Российский флот и авиация возвращаются на базу Камрань
Дата публикации: 20 мая 2016 года в 12:06.
Категория: Политика.
Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 года. (Фото: ru.wikipedia.org)
«Политика Вьетнама заключается в том, чтобы не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развитии военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением», сообщил 17 мая Посол Вьетнама Нгуен Тхань Шон.
Посол добавил, что Ханой намерен развивать с Москвой сотрудничество в сфере обороны. Он также добавил, что Вьетнам всегда считал Россию «своим близким, традиционным партнером», и что «доверительные отношения с Россией являются приоритетом во внешней политике Вьетнама».
Стоит разобраться, что за всем этим стоит. Просто потому, что такие заявления просто так послы не делают. Как говорил один Винни Пух из советского мультфика, «Это ж-ж-ж-ж – неспроста! Дерево просто так жужжать не станет». И, если снова начались все более активные разговоры вокруг базы в Камрани, то видимо, за этим скрыто нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Итак, база Камрань.
История началась в далеком уже 1979 году, когда через два месяца после окончания вьетнамо-китайского конфликта СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) советского Военно-морского флота сроком на 25 лет.
В дальнейшем здесь была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 кв. км. Вся инфраструктура была модернизирована. На аэродроме постоянно базировался 169-й гвардейский отдельный смешанный авиационный полк трёхэскадрильного состава авиации ТОФ, включавший противокорабельные ракетоносцы Ту-16К, морские разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ, противолодочные самолёты Ту-142, истребители МиГ-23МЛ, а также вертолётный отряд на Ми-14.
По договору на базе одновременно могли находиться 8—10 советских надводных кораблей, 4—8 подводных лодок с плавбазой и до шести других судов. Кроме того, разрешалось одновременное пребывание на аэродроме 14—16 самолётов-ракетоносцев, 6—9 разведывательных и 2—3 транспортных. По согласованию между Министерством обороны СССР и Министерством национальной обороны СРВ количество кораблей и самолётов могло увеличиться.
На ПМТО в Камрани возлагался ряд задач: обеспечение кораблей и судов во время стоянки электроэнергией, водой, ГСМ, продовольствием; поддержание установленных запасов МТС, их выдача и доставка на проходившие корабли и суда советского ВМФ; осуществление транзитной связи между судами и кораблями из зоны Тихого и Индийского океанов с командными пунктами Тихоокеанского флота и ВМФ; использование аэродрома для базирования противолодочной и разведывательной авиации; развитие и поддержание советско-вьетнамского содружества.
С началом базирования 17-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота Камрань получила статус военно-морской базы.
Согласно советско-вьетнамскому договору, аренда базы была безвозмездной. С 1991 года вьетнамская сторона неофициально предлагала СССР, а затем и России оплачивать аренду.
В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу. Министр иностранных дел России Игорь Иванов отмечал в 2002 году, что «на протяжении 10 лет наш военно-морской флот не выходил в Индийский океан и не пользовался услугами военно-морской базы». База была закрыта следом за закрытием военной базы в Лурдесе (Куба). Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае 2002 года.
Такова предыстория.
Следует заметить, что сразу же после поспешного ухода их Камрани наших военных, на представителей Вьетнама вышли бравые ребята из Пентагона. И предложили сдать им Камрань в аренду.
Порт Камрани считается одним из лучших глубоководных портов мира. Плюс еще бывший американский аэродром, который США потеряли в ходе войны в 1975 году, а наши неплохо модернизировали.
К чести вьетнамцев надо сказать, что с памятью у них все отлично. И американцы порт и аэродром не получили. Камрань продолжала существовать как порт и международный аэропорт, скажем так, в усеченном порядке.
Прошло 10 лет. За это время многое изменилось. Менялась понемногу Россия, менялась и обстановка вокруг нас. Как-то незаметно русские из категории «нищих и убогих» перешли в иную категорию. И вдруг Камрань снова всплыла, как всплывает в середине ордера подводная лодка вероятного противника.
12 ноября 2013 года, буквально через полгода после вступления в должность, Владимир Путин и Президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг подписывают соглашение о создании совместной базы для обслуживания и ремонта подводных лодок в Камрани.
Замечу, что подписание этого соглашения не привлекло особого внимания. Но все самое интересное было впереди.
В феврале 2014 года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что Россия расширит свое военное присутствие в мире: идут переговоры по размещению военных объектов с Вьетнамом и Кубой, а также ведется «активная работа на Сейшельских островах, в Сингапуре, в Алжире, на Кипре, в Венесуэле, Никарагуа и еще ряде стран».
Шойгу отметил, что на экваторе и в других регионах мира необходимо обеспечить дозаправку самолетов Дальней авиации РФ.
