Стратегия Саяногорских предприятий РУСАЛа после отмены санкций останется прежней
Дата публикации: 31 января 2019 года в 16:46.
Категория: Экономика.
Минфин США 27 января опубликовал официальное заявление следующего содержания: «Управление по контролю над иностранными активами казначейства США (OFAC) минфина США сегодня сняло санкции, введенные против En+ Group plc (En+), "Русала" (Rusal) и "Евросибэнерго" (ESE), после более раннего уведомления, представленного Конгрессу 19 декабря 2018 года», – говорится в сообщении минфина.
В американском ведомстве отметили, что причиной отмены санкций стало то, что указанные компании «сократили долю прямого и косвенного владения Олега Дерипаски и жестко ограничили его контроль».
При этом сам Дерипаска останется в санкционном списке, и остальные его активы по-прежнему будут заблокированы.
En+, «Русал» и «Евросибэнерго» стали первыми российскими компаниями, которым удалось добиться отмены американских санкций. И главную роль в этом достижении сыграл именно Олег Дерипаска.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Напомним историю вопроса. В апреле 2018 года в очередной антироссийский санкционный список США попал Олег Дерипаска и контролируемые им компании En+ Group и «Русал».
Тогда санкции подразумевали запрет импорта алюминия из России и кары со стороны США к любым в мире покупателям алюминия и другой продукции, произведенной на предприятиях Олега Дерипаски.
Официально Вашингтоном было заявлено, что санкции применяются за то, что Дерипаска находится в хороших отношениях с Путиным и это «угрожает интересам Соединенных Штатов». Также утверждали, что российский бизнесмен, «по заданию Кремля» якобы пытался повлиять на итоги президентских выборов в США. В доказательство приводили факт знакомства Дерипаски с Полом Манафортом, который возглавлял избирательный штаб Дональда Трампа.
Уже после выборов Манафорт стал фигурантом расследования ФБР об «иностранном, а именно российском вмешательстве» в президентские выборы 2016 года. Однако в итоге никаких доказательств такого вмешательства ФБР не нашло и Манафорта отправили под суд «всего лишь» за отмывание денег, дачу ложных показаний и незаконное лоббирование интересов Украины. А про громко звучавшие претензии о связях Манафорта с российской стороной сегодня в Штатах уже не вспоминают.
Однако это не повлияло на ранее объявленное санкционное давление.
Олег Дерипаска и его главные активы были включены в SDN-list (черный список) американского Минфина, после чего банкам, компаниям и гражданам США запретили вести любые дела с принадлежащими ему компаниями. Санкции должны были вступить в силу в июне, но в ходе переговоров с властями США срок неоднократно переносился и был отложен до 21 января 2019 года.
ЗА ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ АТАКОВАЛИ ДЕРИПАСКУ
Главный редактор «Независимой газеты» Николай Ремчуков высказал версию настоящей причины давления на активы Олега Дерипаски. Он считает, что РУСАЛ атаковали санкциями лишь потому, что эта компания работала настолько хорошо и эффективно, что иностранцы не могли с ней конкурировать.
- У Дерипаски компании «Русский алюминий» и En+ оказались очень крутыми, с точки зрения организации. Олег – выдающийся менеджер, поэтому у него великолепно организовано производство, минимальные издержки.
Но самое интересное, что он выстроил такие цепочки поставок и сбыта глинозема, бокситов, алюминия, что компания по эффективности – номер 1 в мире. И с Олегом никто не мог бороться на конкурентном поле. Он просто круче. А из-за того что En+ объединяет энергетику, прежде всего гидроэнергетику, то у него еще электричество является зеленым. То есть в этом смысле это малозагрязняющая, в отличие от Китая, в котором уголь лежит в основе генерации этого электричества.
