РУСАЛ попал под санкции потому, что иностранцы не могли с ним честно конкурировать
Дата публикации: 31 января 2019 года в 10:23.
Категория: Экономика.
Олег Дерипаска
О настоящих причинах введения и отмены санкций против активов Олега Дерипаски рассказал в эфире радио «Эхо Москвы» главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков.
Во время эфира ведущий передачи Евгений Бунтман предложил Ремчукову: «Давайте теперь поговорим про Дерипаску, который потерял контроль над своими активами, но с его компаний сняли санкции. Объясните, пожалуйста - кто здесь выиграл, кто проиграл? Персональные санкции американцев против Дерипаски при этом остались».
Ремчуков: ― Безусловно, это говорит о том, до какой степени Олег сильный борец. Снять со своего бизнеса санкции при такой агрессии и при таком уровне обвинений, которые там были, — это очень круто, на мой взгляд. И то, что все контракты, которые эти компании заключили, сейчас будут исполняться в полном объеме. Рабочие на своих местах останутся, доходы останутся, будут развиваться. Мне кажется, это очень здорово. Поскольку непонятна природа, главная причина, почему эти санкции введены, то, конечно, я лично недоумеваю. Я читал все эти документы. Дерипаске вменяют то, что он в хороших отношениях с властью. А власть Путина, по мнению американцев плохая. А если власть Путина плохая, то Дерипаска не должен ее поддерживать.
До какой степени реалистическим является требовать революционных выступлений против власти от бизнесмена, у которого десятки, может быть даже в совокупности его бизнесов сотни тысяч работников, не до конца понятно. Ни одного внятного обвинения. Вот ни одного, которое говорило бы, что он где-то виноват конкретно, что-то он сделал там. Ему говорят: он знал Пола Манафорта. Да, он знал.
Бунтман: Но санкции не за Манафорта, а за то, что он "опора режима" российского.
Ремчуков: ― Когда говорят про "опору режима" и про то что компания фактически представляет интересы Путина, то у меня возникает меня вопрос логический: так как это не частная компания Дерипаски, а опора режима? И как же тогда может режим согласиться не то, что совет директоров будет из США или Великобритании? Это лишний раз говорит о том, что все на самом деле прекрасно знают, что это частная компания Дерипаски.
У Дерипаски компании «Русский алюминий» и En+ оказались очень крутыми, с точки зрения организации. Олег – выдающийся менеджер, который с 20 лет сидит в Японии и изучает все способы японского менеджмента, поэтому у него великолепно организовано производство, минимальные издержки. Но самое интересное, что он выстроил такие цепочки поставок и сбыта глинозема, бокситов, алюминия, что компания по эффективности – номер 1 в мире. И с Олегом никто не мог бороться на конкурентном поле. Он просто круче. А из-за того что En+ объединяет энергетику, прежде всего гидроэнергетику, то у него еще электричество является зеленым. То есть в этом смысле это малозагрязняющая, в отличие от Китая, в котором уголь лежит в основе генерации этого электричества.
Получается, что сейчас, когда мир движется в сторону зеленых технологий и сертификации зеленых продуктов, то крутые автопроизводители - мерседес, фольксваген - хотят, представлял свои автомобили потребителю сказать: слушайте, друзья, у нас все компоненты зеленые. Поэтому они покупают алюминий Дерипаски. Они не будут китайский алюминий брать, потому что он не "зеленый" и потребитель будет протестовать. Поэтому у Олега все премиальные сегменты потребления: в авиации, в автомобилестроении, и везде – это все его.
Поэтому, конечно, тут вошли так, как не входят, если бы этот актив принадлежал Путину или государству, я вас уверяю, там бы были другие решения. Это действительно частные компании. Я не знаю, но очень надеюсь, что Олег со свойственным ему упорством и способностью начнет бороться, чтобы его вывели из санкций, потому что никаких оснований держать его там нет.
Бунтман: Ну вот он пошел навстречу, можно и персональные санкции снимать.
Ремчуков: ― Я думаю, там могут быть и другие. Главное – разбираться. Раз не выдвигаются никаких обвинений, кроме того что ты знал Манафорта, Манафорт украл у Олега 18 млн долларов и Олег. И Олег последние 10 лет ищет, чтобы засудить. Но сам факт знакомства или сотрудничества вменяется в вину. Поэтому никакого российского вмешательства никто не инкриминирует. Даже Манафорту, которого обвиняют только в уклонение от уплаты налогов и неуважение к суду.
Так что посмотрим, как дальше будет. Я видел письмо, писали сотрудники «АвтоГАЗа» американскому послу. И получили ответ от заместителя посла: уважаемые рабочие ничем помочь вам не можем. Давайте, разбирайтесь с Путиным, думайте, что вы будете делать с ним. Вот совет рабочим. Это, конечно, за рамками добросовестности, мне кажется.