Хакасия может стать первым регионом России, объявившим дефолт
Дата публикации: 13 октября 2017 года в 09:04.
Категория: Экономика.
Об этом рассказал депутат Абаканского городского совета, директор компании «МедиаПроф» Евгений Мамаев в эфире местного телеканала ТВ-7. А более подробные обоснования своего вывода он привел на своей странице в Facebook.
В 2013 году уровень долговой нагрузки Хакасии был на вполне приемлемом уровне. При аккуратном подходе ситуация с долгом была вполне управляемой и в какой-то мере оправданной. Другое дело, что необходимо было размер долга соотносить с ростом экономики и всячески способствовать этому росту. Однако, этот момент был упущен - уж очень легким является путь заливания заемными деньгами имеющихся проблем. По сути, власти Хакасии пришли к работе по схеме финансовой пирамиды - когда старые обязательства гасятся новым поступлением денег и еще часть проедается. В бизнесе такие компании называются зомби-компаниями. Без притока денег они тут же умирают.
Уже в 2016 году Хакасия вышла на первое место в России по объему госдолга на душу населения, а в нынешнем году нарастила свое кредитное бремя еще на 700 млн рублей – с 22,8 млрд рублей на 1 января, до 23,5 млрд рублей по состоянию на 1 сентября.
Отметим, что 700-миллионный рост объема задолженности в этом году можно считать незначительным в сравнении с его прошлогодним увеличением на 6,2 млрд рублей.
И на сегодня соотношение госдолга к прогнозируемому объему собственных доходов достигло дикого уровня в 145%!.
Однако до конца нынешнего года Хакасии необходимо погасить долги на сумму 10 млрд! Из них 9,4 млрд коммерческих кредитов и 0,6 млрд обязательств по облигациям.
При этом доходы регионального бюджета с января по август составили 14 млрд рублей, из которых 4,3 млрд пришлись на федеральные субсидии.
А на обслуживание госдолга, т.е. лишь на выплаты процентов по кредитам, за те же восемь месяцев потратили уже 1,8 млрд, и до конца года предстоит отдать еще около 700 млн.
Все прочие расходы бюджета за январь-август составили 16 млрд рублей при плане в 29 млрд (для сравнения: расходы за 2016 год составили 28,5 млрд, доходы 21,7 млрд руб.). То есть за восемь месяцев бюджет исполнен лишь на 55%. И для исполнения Закона о бюджета требуется еще 13 млрд рублей.
Это означает, что с 1 сентября до 31 декабря правительству требуется профинансировать около 23 млрд рублей (10 мррд на погашение долгов +13 млрд бюджетных обязательств).
И тут главный вопрос – откуда они возьмутся?
Если смотреть бюджетную динамику прошлого года, то текущие поступления в казну за сентябрь-декабрь дадут лишь около 7 млрд рублей, включая 2 млрд федеральных субсидий.
Остается найти «сущую мелочь» - еще 16 млрд руб. Задача, скажем так, нетривиальная, и сложно сказать, удастся ли ее решить.
Очевидно, что бюджетный кредит на 11 млрд рублей от Минфина России, о котором так долго твердят в правительстве Хакасии, является критически важным фактором. Без этих денег может встать вопрос о первом в истории России дефолте региона.
Однако с этим бюджетным кредитом не так все просто. На 1 июня Хакасией было погашено 1,8 млрд руб. ранее полученных бюджетных кредитов при годовом плане 3,4 млрд руб. На 1 сентября погашено уже около 4,5 млрд руб., т.е. на 1,1 млрд руб. больше, чем предусмотрено годовым бюджетом. Это, видимо, связано с нарушением Хакасией соглашений с федеральным Минфином об использовании бюджетных кредитов.
Предполагаю, что нам их давали в целях замены коммерческих кредитов, а мы их просто проели.
Напомним, в России три последних года Минфин проводил процедуру замены дорогих коммерческих кредитов бюджетными, и в среднем по стране сейчас регионы имеют долю бюджетных кредитов около 50%. А вот у Хакасии из общей суммы госдолга лишь 10% приходится на госкредиты с символической ставкой в 0,01% годовых.
По всей видимости, уже после получения согласия Минфина на предоставление республике бюджетного кредита в 11 млрд, в регионе было выявлено нарушение. И теперь есть определенные риски, что данный факт может стать проблемой при получении обещанных 11 млрд руб.
Прошло уже четыре месяца с момента, когда в правительстве Хакасии заявили, что Москва обещала выделить 11 млрд «дешевых денег», а их все нет. Причем замечу, что с начала года республика уже получила около 4 млрд руб. бюджетных кредитов. Если они входят в озвученные 11 млрд, то остаток к получению всего около 7 млрд руб.
Но даже если мы получим все 11 млрд рублей, то до конца года потребуется где-то найти еще около 5 млрд. Но из имеющихся данных видно, что все резервы по сборам уже исчерпаны. Судя по всему, по налогу на прибыль мы уже привлекли 2-3 млрд рублей налогов будущих периодов. Власти республики выпросили эти авансовые платежи у действующих в регионе крупных компаний. И с этой стороны подмоги вряд ли можно ждать.
Остается только бросить все имеющиеся средства на расчеты с кредиторами, отсрочив исполнение бюджета. Но это означает задержку заработной платы, оплаты пособий, субсидий и расчетов с подрядчиками, и поставщиками, в том числе оплату электричества и ЖКХ бюджетными организациями, а также способствует росту их долга по налоговым и пенсионным отчислениям.
И мы видим, что именно это сейчас и происходит. Но долго в таком режиме жить не получится – все окончится социальным взрывом.
Уже в начале нынешнего года сумма долгов по самым неотложным бюджетным обязательствам оценивалась в 8 млрд рублей. Сейчас она приблизились к 10 млрд. Если людей еще на несколько месяцев оставить без зарплаты и пособий, то регион точно рванет.
Еще власти планировали размещение облигаций на 6,1 млрд рублей и даже заложили эту позицию в бюджет 2017 года. Но, видимо, уже можно говорить о том, что Минфин России не даст добро на это.
Другой предполагавшийся источник пополнения казны – продажа акций на 4,6 млрд. Но что это могут быть за акции, и кто их купит – до сих пор непонятно.
Отметим, что ранее федеральный Минфин уже указывал на то, что «некоторые регионы включают в бюджет неподтвержденные источники доходов». И Хакасия фигурировала в озвученном списке таких регионов.
Есть еще интересный момент: согласно Закону Республики Хакасия о бюджете на 2017 год верхний предел государственного внутреннего долга Республики на 01 января 2018 года установлен в сумме 16 млрд 789 млн 957 тыс. рублей. То есть для исполнения Закона необходимо до конца года снизить величину госдолга на 6,7 млрд рублей!
Это, на мой взгляд, настолько нереально, что можно и не комментировать.
ВЫВОДЫ
В случае невыплаты платежей по кредитам или облигациям в установленные сроки можно говорить о дефолте региона. В некоторых случаях это может привести к возникновению у всех кредиторов права требовать досрочного единовременного погашения имеющейся задолженности.
Грубо говоря, если сейчас блокируют расчетные счета отдельных школ, но люди в них могут получать зарплату по судебным решениям, то тут заблокируют счет всей республики - движение всех денежных средств может быть заблокировано. Это, конечно, грубая аналогия, но тем не менее. Прецедентов в стране еще не было.