И сейчас, когда мир движется в сторону зеленых технологий и сертификации зеленых продуктов, то крутые автопроизводители – мерседес, фольксваген – хотят, представляя свои автомобили потребителю, сказать: слушайте, друзья, у нас все компоненты зеленые. Поэтому они покупают алюминий Дерипаски. Они не будут китайский алюминий брать, потому что он не "зеленый", и потребитель будет протестовать. Поэтому у Олега все премиальные сегменты потребления: в авиации, в автомобилестроении, и везде – это все его, – считает Ремчуков.
ЧЕМ ГРОЗИЛИ САНКЦИИ
Заводы «Русала», En+ Group – это совокупно почти 200 тысяч работников плюс более полумиллиона смежных рабочих мест. Только в Хакасии на предприятиях промплощадки РУСАЛа трудятся почти 7 тысяч человек. А если учесть, что эти предприятия являются градообразующими для Саяногорска, то под угрозой оказалась нормальная жизнь всего города. Потеря рынков сбыта с одной стороны, и поставщиков сырья и комплектующих – с другой могли привести к частичной или полной консервации производств. Тысячи семей могли остаться без работы и денег.
Специалисты прогнозировали, что когда санкции окончательно вступят в силу, то для РУСАЛа станет невозможно выполнение даже ранее законтрактованных экспортных поставок, будет прервана нормальная хозяйственная деятельность по поставкам и закупкам. Это, с большой вероятностью, приведет к массовым увольнениям или переводу на сокращенный рабочий день сотрудников предприятий. И под ударом окажутся и люди, и меньше налогов будет уплачено в региональные бюджеты.
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах отмечал:
– Понятно, что когда вы душите компанию, то по акционерам тоже приходится удар, но в первую очередь страдают рабочие и контрагенты. Акционер, безусловно, переживает давление и несет убытки, но с учетом географии и концентрации рабочих мест, удар по данным компаниям – это удар по вполне конкретным рабочим и другим сотрудникам предприятия, – уверен эксперт.
ОТДАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ СПАСТИ КОМПАНИЮ
Чтобы не допустить развития событий по самому мрачному сценарию Олег Дерипаска пошел на выполнение выдвинутых ему условий.
В мае 2018 года он покинул пост главы совета директоров «Русала» и снизил свою долю в En+ до 45%, передав акции российскому государственному Внешторгбанку (ВТБ), для того, чтобы американское ведомство сняло с компаний санкции.
Бизнесмен отказался не только от прямого управления попавшими под санкции активами, но и от прав собственности на них, а также – от получения дивидендов.
Кажется, это первый случай в истории новой России, когда создатель бизнес-империи отказывается от прав владения и доходов ради того, чтобы его детище продолжило нормально жить и работать.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ САНКЦИЙ
О том, что теперь изменится на предприятиях РУСАЛа, «АИС» рассказали в пресс-службе расположенных в Хакасии Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов (САЗ и ХАЗ):
- Беспрецедентный выход РУСАЛа из-под санкций – это позитивная новость не только для сотрудников наших предприятий, но и для потребителей. Производство алюминия можно назвать системообразующим элементом экономики. От стабильной работы заводов зависит и бюджет региона и работа ключевых отраслей экономики: энергетической, транспортной и ряда других, – отметили в пресс-службе САЗа.
На предприятии рассказали и о ближайших планах:
– Основная задача сейчас для Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов – это скорейшее восстановление позиций на рынке.
Наша стратегия остается прежней: производство высококачественной продукции, рост доли сплавов, развитие экологически чистых технологий, содействие росту внутреннего рынка.
Оперативное управление по-прежнему находится в руках нашего менеджмента , под руководством генерального директора Евгения Никитина – производственника с большим стажем работы, который в Саяногорске прошел путь от электролизника до управляющего директора Саяногорского алюминиевого завода.
Не меняется и социальная роль предприятий, как для Саяногорска, так и для республики в целом. Мы намерены еще больше сконцентрироваться на вовлеченности наших предприятий в жизнь регионов нашего присутствия, содействуя повышению качества жизни населения через реализацию значимых социальных и инфраструктурных проектов.