Машины загрязняют воздух в городах больше предприятий
Дата публикации: 23 января 2017 года в 16:39.
Категория: Авто.
В Роспотребнадзоре и Минприроды констатируют, что тенденция связана с увеличением количества автомобилей. Экологи скептически оценивают саму попытку сопоставить все крупные города в рамках одного рейтинга.
Автомобили вырвались в лидеры по вкладу в загрязнение воздуха в крупных городах, опередив промышленные предприятия: об этом заявила глава Роспотребнадзора Анна Попова на съезде "Единой России". "Если раньше основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха был вкладом предприятий, то сегодня до 80% в крупных городах — это вклад автотранспорта",— рассказала она. В ведомстве связывают изменения в рейтинге с ростом числа автомобилей в городах.
При этом госпожа Попова отметила общую тенденцию улучшения качества воздуха, в том числе вблизи автомагистралей: доля проб с превышением гигиенических нормативов загрязняющих веществ уменьшилась на 0,46%, говорится в госдокладе Роспотребнадзора "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за 2015 год. В документе также отмечается, что "выбросы стационарных источников загрязнения на многих предприятиях достигли установленных предельно допустимых уровней, в том числе в результате перехода на более современные технологии; ряд источников загрязнения прекратил существование или снизил мощность".
В Минприроды рассказали "Ъ", что помимо улучшения технологий промышленных предприятий свою роль в потере их лидерства в рейтинге загрязнителей сыграло и то, что "во многих крупных городах, например, в Санкт-Петербурге и Москве, предприятия вынесены за пределы города". При этом пресс-секретарь природоохранного ведомства Николай Гудков признал, что среди крупных городов есть много исключений: "В основном это зоны промышленных агломераций".
В Минприроды также констатируют увеличение количества автомобилей в крупных городах: "Среди субъектов Российской Федерации по объемам выбросов от автотранспорта лидирует, естественно, Москва",— говорится в госдокладе ведомства "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году". Из документа следует, что на долю Москвы приходится более четверти (25,4%) всех выбросов загрязняющих веществ от автомобилей Центрального федерального округа (919,2 тыс. из 3620,6 тыс. тонн), а вместе с выбросами автотранспорта Московской области выбросы столичного региона составляют 46,7% всех автотранспортных выбросов ЦФО. Однако, как рассказал "Ъ" глава Минприроды Сергей Донской, в столице проводится эффективная работа по снижению экологического воздействия автотранспорта: "В том числе это строительство дорожной инфраструктуры, улучшение дорожного движения и развитие общественного транспорта,— заявил он.— Все это имеет положительное влияние на качество атмосферного воздуха". "В целом за счет ввода требований к экологическому классу топлива и двигателей, ряда мер по развитию дорожной инфраструктуры, общественного транспорта в дальнейшем удастся нивелировать эффект от роста парка автомобилей",— считают в Минприроды.
"Динамика выбросов от стационарных и передвижных источников — это многофакторная система, чтобы делать такой однозначный вывод по всем крупным городам,— говорит руководитель движения ЭКА Татьяна Честина.— Есть города с серьезным промышленным загрязнением, например с открытой перевалкой угля, как в Мурманске или во Владивостоке". По ее словам, действительно можно выделить общую тенденцию по увеличению числа "передвижных загрязнителей". "В то же время есть другие факторы, которые влияют на автомобильные выбросы, например, с 1 июля 2016 года в России запрещена продажа автомобильного бензина классом ниже "Евро-5", аналогичный запрет для дизельного топлива действует с начала года,— добавляет госпожа Честина.— Недавнее резкое повышение цен в Москве на парковку в центре также может потенциально снизить пользование легковыми автомобилями".
Ольга Никитина, «Коммерсант»