в проекте заключения.

Источник: РБК

Новости по теме