Российские железные дороги оказались самыми экологичными и энергоэффективными в мире

Дата публикации: 19 февраля 2019 года в 06:56.
Категория: Экономика.

РЖДРЖД

Нам застилает глаза пропаганда и PR. К примеру, многие уверены, что Япония впереди планеты всей по уровню железнодорожных перевозок. Но оказывается, энергоэффективность японских перевозок в 7 раз хуже, чем в России.

Или взять, к примеру,  США. Илоны Маски и «силиконовые долины» вынесли всем мозг «зеленой пропагандой». Власти Соединенных штатов даже растоптали концерн Volkswagen с его дизельными двигателями. Вся экологически озабоченная общественность аплодирует. А в это самое время американские железнодорожники жгут МИЛЛИАРДЫ баррелей соляры в год, являя собой самую энергоНЕэффективную жд-систему в мире.

При этом и экологи, и Международное энергетическое агентство признают: железные дороги — это всего 2% мирового энергопотребления, но почти 10% мировых перевозок. И среди всех дорог мира одной из самых эффективных является РЖД.

Международное энергетическое агентство выпустило отчет «The Future of Rail Opportunities for energy and the environment» (Будущее железной дороги. Возможности для энергии и окружающей среды). Отличный текст и правильные факты без всяких политических интерпретаций. 

Много диаграмм — часть просто интересные файлы, часть про эффективность, часть про экологию.

РЖД

ЕврАзийские железнодорожные коридоры без привязки к размерности колеи.

ПРО МЕТРО

Простой факт. В пересчете на жителя — метро в России самое эффективное и привлекательное

Среднегодовые поездки на метро на одного городского жителя, 2013–2017 годы (слева); использование сети метро и ВСМ 2017 год (справа)

 
Примечание: Россия, Корея и Европейский Союз имеют самый высокий уровень пассажиропотока. Использование сети метро на километр пути выше в России и странах Азии, чем в Европе и Северной Америке. Использование метрополитеновских сетей намного выше, чем ВСМ.

ПРО ГРУЗЫ

Грузовые железнодорожные перевозки в отдельных странах, 1995-2016 гг. (слева) и доля пассажирских и грузовых поездов в перевозках, 2016 (справа)

Примечание: На рисунке слева - объемы грузоперевозок в Японии и Корее слишком малы, чтобы их можно было увидеть, поэтому их грузовые операции включены в категорию "остальной мир", наиболее значительными странами в этой категории являются Австралия, Бразилия и Южная Африка.

Обратите внимание, в России и Китае сама сбалансированная дорога. А если учесть, что по китайским ВСМ грузы не возят, то балансировка пассажир-грузы  — наиболее эффективна у нас.

Среднее расстояние грузовой перевозки от площади страны (слева) и загрузки поезда относительно среднего транспортного расстояния (справа), 2016

Исследователи даже расшили США до «Северной Америки», но эффективность от этого не растет. На диаграмме просто физические показатели.

Грузовые железнодорожные перевозки и их доля в общих грузоперевозках.

Основное: С 2000 года грузовые железнодорожные перевозки выросли (тонно-километры), в то время как их доля в общих перевозках в большинстве стран снизилась.

Это диаграмма про активность дорог. Самое большое падении доли в перевозках грузов по стране у железных дорог Китая и Индии. Там где автотранспорт побеждает железные дороги. Об этом феномене мы писали.

Конечное использование энергии на транспорте по регионам и видам, 2000-17 гг.

Основное: За последнее десятилетие спрос на энергию в транспортном секторе значительно вырос. В Азии это в основном связано с ростом спроса на автомобильные перевозки.

Найдите сперва справа ЖД в «потреблении» энергии среди средств транспорта. А теперь слева Россию в этом потреблении.

Конечная потребность в энергии на железнодорожном транспорте по регионам и типам, 2000 и 2017 гг.

Примечание: Mtoe = миллион тонн нефтяного эквивалента. 

ПРО ЭЛЕКТРИФИКАЦИЮ И ПАССАЖИРОВ

Пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки по видам топлива (слева) и доля электрификации (справа), 1995-2016

Россия третья в мире по доле пассажиров, перевозимых с помощью электрифицированного рельсового транспорта (напомним, что Китай вложил в ВСМ уже несколько триллионов долларов), и Россия вторая в мире по уровню доли грузов, перевозимых с помощью электрифицированного рельсового транспорта. Это то, о чем уже много раз говорилось — не очаровывайтесь китайскими ЖД  глядя только на шанхайский Маглев. Смотрите сюда. Уровень электрификации китайских пассажирских сообщений до сих пор ниже, чем в системе РЖД.

