Выборы-2020: электорат хочет стабильности и зрелищ
Дата публикации: 14 сентября 2020 года в 11:54.
Категория: Политика.
Выборы-2020 для Хакасии можно назвать «масштабно, но мелко». Избрать 42 главы и 851 депутата — это не шутка. Но значительная часть выборов проходила в селах республики, причем таких, где число жителей невелико. Если не считать Черногорска, самыми масштабными по числу избирателей были выборы Совета депутатов Аскизского района. Там тоже не обошлось без борьбы, но это - не Черногорск с его 15 недругами Василия Белоногова. То есть, с 12… нет все же с 11… А нет, все-таки с семью… По этой чехарде с регистрацией и снятием кандидатов в городе угольщиков наблюдателям изначально было ясно, что кампания получится веселой, как в девяностые. Хоть и со своими особенностями.
Предвыборная агитация все больше уходит в интернет. И оппозиция это понимает как нельзя лучше. В преддверие Единого дня голосования оппозиционные ресурсы так постарались занять пользователей, что иные поисковые системы заклинило от обилия репостов антиправительственных роликов. Сделанных, кстати, в популярном у коммунистов стиле разрывания рубашек и брызг эмоций, словно не выборы впереди, а последний бой на баррикадах. И страшно даже представить, сколько сил и средств было потрачено на создание роликов, а также их продвижение в интернете. Ведь бесплатно у нас ничего не делается, один репост — это 50-100 рублей. И все бы ничего, но когда репосты исчисляются тысячами в день… А в Черногорске были тысячи экземпляров газет кандидатов от КПРФ и горы листовок тех, кто коммунист, но не такой, как остальные. Добавим баннерную войну, когда кандидаты ставили побольше плакатов, а кто-то сжигал недавно установленные. Не оставим без внимания и визиты «красного» губернатора Хакасии в Черногорск, «случайно» совпавшие с агитацией представителя КПРФ. Итог — пусть и не «пшик», но разрыв между лидером и вторым номером достаточно велик.
Почему же в Хакасии, несмотря на активную (и местами даже умелую) агитационную работу конкурентов, «у руля» в подавляющем большинстве случаев остались представители «Единой России»? Причин этому несколько.
Фактор первый: массовость
Как ни крути, а «Единая Россия» - наиболее многочисленная политическая сила с хорошо развитой инфраструктурой. Это может радовать или огорчать, но с момента создания партия набирает под свои знамена всех более-менее перспективных деятелей. Таким образом, конкуренцию единороссам составляют те, кого туда не взяли, или приняли, но вскоре выгнали.
Фактор второй: узнаваемость
«На местных выборах голосуют за конкретного человека», - этот принцип давно пора было высечь на стене каждого теризбиркома. Как назидание кандидатам, которые несут документы на регистрацию. Можно сколько угодно взывать к имени давешнего главы или заворачиваться в кумачовые знамена. Но если вы решили, что вас после этого узнают и полюбят — вы сильно ошибаетесь. Для народного признания требуется (вот незадача) хоть что-то сделать.
Фактор третий: системность
А проще говоря, работать нужно не два месяца до выборов, а все пять лет после своего избрания. Ошибаться, ловить виртуальные плюхи от жителей, исправлять ошибки, в чем-то побеждать, где-то проигрывать… Но главное — быть в конкретном городе, вместе с людьми, показывая, что ты здесь и будешь работать дальше а поэтому точно не дашь окончательно пропасть населенному пункту. Действующий мэр Черногорска именно так и поступил.
Фактор четвертый: скандальность
Людям нравится наблюдать за чужими склоками. И политическая борьба в ходе кампании — хорошее развлечение для избирателей. Но накушавшиеся разгула прошлых лет россияне предпочитают голосовать за стабильность. А скандалистам отводится роль местных клоунов, устраивающих представление раз в пару лет.
Факт пятый: личностный
Этот факт напрямую связан с предыдущим. Простой пример: Петр Синьков, ставший четвертым в гонке за кресло главы Черногорска. Он стартовал неплохо, заявив о себе, как явном оппозиционере и городу и республиканской власти. Но в итоге эта дорога завела его на поляну политических маргиналов, стабильно занимающих место, которое прежде предназначалось для графы «против всех кандидатов». Итог выборов для него - намертво приклеившееся прозвище «Соль Земли». С ним и пойдет в дальнейшую политическую жизнь. Где избирательная кампания слишком скучная и пресная — там, значит, соли не хватает…
В такой ситуации провал оппозиции - хоть «системной», хоть «оппозиции для оппозиции» был закономерен. И переломить ситуацию ее представители смогут отнюдь не в обозримом будущем. Хотя устроить очередное шоу можно хоть завтра.