Бизнес не хочет оплачивать электричество за себя и за того парня
Дата публикации: 23 ноября 2017 года в 19:37.
Категория: Экономика.
РСПП пожаловался премьер-министру Дмитрию Медведеву на Минэнерго. Это ведомство собирается навязать промышленным предприятиям новую неналоговую нагрузку и возобновить за ее счет поддержку распределительных электросетевых компаний.
Об это говорится в адресованном главе правительства письме президента РСПП Александра Шохина. Как сообщат «Ведомостей» со ссылкой на свои источники, аппарат Дмитрия Медведева перенаправил письмо профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу, но его представитель пока не ответил на запрос.
Недовольство бизнеса вызвало недавнее предложение Минэнерго вернуть в электроэнергетике механизм «последней мили». Он действовал до 2013 года и запрещал крупным энергопотребителям заключать прямые договоры с управляющей магистральными сетями ФСК. Из-за промышленные предприятия были вынуждены заключать договоры с региональными распределительными сетевыми компаниями, которые арендовали участки магистральных сетей у ФСК, и оплачивать энергию по более дорогому тарифу. Таким способом правительство сдерживало рост тарифов для населения, а также поддерживало финансовое положение межрегиональных сетевых компаний (МРСК). К примеру, в 2012 году размер перекрестного субсидирования составлял 220 млрд рублей, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.
Но в 2013 году крупные потребители добились отмены «последней мили», также был разработан план снижения перекрестного субсидирования.
Разработанный сегодня в Минэнерго законопроект предлагает не возвращение к механизму «последней мили», а введение более равномерного распределение социальной нагрузки по перекрестному субсидированию, уточняет представитель «Россетей» (управляет ФСК и МРСК). Компания поддерживает его, так как он позволит снизить единые тарифы в регионах в среднем на 8,3%, говорит он.
Представитель Минэнерго пояснил, что из-за того что с отменой «последней мили» крупные потребители подключаются к магистральным сетям напрямую, на малый и средний бизнес в регионах увеличивается нагрузка по оплате перекрестного субсидирования. Цель нового законопроекта в том, чтобы распределить бремя перекрестного субсидирования равномерно на все группы потребителей, кроме населения, отмечает он: любой вариант решения проблемы будет зависеть от того, как быстро бытовые потребители начнут оплачивать электроэнергию по рыночным ценам. Но для этого нужно, чтобы рост тарифов для населения составил около 14% с 2018 года, что пока невозможно, говорится в материалах Минэнерго. По оценкам Минэнерго, к 2022 году размер перекрестного субсидирования увеличится почти в два раза до 417 млрд руб.
Законопроект не имеет экономических обоснований, уверен Шохин: он окажет серьезное влияние на конкурентоспособность крупнейших российских предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Фактический возврат «последней мили» обойдется промышленности в 27–50 млрд рублей в год, оценили в «Сообществе потребителей энергии». Потребители уже приняли на себя дополнительную нагрузку по различным платежам, в том числе за строительство новых АЭС, ГЭС и электростанций на основе возобновляемых источников энергии на сумму до 616 млрд рублей к 2020 году, мусоросжигательных заводов в размере не менее 90 млрд рублей и компенсацию снижения энерготарифов на Дальнем Востоке на 29,5 млрд рублей ежегодно, перечисляет Шохин. Он просит вернуть законопроект для разработки системного решения проблемы перекрестного субсидирования за счет мер, которые не приведут к появлению неналоговой нагрузки на промышленные предприятия.
Предложение Минэнерго приведет к снижению конкурентоспособности российских предприятий и сокращению налоговых поступлений, ведь промышленности важны приемлемые и прогнозируемые тарифы на электроэнергию, говорит заместитель гендиректора UC Rusal Максим Балашов. Возврат «последней мили» будет стоить экономике до 2,5% промышленного роста и до 0,5% роста ВВП, посчитали в «Сообществе потребителей энергии».
Продлевать действие «последней мили» и перекладывать перекрестное субсидирование на тех потребителей, на которых оно сейчас не распространяется, нецелесообразно, считает представитель ФАС. Ведомство предложило правительству порядок ежегодного расчета предельной величины перекрестного субсидирования по регионам, синхронизировав эти расчеты с принятием решения по тарифам для населения, говорит он.
Промышленность выполнила все свои обязательства в рамках ликвидации «последней мили» и продолжает нести существенное бремя перекрестного субсидирования в тарифах распределительных сетей комплекса, отмечает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев.