«Российская газета» рассказала об основателе «Разреза Аршановский»

Дата публикации: 11 марта 2019 года в 08:35.
Категория: Экономика.

Владимир ЛуневВладимир Лунев

Род Луневых - это пять поколений шахтеров: от работавшего забойщиком на Донбассе в начале 20-го века Ивана Петровича Лунева, до горного инженера Владимира Петровича Лунева - руководителя угольного разреза «Аршановский» в Хакасии. История династии Луневых связана с началом индустриализации в Российской империи, эта история уникальна в своей почти библейской завершенности.

Когда началось строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, стали строить угольные шахты. Первую строил горный инженер Петр Горлов, она называлась «Корсуньская копь № 1» (по имени местной речки Корсунь). Эта шахта впоследствии получила имя «Кочегарка», а возникший здесь город стал Горловкой. Именно сюда из окрестностей Святогорского монастыря пришел Иван Петрович Лунев, который стал забойщиком. Погиб в 1917 году при взрыве газа. Всего же пять поколений рода — донецкие шахтеры.

Владимир Георгиевич родился 10 марта 1949 года в Горловке, окончил, как и его отец, Ленинградский горный институт. Пройдя шахтерскую школу (горный мастер, начальник участка, секретарь парткома), стал мэром города Харцызска. А в марте 1982 года президент США Рональд Рейган ввел экономические санкции (еще тогда!) против СССР, подписав секретную директиву по национальной безопасности «NSDD-32», которая предписывала «нейтрализацию» советского влияния в Восточной Европе с применением тайных мер.

В ноябре 1982 года появилась директива об экономической войне против СССР, для чего следовало обрушить мировые цены на нефть, воспрепятствовать поставке новых технологий, предоставлению дешевых кредитов, а также по мешать строительству газопровода из Западной Сибири в Европу. Американским компаниям запрещалось участвовать в строительстве газопровода. СССР была объявлена экономическая война. Вашингтон расширил запрет и на европейские фирмы, имевшие американские лицензии.

Из Харцызска, на трубном заводе, где создавался законченный цикл производства изолированных труб большого диаметра, уехали шеф-монтажники из ФРГ. Это был вызов. Вот как вспоминает Владимир Лунев: «В городе строили цех антикоррозийного покрытия на трубном заводе для труб большого диаметра (нефтегазопроводного) — первый в Европе. Когда работы шли к завершению, шеф-монтажники, немцы из ФРГ, стали срывать поставки, присылать не те детали, отложили промышленные испытания и уехали в Германию. А у нас была задача — в декабре 1982 года цех пустить. Тогда руководители завода и города приняли решение выпустить первую трубу без шеф-монтажников. И испытания прошли блестяще. Хотя при малейшей аварии или поломке еще неопробованного оборудования надо было выплатить громаднейший штраф. Ну а что было бы с нами, не хочется и думать. Для меня это событие стало школой принятия ответственности на себя, основанной на реальной оценке событий».

Вскоре Луневу предложили возглавить городскую партийную организацию. Ему было тридцать пять лет. Проработав два года первым секретарем, Лунев был назначен инструктором сектора угольной промышленности ЦК КПСС. Это было уже другое время. Страна вступала в затяжной кризис. Инструктор — это как «направленец» в Генеральном штабе.

Он фиксирует создавшееся положение, к нему стекается вся информация, он готовит решения. Какие решения мог готовить Лунев, когда экономику СССР раздирал системный конфликт между военно-промышленным комплексом и экспортно-ориентированными отраслями? Этот конфликт отразился и в правящем классе, породив знаменитое обращение Горбачева к шахтерам «Бить по штабам».

В 1988 году Лунев стал секретарем ЦК профсоюза работников угольной промышленности.

В 1990 году избран председателем углепрофсоюза на внеочередном съезде, который состоялся после всесоюзной забастовки шахтеров 1989 года. Причем выбран на альтернативных выборах. На новом посту Лунев сделал все что мог. Шахтерские забастовки стали катализатором разрушений СССР «снизу».

