Дебош в небе
Дата публикации: 16 июня 2016 года в 19:59.
Категория: Политика.
По статистике, только за последние 10 лет и одним лишь «Аэрофлотом» были зарегистрированы свыше 3000 нарушителей порядка на борту авиалайнеров. Многие из них угрожали и нападали не только на других пассажиров, но и на членов экипажа. В результате самолетам приходилось уходить на вынужденную посадку, прерывая запланированный рейс. А это – и миллионные убытки авиакомпаниям, и лишняя нервотрепка пассажирам, пишет «Московский комсомолец».
Авиационные эксперты уверены, что причиной роста популярности правонарушений в воздухе является беспрецедентно мягкое российское законодательство в этой сфере. Дебош на борту летящего лайнера трактуется нашим законом всего лишь как мелкое хулиганство, подлежащее исключительно административной ответственности – небольшому штрафу или чисто символическому аресту. Это составляет разительный контраст с международной практикой, отмечают специалисты.
«На рейсах зарубежных перевозчиков тоже порой дебоширят, но много реже, поскольку наказания там гораздо строже. Американское законодательство, например, весьма сурово к авиахулиганам: штраф от $10 тысяч налагается не только за угрозы и шантаж членов экипажа во время полета, на даже за «беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения», а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета.
Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тысяч. Согласитесь, под угрозой таких санкций даже не слишком адекватный человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить», – напоминает гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.
А уж такие серьезные проступки, как вмешательство в работу экипажа, во многих странах караются не только очень крупными штрафами, но даже тюремными сроками. Например, нападение на бортпроводника или пилота в США может повлечь за собой 20-летнее тюремное заключение. В Европе за подобное сроки поменьше, но тоже весьма внушительны: 10 лет во Франции, 4 года в Голландии, 3 года в Италии.
Кроме того, многие зарубежные авиакомпании заносят фигурантов воздушных инцидентов в особые черные списки, и впоследствии отказываются продавать билеты таким буйным пассажирам. Так, в случае агрессивного поведения на рейсах British Airways пассажир пожизненно получает статус no fly — лицо, не подлежащее перевозке.
К сожалению, в нашей стране серьезных мер воздействия на буйную публику не предусмотрено. Кодекс об административных правонарушениях за «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна» обещает лишь штраф до пяти тысяч рублей или административный арест до 15 суток. Никаких «черных списков» в России также официально не ведется, а если авиакомпания по собственному почину и начнет фиксировать личности нарушителей порядка, то законного права отказать им в перелете у перевозчика все равно не будет. Тот же «Аэрофлот» уже давно руководствуется собственной «Политикой авиакомпании по противодействию правонарушениям на борту воздушного судна», но заметного результата она на общем фоне не дает – слишком уж незначительны штрафные санкции, действующие на территории Российской Федерации. Даже деструктивное поведение хулигана, мешающее пилотировать самолет, пока воспринимается нашим законом как мелкая шалость.
Для того, чтобы обезопасить пассажиров и экипажи российских лайнеров, необходимо привести законодательство страны в соответствие с нормами международного права, наказывая авиадебоширов соразмерно степени опасности их деяний.
«Аэрофлот» предлагает членов экипажей и сотрудников авиабезопасности законодательно приравнять к лицам, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Тогда применение насилия в их отношении можно будет наказывать по всей строгости Уголовного кодекса.
Кроме того, давно пора в разы увеличить штрафы за нарушение порядка во время авиарейсов. Если хулиган будет платить за свое преступление не 500 - 5000 рублей, как сейчас, а 150 тысяч или даже 500 тысяч рублей, это станет серьезным сдерживающим фактором, уверены аналитики. А тех, кто готов расстаться даже с такими суммами за возможность покуражиться на высоте в несколько километров, члены экипажа должны иметь право зафиксировать с помощью специальных ремней или наручников. Кстати, в большинстве зарубежных авиакомпаний подобные приспособления входят в стандартное оснащение лайнера. Ведь быстро утихомирить разбушевавшегося хулигана таким образом намного безопаснее, чем подвергать риску здоровье и жизнь находящихся в самолете людей.
Также необходим официальный учет нарушителей с помощью так называемых «черных списков» и наделение авиакомпаний правом отказать в перевозке злостным дебошира. Такая мера также поможет существенно улучшить ситуацию с безопасностью на борту воздушных судов.
Но сделать все это без поддержки депутатов Госдумы невозможно. Но депутаты проявляют непонятную пассивность в этом вопросе. Несколько уже внесенных в Думу законопроектов по повышению мер авиационной безопасности годами пылятся в комитетах и комиссиях. В результате «Аэрофлот», на равных выступающий с ведущими западными перевозчиками в части уровня комфорта и безопасности полетов, все еще сильно ограничен в своих возможностях по противодействию дебоширам. А это, в свою очередь, бьет и по компании, и по интересам самих россиян, все активнее пользующихся воздушным транспортом.