Но все равно: ВСМ забирает пассажиров у авиации. А авиации экологически в 4 раза опаснее ВСМ и в 10 раз опаснее чем простые пассажирские перевозки. Там где ВСМ не строят — жгут керосин и наносят непоправим ущерб в разы больший. Главное, как у нас НЕ планировать сразу и ВСМ, и аэропорты, и скоростные автодороги.

Удельное энергопотребление пассажирских (слева) и грузовых (справа) поездов в зависимости от
размера поезда и доли электрической активности, 2016

Notes: toe = tonne oil equivalent; MJ = megajoule. Percentages represent the share of train-kilometres using electricity. Train sizes are represented by the ratio of passenger-kilometres (or tonne-kilometres) to train-kilometres. This would be a good indicator of size if all trains had the same capacity and capacity utilisation rate. In reality, this is not the case. Urban rail services, for example, are designed to provide greater capacity per wagon than other types of passenger rail services. The choice of ratio of passenger-kilometres (or tonne-kilometres) and train-kilometres as an indicator of train size is dictated here by limited data availability.

Примечание: toe = тонна нефтяного эквивалента; MJ = мегаджоуль Проценты представляют собой долю поездов-километров, использующих электричество.

Внимательно посмотрите английски текст. Это как раз та самая эффективность. В США доля грузов на электрическом рельсовом транспорт — 0%

Покажите это дебилам из Всемирного банка и создателям Logistic Performance Index. Где там Россия в индексе в части ЖД. Люди из IEA просто идут по цифрам. Из них видно, что рейтинг логистики в части железных дорог может состоять только из Северной Америки, России, Китая и Германии — все остальные железные дороги — статистический шум в плане грузовой логистики.

Энергоемкость пассажирских (слева) и грузовых (справа) железнодорожных путей, 2016 г.

Основное: Поезда в Соединенных Штатах и Европейском Союзе менее энергоэффективны, чем поезда в Азии, в первую очередь из-за меньшей загруженности. Грузовые поезда России и Китая имеют наибольшую  энергоэффективность благодаря высокой загрузке и электрификации.

Выглядит российская ЖД-система в сравнении с коллегами — очень и очень достойно.

По большим весам и массированным перевозкам, как в Австралии или ЮАР, эффективность конечно не столь велика. Но там сухие пустыни, прямые линии (месторождение-порт). К этому сложно, но можно стремиться:

Узкоколейные железные дороги для экспорта угля и железной руды в Южную Африку являются яркими примерами успешной эксплуатации экономических основ железных дорог. Вес поезда составляет 35 000 тонн (в десять раз больше, чем средний вес поезда в Северной Америке); и, например, на железорудной линии тариф составляет менее 0,01 доллара США за тонно-километр, оставаясь при этом прибыльным бизнесом для грузовой железной дороги.

Средняя интенсивность выбросов WTW для дизельных силовых агрегатов по сравнению с электрическими;
силовые агрегаты с использованием различных первичных источников.

Примечание: g CO2/MJ= граммы эквивалента диоксида углерода на мегаджоуль. Тяговая энергия - это последняя энергия, необходимая для движения автомобиля вперед. Эти результаты получены при условии, что КПД дизельного поезда составляет 35%, КПД электрической трансмиссии - 90%, а КПД силовой установки - 50%. 

Потребность железнодорожного транспорта в энергии по регионам и технологиям в базовых сценариях 2017, 2030 и
2050 гг.

Основное: Железнодорожный транспорт становится практически полностью электрифицированным во всех основных железнодорожных странах и регионах кроме Северной Америки.

Покажите нашим и «ихним» экологам. Самые грязные грузоперевозки — США. Суммарно. Самые глупые грузоперевозки по ЖД — в Японии. Тратить столько энергии на перевозку груза — в 7 раз больше чем в РФ, это бред. Это не цивилизация. Просто у них Илон Маск в мозгу раньше поселился. Сколько бы вы не очищали топливо, выхлопы и не следили за прочими показателями — если вы тратите в 7 раз больше энергии на тонно-километр — у вас не железная дорога, а поставленные на рельсы «Газели».

Средняя энергоемкость грузовых перевозок и относительный размер транспортной активности в мире, 2015 г.

Основное: Железнодорожный транспорт использует около 10% энергии, необходимой для перевозки грузовой единицы, и
это единственный вид транспорта, составляющий серьезную конкуренцию с грузовыми автомобилями для наземных перевозок.

Прямые выбросы CO2 от сжигания топлива в сценарии High Rail, 2017-50

Основное: Из-за эффектов модального сдвига прямые выбросы CO2, связанные с энергопотреблением транспорта по сценарию High Rail в пиковых значениях будут между 2030 и 2050 годами, после они начнут снижаться и  к 2050 году СО2 выбросы снизятся до уровня 2017 года.

Выводов не будет. Под каждой диаграммой в отчете подпись на английском. Вот это и прочитайте.

Слушайте себя.

Источник: А. Безбородов / Infranews

Новости по теме