За два года правления Коновалова бюджет Хакасии потерял 9,3 млрд рублей
Дата публикации: 27 ноября 2020 года в 11:27.
Категория: Экономика.
Экономист, руководитель отделения ОНФ в Хакасии Евгений Мамаев проанализировал отчет исполнения бюджета региона за 10 месяцев 2020 года (с 1 января по 31 октября) и отметил следующие моменты:
1. Общие доходы бюджета выросли в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) на 4,33 млрд руб (+18%) – с 24,1 млрд в 2019 году до 28,46 млрд в 2020 году. Безусловно, это положительный момент. Однако структура этого роста вызывает беспокойство. Исполнение бюджета по доходам составило 80,3% от плана. Хронологически прошло 83% от года.
2. Несмотря на рост общих доходов, собственные доходы бюджета (без учета федеральной помощи) упали на 3,4 млрд руб (-18.6%) – с 17,4 млрд в 2019 году до 14,16 млрд в 2020-м. По собственным доходам бюджет исполнен на 61%.
3. Основная часть снижения собственных доходов сформировалась за период с января по март, т.е. еще до введения ограничений в связи с коронавирусом. Так, за первый квартал этого года было получено собственных доходов на 2,5 млрд руб меньше, чем годом ранее. Это означает, что при всем желании на коронавирус можно списать лишь небольшую часть недополученных доходов. Все остальное – следствие снижения цен на уголь и алюминий, а также отсутствия результативной работы по развитию экономики региона. За два года мы так и не увидели от правительства Коновалова реализации каких-либо существенных инвестиционных проектов. Не видно даже потенциальных проектов, не говоря уже об успешно завершенных.
4. В сравнении с базовым 2018 годом собственные доходы за январь-октябрь 2020 года сократились на 6,2 млрд руб (-30.5%!). С учетом снижения собственных доходов на 3,1 млрд в 2019 году получается, что в сравнении с 2018 годом, республиканский бюджет в 2019-2020 году получил на 9,3 млрд руб меньше (относительно 2018 года). Мы берем 2018 год за базовый, как последний год правления Виктора Зимина, как достигнутый им результат. И сравнивая этот год с результатами исполнению бюджета при правлении Валентина Коновалова можем оценить, чего достиг последний.
Как видим, в «достижения» Коновалова можно записать потерю бюджетом Хакасии 9,3 млрд рублей собственных доходов. На коронавирус при этом можно списать не более 800 млн рублей.
5. Поступление по налогу на прибыль снизились в два раза! В 2019 году они составляли 6,1 млрд, а в 2020-м — всего 3,1 млрд. При этом план по налогу на прибыль на этот год установлен в 9,1 млрд руб. То есть по итогам 10 месяцев план исполнен на треть (34.1%), а ежемесячные поступления в среднем составили около 300 млн рублей. Для выхода на плановые показатели за ноябрь-декабрь должно поступить 6 млрд рублей, по 3 млрд в месяц, что является чистой фантастикой.
6. На фоне катастрофического (почти на треть!) падения собственных доходов видим резкий рост поддержки Хакасии из федерального бюджета – на с 6,7 млрд руб в 2019 году до 14,3 млрд руб в 2020 - т.е. Москва дала больше на 7,6 млрд или в два с лишним раза! Такой рост федеральной помощи позволил не только перекрыть падение собственных доходов, но в совокупности даже показать рост общих доходов бюджета.
7. Но доля средств федерального бюджета в общих доходах бюджета Хакасии в этом году составила 50,2%, т.е. больше половины!
8. Расходы бюджета составили 31,3 млрд руб, что на 7,5 млрд выше, чем годом ранее. Как видим, цифра роста расходов бюджета удивительным образом совпадает с ростом федеральной поддержки.
9. Дефицит бюджета за январь-октябрь составил 2,8 млрд руб, тогда как годом ранее был профицит 386 млн руб. Таким образом, за счет роста дефицита бюджета в сравнении с прошлым годом было профинансировано 3,25 млрд рублей расходов. Такое стало возможным опять таки благодаря разрешению федерального центра не гасить в этом году очередную часть бюджетного кредита. Напомним, что в этом году республика должна была заплатить по кредитам 1,4 млрд рублей. Плюс федералы разрешили не возвращать полученный уже в этом году краткосрочный бюджетный кредит на 1,65 млрд руб. Итого поддержка федералов за счет отсрочки возврата бюджетных кредитов составила еще 3 млрд руб. В совокупности с увеличением поддержки из федерального бюджета на 7,6 млрд руб, общую помощь федерального центра в 2020 году можно оценить в 10,6 млрд руб. Таким образом, из 31,3 млрд руб расходов 55% (17,3 млрд руб) произведена с помощью федерального центра. Тогда как собственные доходы покрыли только 14,1 млрд (45%) расходов.
Резюмируя, можно отметить полный провал выполнения плана по налогу на прибыль – при плане в 9,1 млрд рублей за 10 месяцев получено 3,1 млрд. Однако ничего неожиданного в этом нет – еще год назад при рассмотрении законопроекта о бюджете Хакасии на 2020 год многие эксперты, в том числе председатель Контрольно-счетной палаты Хакасии Ольга Лях говорили, что записанные в бюджет показатели налога на прибыль «дутые» и реальный объем поступления составит не более 4-5 млрд. Сейчас мы видим, что этот прогноз был верным.
Один раз такой объем «воздуха» в бюджете можно было оправдать некомпетентностью. Но чем объяснить то, что в проекте бюджета на 2021 год мы вновь видим завышенный и заведомо невыполнимый план по налогу на прибыль? Так, проектом закона о бюджете на 2021 год предусмотрены собственные доходы в размере 24,5 миллиардов рублей, из которых 10,6 млрд (43%) – налог на прибыль. В качестве обоснования этой цифры указывается на ожидание роста цен на уголь и алюминий на мировых рынках. То же самое обоснование было и год назад. Как видим, расчет на это не оправдался. И сейчас нет никаких оснований рассчитывать на ощутимый рост цен.
При разумном планировании следовало взять за основу доходы этого года с учетом роста 20-30%. Таким образом мы выйдем на показатели в 4-4,5 млрд. Все что выше этой суммы - с очень большой вероятностью собрано не будут. Поэтому уже можно говорить, что в бюджете 2021 года не менее 6 млрд рублей доходов являются фантазией авторов законопроекта и не соответствуют реальности. Кстати, налоговая инспекция, которой фантазировать незачем, дает прогноз по налогу на прибыль в 2021 году около 4,1 млрд руб.
Напомним, что в Бюджетном Кодексе России есть однозначное требование о достоверности бюджета. Так, в соответствии со ст. 28 БК РФ, одним из принципов, на которых основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип «достоверности бюджета». При этом статья 37 БК РФ гласит: «Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета». Любопытно, обратит ли внимание прокуратура на возможное нарушение ст. 37 БК РФ в проекте бюджета Хакасии на 2021 год?
Однако исполняющий обязанности министра финансов республики Юрий Килижеков постарался обойти стороной вопрос о явном несоответствии представленных в проекте бюджета планах по налогу на прибыль в 10,6 млрд рублей с прогнозом налоговой службы. Хотя финансист на такой должности просто обязан был принять во внимание такие данные.