И с весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС.
Это уже не присказка, но еще и не сказка. Хотя сказка от 2014 года уже была в самом разгаре. И, наблюдая за этой сказкой, мы просто упустили моменты, которые начали развиваться на другой стороне земного шарика. Во Вьетнаме.
В ноябре 2014-го, во время визита в РФ генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга было подписано соглашение об упрощенном порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань. Как пояснили в Минобороны России, российским кораблям и судам после несения службы в Мировом океане требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань. Это стало важным событием, хотя бы потому, что Вьетнам стал второй страной (после Сирии) с которой Россия договорилась о «согласительном» порядке захода кораблей ВМФ.
Вот это уже серьезнее. Президент — это хорошо, но кто жил в СССР, прекрасно понимает, что в стране с социалистическим укладом и порядком генсек правящей (а во Вьетнаме единственной) партии — это весомее вдвое.
Уже тогда некоторые военные эксперты предположили, что не за горами подписание с Вьетнамом и другого соглашения, которое также действует с Сирией — о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в Камрани, вернее — его возвращении. Да, их мало кто услышал, потому что какая тут Камрань, когда такие дела происходят. Крым уплыл!
Но вот понемногу все успокоилось (если можно так выразиться), Крым остался в новом-старом историческом порту приписки, НАТО начало очередные шевеления у наших границ, и вот снова всплывает Камрань. Да еще и в комментариях посла Вьетнама в России.
Стоит сказать несколько слов о самой базе в Камрани. Это не сирийский Хмейним, нет. Это намного мощнее. Если Хмейним действительно ПМТО, так сказать, бензоколонка с минимаркетом, то Камрань — полноценный глубоководный порт с отличной инфраструктурой.
В советские времена вывеска ПМТО скрывала за собой полноценную военно-морскую базу 17-й оперативной эскадры. Здесь одновременно находилось 8-10 надводных кораблей и до восьми подлодок. Плюс суда обеспечения. Наличие такого количества полноценных боевых кораблей позволяло Тихоокеанскому флоту контролировать юго-западную часть Тихого и весь Индийский океан.
Есть ли в этом необходимость сегодня? Пожалуй, самый главный вопрос.
Здесь есть смысл просто посмотреть на карту мира. Камрань — некий перекресток на пути из Тихого в Индийский океан. И действительно, оттуда легко контролировать многие перемещения судов вероятного «партнера». Плюс еще, очень немаловажный, до Персидского залива — рукой подать. Нашими мерками. А что такое Залив для наших «партнеров», говорить не надо.
Камрань (в отличие от Хмейнима) очень сложно «запереть на замок». Это не Средиземная лужа, которую можно реально закрыть Босфором и Гибралтаром.
Кроме того, в регионе есть как минимум два стратегических союзника. Это Вьетнам и Индия. Плюс Китай, у которого статус менее определенный. И от амбиций Китая происходят последнее время почти все головняки в регионе. Но так как связка Китай-КНДР выступает на противоположной стороне от связки США-Япония-Южная Корея, то можно сказать, что мы можем дружить против нашего вероятного противника.
И еще один довод к вопросу о целесообразности. Раз так вышло, что работающая вроде бы против Ирана система ПРО возле наших границ в Румынии, Польше и прочих местах, танки в Прибалтике и той же Польше — это элементы глобальной борьбы за мир во всем мире, то в этом случае наше присутствие в других регионах, да еще не с танками, а чем-либо поэффективнее, вполне оправдано.
Никто не ведет речь о создании такой системы баз, какая есть у США. Нам не догнать их никогда, да и смысла нет никакого. Но необходимость в опорных точках в разных частях мира, те же комплексы слежения — это все действительно нужно и важно.
Нет никаких сомнений в том, что в дальнейшем мы будем наблюдать одну и ту же картину: размещение различных военных объектов США (НАТО — не более чем ширма) около наших рубежей. Значит, ответ должен быть. Действительно, не очередная безумная гонка вооружений, а способность дать именно адекватный ответ.
Или, что мне нравится намного больше — способность быстро и неотвратимо нанести упреждающий удар. Из таких мест, чтобы Пентагону было максимально трудно его заблокировать. Поближе, так скажем.
Кстати, базу в Лурдесе кубинцы тоже никому не сдали, если что.
В минувшие годы было разбросано много камней. Даже слишком много. Перечислять не стоит, сплошные огорчения, да и только. Но, как было сказано в умной книге, если было время разбрасывать камни, то рано или поздно настанет пора эти камни собирать.
Видимо, это время настало еще в 2014 году. А сейчас сбор камней начался.
Источник: "Военное обозрение"