Губит людей не пиво
Дата публикации: 13 января 2020 года в 10:36.
Категория: Экономика.
Полные или частичный запреты уже введены в Амурской, Курской, Кемеровской, Оренбургской, Тульской, Нижегородской областях, Краснодарском крае и Якутии (при том, что ни один из перечисленных субъектов не вошёл в число самых пьющих регионов).
В других регионах вводят не столь радикальные, но всё-таки, ограничения. Проблема в том, что депутаты пытаются решить проблему методами, которые им на обывательском уровне кажутся очевидными, не вникая в экономический и социальный подтекст, предысторию и возможные последствия принятых решений. Аргументы у законодателей простые люди спиваются, надо бороться! Логика - чем меньше точек, тем меньше пьют. Она, конечно, странная. Можно поиронизировать и предположить, что, чем меньше больниц, тем меньше будут болеть. Но мы сейчас не про логические связи, а о предыстории.
Несколько лет назад в городах было много ларьков, где продавались товары экспресс-потребления: вода, газировка, шоколадки, чипсы, печенье, жевательные резинки, чай, кофе, презервативы, лапша быстрого приготовления и, конечно же - пиво. Формат этот — вовсе не отечественный, киоски есть везде в мире. При всей своей неказистости у нас они были очень популярны. Небольшие инвестиции и простой концепт позволили десяткам тысяч людей начать бизнес. Многие из депутатов, заседающих ныне в заксобраниях, начинали как раз с такого ларька.
В экономике ларьков пиво играло особую роль. Дело в том, что малая розница продаёт товары с минимальной наценкой, чтобы сформировать устойчивый поток покупателей, а зарабатывает на единичных группах, пиво из них самая маржинальная.
В 2013 году в России запретили продажу пива в нестационарной рознице, а в регионах ужесточили требования к торговым объектам. После этого большинство киосков ушли в минус. Многие люди потеряли бизнес, ларьки исчезли, но запрос от потребителей на быстрый и удобный доступ к некоторым группам товарам остался.
Чтобы удовлетворить этот запрос предприниматели переоборудовали под точки первые этажи домов. Да, разливное пиво тогда стало трендом, им привлекали покупателей. Но если посмотреть внимательно, видно, что по сути - это те же классические магазины у дома. Кроме пива и рыбы там продают то же, что когда-то в киосках, а сами магазины обрели вполне цивилизованный формат. Они популярны, потому что людям не всегда хочется стоять в пробках и очередях, закупаться раз в неделю и т.д. Им нужна возможность экспресс-покупок в шаговой доступности. Но маленький розничный магазин без пива нерентабелен, а кроме первых этажей домов размещать их попросту негде, такая у нас в городах застройка.
Даже в новых кварталах не всегда предусматриваются помещения под розничную торговлю. И пока есть запрос от потребителя, число таких магазинов будет расти, а спрос от запрета никуда не исчезнет. Его закроют псевдообщепиты, как это уже произошло в некоторых регионах.
Теперь законодатели начали войну с общепитами и вносят соответствующие запреты на региональном уровне. Так всегда бывает, когда решения принимаются на ходу, на эмоциях без продуманной стратегии и оценки рисков. Нужно понять две простые вещи.
Первое — всегда первичен запрос от покупателя. Если он хочет покупать пиво и другие товары в шаговой доступности, он будет это делать, а бизнес примет форму, которая удобна потребителю.
Второе — чем больше ограничений для легального бизнеса, тем лучше дела у теневого. Только это в голову депутатам почему-то не приходит.
Ну а пока в регионах, ограничивающих продажи пива, растёт число псевдообщепитов, запрет стимулирует федеральных алкодискаунтеров, а местные производители, приносящие деньги в бюджет, теряют каналы продаж.
Добавим, что не всем жителям нравится, когда их называют алкоголиками и принимают за них решения, не оставляя выбора. Здесь дальше всех пошёл кузбасский губернатор Сергей Цивилёв, публично назвавший жителей области «бесформенными телами в трусах на диване с кружкой пива у телевизора».
Тем временем, профильный комитет Госдумы России рекомендовал вернуть пиво на стадионы. Лоббизм? Не, не слышали.
Источник: телеграм-канал «Сибирский цирюльник»