Как и почему рос госдолг Хакасии в 2009-2018 годах

Дата публикации: 21 ноября 2018 года в 15:24.
Категория: Экономика.

С 2009 года государственный долг Хакасии вырос с 0,6 млрд до 24,6 млрд рублей. Причины этому назвали ученые из главного вуза республики.

Анализ причин нарастания бюджетного долгового бремени был сделан на прошедшей в Хакасском госуниверситете IX международной научно-практической конференции «Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования», которая проводилась в институте экономики и управления университета.

Государственный долг региона (совокупность всех долговых обязательств), его историю и причины исследовали студент вуза А.Р. Албычаков, под руководством преподавателя, кандидата экономических наук, доцента Т.Н. Пигиной.

В 2009 году госдолг Хакасии составлял 600 млн рублей, но потом начал быстро расти. Основной причиной возрастания стал разрыв между доходной и расходной частью бюджета. Много лет этот дефицит покрывался большей частью за счёт наращивания государственного долга. В 2012 году ситуация ухудшилась в разы, когда крупнейшие налогоплательщики республики столкнулись с резким падением цен на алюминий и уголь. В итоге бюджет недополучил миллиарды рублей налогов.

Также немаловажной причиной стали майские (2013 года) указы В. В. Путина, согласно которым была вдвое повышена зарплаты бюджетникам. Поскольку данное повышение исполнялось за счет регионального бюджета, то оно неизбежно привело к разрыву между доходами и расходами республиканской казны в объёме примерно 6 млрд рублей в год. В связи с этим финансовое состояние Хакасия с 2012 года стало резко ухудшаться – территория вынужденно брала все новые кредиты, чтобы выплачивать повысившееся жалованье бюджетников и выдавать обязательные социальные выплаты.

В республиканском парламенте отмечали, что Хакасия только за 2013 год потеряла более 10 млрд рублей из-за налоговых реформ, «майских» указов и на обслуживание делегированных республике, но не подкрепленных финансами государственных полномочий.

А потом еще случился кризис, экономика остановилась и в 2015 и 2016 годах резко упали налоговые платежи и прекратился рост заработной платы.

Быстрый прирост регионального госдолга стал замедляться только после того, как федеральный Центр стал заменять коммерческие кредиты на бюджетные. А еще хакасская власть научилась экономить – на дорогах, ремонтах, развитии.

На ухудшение ситуации с госдолгом также повлияли массивные пожары, произошедшие в республике в апреле 2015 года. Экономика Хакасии понесла огромные убытки. Уменьшились налоги как непосредственно по организациям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших ее косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть республиканского бюджета от пострадавших территорий. При этом понадобились масштабные расходы региона на ликвидацию последствий пожаров, восстановление домов и оказание помощи гражданам.

Для увеличения поступление средств в бюджет власть усиливала давление на малый и средний бизнес – в результате разных проверок хозяйствующим субъектам начислялись налоги, штрафы, пени.

Также дефицит средств в казне покрывали за счёт наращивания долгов перед внебюджетными фондами, за электричество и за счет задержек оплаты за поставленные товары и услуги по государственным и муниципальным контрактам. Всё это отрицательно влияло на местный бизнес. В результате только за январь - ноябрь 2017 года в Хакасии закрылось 1704 организаций. 

В январе 2017 года Федеральное казначейство впервые ввело внешнее управление финансами двух регионов – Хакасии и Костромской области.

Осенью 2017 года Верховный совет Хакасии обратился к Федеральному центру с просьбой выделить республике 28,2 млрд. рублей. Глава Хакасии прямо не поддержал это обращение, но дал понять, что помощь Хакасии не помешает. В итоге, центр предоставил республике 7,4 млрд. рублей в виде бюджетного кредита, что помогло погасить значительную часть дорогих коммерческих займов.

Информация об объеме и структуре государственного долга Хакасии за 2016-2018 гг.

Вид обязательств

2016

2017

2018

1. Государственные ценные бумаги

45 %

50 %

40,7 %

2. Кредиты кредитных организаций

34 %

37 %

0 %

3. Бюджетные кредиты Минфина РФ

20 %

12,7 %

59,3 %

4. Государственные гарантии

1 %

0,3 %

0 %

Всего долговых обязательств

16 676 155,83

тыс. рублей

22 881 102,15

тыс. рублей

24 612 960,74

тыс. рублей

 

Ученые считают, что Хакасии необходимо менять экономическую политику: взвешенно и аккуратно вести обслуживание долгов, не допускать задержки коммерческого кредита дольше года.

– Наши студенты представляют на конференции научные разработки, которые актуальны для региона, потенциальных работодателей – представителей бизнеса и органов власти, – отметила директор института экономики и управления ХГУ Нина Федотовна Дитц. – 60 процентов  выпускных квалификационных работ выполняются по заявкам работодателей, что отражается на эффективности взаимодействия с предприятиями, организациями и возможности трудоустройства выпускников.

Новости по теме