В годы войны главный вуз Хакасии стал госпиталем

Дата публикации: 5 мая 2021 года в 10:03.
Категория: Общество.

Абакан стал городом-госпиталем с первых дней войны. Под лечебные учреждения выделялись самые разные здания, в их числе оказались и корпуса нынешнего Хакасского госуниверситета.

Под госпитали выделили здания фельдшерско-акушерской школы и педагогического училища, учебный корпус и общежитие учительского института по ул. Хакасской. Переоборудование этих помещений предполагалось в первую очередь, так как большинство зданий были каменными, имели водопровод, хотя и без горячей воды, находились близко друг от друга и от железнодорожного вокзала (это облегчало транспортировку раненых). Освободить помещения предписывалось в кратчайший срок. Ремонт и переоборудование начались незамедлительно.

Эвакогоспиталь №1782 – хирургический, на 900 коек, размещался в нескольких зданиях: педагогическом училище, фельдшерской школе, педагогическом институте (ныне корпуса ХГУ) и школе №3.

­– В 1940 году училище было уже вполне сформировавшимся учебным заведением, с достаточной хорошей учебно-материальной базой, определившимися формами и методами работы, пользовалось большим авторитетом в сфере народного образования Хакасии, но всё это нарушила Великая Отечественная война, – пишет в своих воспоминаниях бывший директор педагогического училища Пётр Изместьев.

В августе 1941 года здание училища и его общежитие передаются госпиталю для раненых защитников нашей Родины.  Сотрудники с большой любовью оборудовали помещения: госпитальные палаты (классные комнаты) обставили пружинными кроватями, коридоры украсили комнатными цветами и ковровыми дорожками, на стены повесили картины. Всё самое лучшее, что имело училище, отдали госпиталю. По своему оборудованию и оформлению это был один из лучших госпиталей Абакана. Подготовка к приёму больных была самой серьёзной.

– Перед тем как принять первый эшелон с ранеными, руководство области провело «генеральную репетицию». На станцию Абакан прибыл эшелон с «ранеными», которых играли актёры местного театра. Эта «репетиция» помогла выявить недостатки и своевременно устранить их, – вспоминала работник ЭГ №1398, ветеран Великой Отечественной войны, участница Курской битвы Вера Грищева. – ... жизнь медперсонала эвакогоспиталей была довольно-таки строгой. Выздоравливающие бойцы дежурили по пищеблоку: строго контролировали, чтобы хлеб, масло, сахар, до грамма, ежедневно получал каждый раненый. Медперсонал не имел права пробовать приготовляемую пищу. Это позволялось только начальнику госпиталя и дежурному врачу. Причём разрешалось им только пробовать, а не завтракать, обедать и ужинать. Каждый ломтик хлеба (100 г), кусочек или ложечка сахара, пластик масла (20 г) и всё количество порций хлеба, масла, сахара полностью пересчитывались дежурным раненым.

Из воспоминаний выпускницы 1943 года Клары Кызласовой:

– Днём учились, после занятий приходилось возить уголь со склада на санках для отопления здания, ведь кроме душевного тепла, солдатам было нуж­но тепло в помещениях. После этого нужно было идти в палаты, чтобы под диктовку писать письма раненых родным.

Также хорошо помнит то время Николай Бобылев:

– Да, я бывал во всех городских госпиталях. Играл на баяне. Своими глазами видел страдания раненых, и моё мальчишеское сердце наполнялось глубокой болью. Ученики школ того времени были частыми гостями в госпиталях: беседовали с ранеными, выступали с концертами.

По материалам кандидата исторических наук Е. В. Реутова, О. М. Скоробогач, Н. А. Богатиковой.

 

Новости по теме