Создаваемые на АМНТК «Союз» российские турбореактивные двигатели всегда опережали свое время
Дата публикации: 2 ноября 2020 года в 19:14.
Категория: Экономика.
АМНТК расшифровывается, как: Авиамоторный научно-технический комплекс. О прошлом и настоящем «АМНТК «Союз» рассказал «Российской газете» генеральный конструктор Мкртич Окроян.
- Это одно из тех научно-технических конструкторских бюро (КБ), которые создавали турбореактивное двигателестроение СССР, - говорит Окроян. - Здесь разработаны первые образцы практически всех типов отечественных турбореактивных двигателей.
Первым главой завода был легендарный советский конструктор Александр Микулин. Именно он сумел убедить высшее руководство СССР в необходимости создания специализированного предприятия «для обеспечения опытных конструкторских и экспериментальных работ по созданию авиадвигателей». Оно и получило наименование «Опытный завод №300».
- Это номерное обозначение оказалось в чем-то символичным - за время существования АМНТК «Союз» по его разработкам предприятиями было выпущено более 340 тысяч турбореактивных двигателей, - рассказал Мкртич Окроян. - До сих пор никто в мире не превзошел это достижение.
При Микулине и его преемниках Туманском и Фаворском были созданы такие выдающиеся для своего времени турбореактивные двигатели как АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4 и Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (для МиГ-19), Р11-300 (для Миг-21). А после них - Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141), газотурбинные мощности 30 МВТ, Р-579-300 и многие другие. Все эти изделия на момент создания были лучшими в мире, а некоторые остаются таковыми по настоящее время.
На самолетах с двигателями «Союза» было установлено свыше 100 мировых рекордов. А еще в копилке достижений АМНТК - создание 18 базовых двигателей и 44 модификации газотурбинных двигателей. Модельный ряд - практически самый полный в мире.
- Первый турбореактивный двухконтурный двигатель, по сути, был создан у нас, - напоминает Мкртич Окроян. - Но от того самого 300-го завода отпочковалось много бюро. И уже они модернизировали двигатели, которые изначально были разработаны АМНТК. А «Союз» по прежнему впереди всех, он как разрабатывал, так и разрабатывает образцы новых поколения.
В этом и заключается главное отличие АМНТК от многих прочих КБ - тут конструкторы всегда работали только на перспективу. Создавали будущее. Именно это вкупе с искренней преданностью профессии и своей стране помогло коллективу «Союза» пережить лихие 90-е.
- К началу 90-х перспективные разработки АМНТК «Союз» опережали всех конкурентов в мире лет на 25-30, - убежден Мкртич Окроян. - В 90-е выживать стало сложно, пошло резкое сокращение кадров. В начале 2000-х годов пришлось спасать АМНТК «Союз» от полного разорения.
Главной целью тогда было сохранить научную школу и «старые» кадры. Эта задача к счастью для нашей страны была успешно решена. Предприятие сберегло документацию и специалистов, за которыми охотились очень многие. Сохранили на «Союзе» и испытательные стенды, без которых оно не смогло бы работать сейчас.
Помогло и то, что «Союз» всегда разрабатывал технологии будущего, а не занимался модернизацией и «долизыванием» существующих агрегатов. Здесь, например, были созданы удивительные советские компрессоры последних поколений, которые стали основой практически всех двигателей от 180 кг до 45 тонн. В 90-е те опередившие время компрессоры просто не успели внедрить. Зато сегодня они снова в деле.
- Дефицит кадров имеется, - признается Окроян. - Но у нас по-прежнему работают очень интересные специалисты, нам удалось сохранить академическую школу. Разработка двигателей - это одно из самых привлекательных инновационных направлений в инженерии. Молодые специалисты с удовольствием занимаются этим и охотно идут к нам.
По его словам, АМНТК «Союз» сейчас переживает период возрождения. А старые наработки получают новую жизнь. Например, в 90-е остался нереализованным проект серийного производства двигателя для Як-141 - палубного самолета вертикального взлета и посадки. Считается, что этот самолет и двигатель для него опередили свое время лет на 50. Но в «Союзе» уверяют, что в ближайшее время Россия может получить модифицированный вариант того двигателя.
Немало многообещающих разработок КБ представило и в сфере вертолето- и судостроения.
Говоря о планах прославленного предприятия, Мкртич Окроян подчеркивает: в современных условиях КБ надо обладать собственным производством. Ведь двигатель - не конечный товар. Он идет как составная часть продукта, необходимого заказчику. Поэтому АМНТК «Союз» взялся за разработку высокооборотного генератора. Вместе с двигателем они составят конечный продукт. Вопрос лишь в том, как выпустить его в серию.
- У нас есть небольшое опытное производство, но его недостаточно, - объясняет Окроян. Поэтому КБ планирует построить завод, который в рамках единого холдинга будет сериной выпускать двигатели для гражданской и военной авиации, а также для других отраслей. Огромные перспективы открываются, например, в энергетике. По словам Окрояна, новое предприятие в составе АМНТК обеспечит работой 2,5 тысячи высококвалифицированных работников и поможет «Союзу» приумножить былую славу.