Здесь уместно вспомнить слова тогдашнего лидера страны Михала Горбачева, сказанные в Донбассе: «Вы начинайте снизу, а мы сверху вам поможем». Были многочисленные попытки расколоть профсоюз, создать вместо него профсоюзы подземных рабочих, поверхностных, вспомогательных и других, т.е. создать вместо сильного и мощного профсоюза конкурирующие друг с другом организации. Поэтому для Лунева главной задачей стало сохранить единство Углепрофа, отстоять его авторитет и обеспечить интересы шахтеров.

В 1991 г. впервые в истории профсоюзов Углепроф подписал Тарифное соглашение с государством в лице Министерства угольной промышленности. Затем это вошло в практику всех отраслевых профсоюзов. Лунев отстоял целостность организации. В попытки создать альтернативные профсоюзы закончились неудачей: число вышедших из Углепрофа не превысило одного процента.

В 1992 г. Владимир Георгиевич был избран президентом Международной конфедерации углепрофсоюзов. Это был финальный аккорд его партийной, государственной и общественной карьеры. К тому времени все в России настолько изменилось, что многое надо было начинать с чистого листа.

В 1993 г. Лунев стал директором компании «УКРРОСуголь», первой транснациональной компании в топливно-энергетическом комплексе, созданной по межправительственному соглашению. Ее задачей было восстановление разорванных экономических связей, и она их выполнила. Компания поставляла коксующие и энергетические угли на Украину, а оттуда поставляла на российские шахты горное оборудование.

От родного Донбасса Лунев не оторвался. Он стал одним из самых продуктивных деятелей межгосударственного сотрудничества. Владимир Георгиевич был организатором «Землячества донбассовцев Москвы», объединившего многих выдающихся деятелей современности, которым до прошлого года руководил народный артист СССР Иосиф Кобзон, а сейчас — депутат Государственной Думы, академик РАН Геннадий Онищенко. (Донбассовцев порой называют особым субэтносом, давшим стране множество сильных характеров; почти 400 Героев Советского Союза — уроженцы Донбасса.) Лунев организовывал гуманитарную помощь населению ДНР и ЛНР.

Сегодня он возглавляет наиболее интенсивно развивающийся в России угольный разрез «Аршановский» на самом крупном в стране Бейском месторождении, где, внедрив новейшие технологии, добывают качественный энергетический уголь. Кроме того, там введена дополнительная система доочистки карьерных сточных вод, что согласно анализам ФГБУ «Государственного гидрологического института» оказало благотворное влияние на экосистему района и позволило на территории разреза даже создать собственное подсобное предприятие.

Но неспроста в начале этого рассказа мы упомянули о Святогорском монастыре, рядом с которым жили предки Лунева.

Здесь история рода преподносит нам чудо, его создали братья Луневы, Сергей и Владимир. В селе Богородичном они построили великолепный по архитектуре и убранству храм в память своих предков. Он называется храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Аршановский

Владимир Лунев вручает Патриарху Алексию II книгу о восстановленном храме в Успенской Святогорской лавре

Позже, работая на «Аршановском», Владимир Георгиевич инициировал создание иконы «Собор Святых Покровителей шахтеров и горняков», получившей благословение Патриарха Кирилла.

Сергей Лунев уже ушел из жизни и похоронен рядом со своим храмом. В этих похоронах было что-то символическое, связывающее наше время с Древней Русью. Вот что сказано в описании Святых Гор: «В то время, когда созидалось Русское государство, Святогорская обитель настолько же поработала Юго-Западу нашего отечества, насколько Троицко-Сергиевская — Северо-Востоку. Святогорская обитель перестояла все ужасы времен Батыя и Тамерлана. Сюда стекался весь юг России славить Бога и просить Его милости и в дни счастия, и в злую годину; сюда на молитву и за благословением приходили русские князья; здесь находили покой пленные наши предки, коим удавалось уйти из становищ татарских; здесь в пещерах подвизались подвигом добрым молитвенники за благоденствие России, и многие из их скончались в плену даже мученическою смертию…»

Имена братьев Луневых вошли в историю Святогорья. Надо было их роду прожить такую долгую жизнь, и на поверхности земли, и под землей, чтобы вернуться к родному пепелищу. Какая-то библейская сила слышится в этом повороте истории. Действительно, все проходит, остается Память и Вера.

Автор: Святослав Рыбас, писатель-историк, почетный гражданин города Донецка.

Источник: «Российская Газета»

Новости по теме