РУСАЛ, как ледокол. Он прошел через кризисный 2020 год и провел за собой Хакасию и другие регионы
Дата публикации: 19 марта 2021 года в 08:34.
Категория: Экономика.
Накануне РУСАЛ один из крупнейших в мире производителей алюминия, (а для Хакасии — один их крупнейших налогоплательщиков и работодателей) объявил результаты деятельности по итогам 2020 года.
В отчете отмечено, что пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на результаты деятельности Компании, особенно в первые месяцы 2020 года, когда вспышка коронавирусной инфекции вызвала потрясение на мировых рынках и снижение цен на алюминий.
Но благодаря диверсификации клиентской базы и оперативным управленческим решениям, РУСАЛ в кризисном году увеличил реализация продукции с добавленной стоимостью (ПДС) увеличилась на 11,3% – до 1 722 тыс. тонн. Доля продаж ПДС в общем объёме продаж компании выросла до 44% (по сравнению с 37% в 2019 году).
Несмотря на волатильность рынка, в результате эффективного управления затратами, себестоимость производства одной тонны в алюминия в РУСАЛЕ в 2020 году снизилась на 7,1% – до $1 512 за тонну по сравнению с $1 627 за тонну в 2019 году.
В результате, по итогам очень трудного года Компания не только сохранила стабильность финансовых и операционных результатов, но в сентябре 2020 года переехала в Россию, завершив регистрацию в качестве нового резидента специального административного района в Калининградской области.
Комментируя результаты работы, генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин отметил:
«2020 год показал, что несмотря на новые вызовы и рыночную турбулентность, РУСАЛ неуклонно следовал своим стратегическим целям и добился высоких результатов. С целью противодействия пандемии COVID-19 на всех наших предприятиях были внедрены максимальные меры санитарно-эпидемиологической безопасности, что позволило РУСАЛу поддерживать клиентский сервис на самом высоком уровне и обеспечить бесперебойную работу всех логистических цепочек.
Особенно заметно показатели выросли во втором полугодии, в итоге по сравнению с 2019 годом продажи продукции с добавленной стоимостью (ПДС) увеличились на 11,3% до 1 722 тыс. тонн. Мы также увеличили свою долю рынка по сравнению с конкурентами. Доля ПДС в общем объеме продаж составила 44% (против 37% в 2019 году). Все это на фоне общемирового снижения спроса на алюминий вследствие COVID-19. В течение года мы смогли укрепить позиции в ключевых для нас сегментах: автомобилестроении, строительстве, упаковке – продвигая наш флагманский низкоуглеродный бренд ALLOW как среди существующих, так и среди новых покупателей.
Разработка инноваций и внедрение технологических достижений остаются важнейшим приоритетом Компании. РУСАЛ стал первым производителем алюминия, который не только разработал, но и успешно внедрил в опытно-промышленное производство революционную технологию – электролизер с инертным анодом. В сочетании с возобновляемой гидроэнергетикой технология инертного анода обеспечивает максимально низкий углеродный след первичного металла, способствуя созданию более устойчивой и экологичной экономики».
О ЧЕМ УМОЛЧАЛ НИКИТИН
В силу своего положения и статуса Евгений Никитин очень сдержанно и чересчур скромно охарактеризовал то, чего он сам и весь огромный коллектив компании сумели совершить в прошлом году.
Если же излагать все менее сухо и официально, то можно сказать: внешние экономические факторы были очень плохими, но РУСАЛ, в отличие от своих зарубежных конкурентов, с этим штормом блестяще справился: долги снизились, при это еще значительно нарастили сбыт продукции с высокой долей передела. То есть РУСАЛ оттяпал у иностранных соперников немалую долю рынка в самых престижных отраслях.
А чтобы эту долю уже никогда конкурентам не отдать, компания продолжила активно модернизировать свои предприятия, в том числе в Хакасии. Так, в кризисном 2020-м на модернизацию Саяногорского алюминиевого завода (САЗ) компания потратила 5,2 млрд рублей. Еще 4,5 млрд на эти цели будет выделено в 2021 году.
И разумеется — в РУСАЛе не было никаких сокращений штатов и зарплат. Все работники компании и члены их семей за свое будущее не волновались. А вместе с ними были спокойны сотрудники многочисленных субподрядных организаций, для которых РУСАЛ является постоянным заказчиком продукции и услуг.
А еще важнее, наверное, что в трудный год, компания решала не только собственные проблемы, но и помогала людям. И еще как помогала!
РУСАЛ выделил четыре миллиарда рублей на строительство семи медицинских клиник в Хакасии, Иркутской области и Красноярском крае и других городах. Госпитали, оборудованные самой современной медтехникой появились в Саяногорске, Ачинске, Богучанах, Братске, Тайшете и Шелехове и на Урале.
Сотрудники компании принимали активнейшее участие в волонтерской помощи, в свободное от работы время работники алюминиевых предприятий разносили продуктовые наборы ветеранам компании.
В общем, как мы и предсказывали прошлой весной, в начале ковидного кризиса: «Как долго продлятся пандемия и спад экономики в мире, в России и в Хакасии, сейчас сказать сложно. Задача общества, предпринимателей, властей выйти из кризиса с минимальными потерями. В Хакасии груз ответственности за сохранение экономического баланса региона лег на крупный бизнес и предприятия реального сектора. Они должны выстоять. Именно на них вся надежда.
Если костяк экономики крепок, а мышцы тренированы — она перенесет даже стрессовые нагрузки. А «жирок» в виде торговли и услуг — потом снова быстро нарастет».
Именно так все и произошло. Экономический костяк выдержал, а «жирок» в виде малого бизнеса почти не растрясся и уже снова начал нарастать.
Свой комментарий для «АИС» о роли крупного бизнеса в трудный период дал Сенатор от Хакасии, член комитета по экономической политике Совета Федерации Александр Жуков:
– Приятно осознавать, что крупные промышленные предприятия республики в целом на позитивной ноте завершили сложнейший 2020 год. Я смотрел финансовые результаты компании РУСАЛ, проинвестированы серьезные средства в развитие производства, включая Саяногорский алюминиевый завод. Это очень важно. Есть серьезные достижения у угольных предприятий. Неплохие показатели, по предварительной информации, у пищевой промышленности региона. Это вселяет определенный оптимизм, потому что Хакасия является промышленно развитым регионом, стабильная работа крупных предприятий для нас – основа бюджета как республики, так и многих муниципальных образований. Особенно приятно, что производственники в течение прошлого года не только решали свои проблемы и боролись с общим кризисом, но и помогали нашей республике справляться с последствиями пандемии.
О ТОМ, ЧЬЕ ИМЯ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ
Человека, который создал РУСАЛ и превратил его в одну из самых крупных, современных и динамичных компаний в мире с некоторых пор стало нельзя называть в связке с его детищем. Особенно в официальных финансовых отчетах, которые изучают на мировых биржах и в правительственных кабинетах ведущих держав.
Но именно Олег Дерипаска не только создал мега-компанию, но и спас ее в самый сложный для РУСАЛА период. Причем период этот был не в ковидный год, а ранее. Напомним, что США объявили Олега Дерипаску своим личным врагом и наложили жесткие санкции на компании, которыми он управлял. И чтобы вывести из под удара огромные предприятия и десятки тысяч людей, которые на них работают, Олег Владимирович отказался и от управления ею. Интересно, многие ли из промышленников-капиталистов способны на такое? Отдать управление своим многомиллиардным имуществом, ради того, чтобы все это продолжило, жить, работать и развиваться.
А не сделай Олег Дерипаска такой шаг в 2019 году — еще неизвестно, как бы все обернулось для РУСАЛА в трудном 2020-м.
И не смотря на все это Олег Дерипаска продолжает помогать регионам уже как общественный деятель в течение сложного 2020-го он регулярно поставлял в регионы необходимые и дефицитные весной маски и другие средства индивидуальной защиты, современные реанимобили, аппараты ИВЛ и многое другое.