Жители Хакасии стали жаловаться на лукавых банкиров

Дата публикации: 1 июня 2021 года в 10:21.
Категория: Экономика.

В I квартале 2021 года из Сибирского федерального округа в Банк России поступили 92 жалобы на мисселинг - недобросовестную практику, когда один финансовый продукт продают под видом другого. Это на треть больше, чем за аналогичный прошлогодний период. При этом жители Хакасии пожаловались на мисселинг три раза, а год назад таких жалоб в республике не было.

С января по март 2021 года больше всего обращений поступило от жителей Омской и Иркутской областей, Красноярского края. Почти во всех регионах Сибири прирост жалоб на мисселинг был более чем двукратный. При этом доля таких обращений в общем количестве жалоб, поступивших в Банк России от сибиряков, как и год назад, составила около 1%. Единственный регион, жители которого стали меньше жаловаться на мисселинг, — Новосибирская область. В Томской области, Республиках Алтай и Тува количество жалоб не изменилось. 

Чаще всего с мисселингом сибиряки сталкивались в банках, когда вместо открытия вкладов им продавали иные финансовые продукты. В этом году впервые зафиксирована жалоба на введение в заблуждение со стороны брокера — обращение поступило от жителя Новосибирской области. 

72 обращения на мисселинг касались инвестиционных продуктов, причем более 2/3 из них пришлись на недобросовестную продажу полисов инвестиционного страхования жизни. В остальных жалобах речь шла о реализации под видом открытия вкладов услуг брокеров или доверительных управляющих, а также паев ПИФ. Впервые в статистике появились жалобы на продажу банками структурных продуктов — обращения поступили из Омской области. Пока такие случаи единичны – в России зафиксировано только 22 жалобы такого рода, однако данная недобросовестная практика на особом контроле Банка России. 

«Главный способ защиты от недобросовестной продажи, то есть мисселинга, — это внимательность. Во время общения с клиентами консультанты могут подчеркивать выгоду и не в полной мере раскрывать сопутствующие риски. Не стоит спешить, когда вы приобретаете любой финансовый продукт, даже если речь идет об обычном вкладе. Потратьте время и прочитайте договор, задайте вопросы сотруднику банка, пока не выясните все нюансы. Иногда одновременно с вкладом или под его видом клиенту продают инвестиционные инструменты, доход или убыток по которым непредсказуем. Если ситуация на фондовом рынке сложится неудачно, клиент в итоге может получить на руки гораздо меньше, чем отдавал банку. Чтобы этого избежать, при открытии вклада нужно подписывать только договор банковского вклада, где клиент именуется как «вкладчик», а второй стороной выступает банк. Никаких дополнительных документов, например, страхового полиса или договора брокерского обслуживания, быть не должно», — отмечает Сергей Жаботинский, заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России. 

Он также обратил внимание, что на любые инвестиции не распространяется государственная система страхования вкладов. Кроме того, с начала этого года брокеры не должны одобрять покупку сложных и структурных продуктов неквалифицированными инвесторами. Среди них много тех, кто пришел на фондовый рынок недавно и еще не имеет достаточного опыта для оценки всех рисков. С 1 октября 2021 года брокеры будут тестировать своих клиентов перед сделками с такими инструментами, чтобы оценить, насколько они хорошо разобрались в продукте, сопутствующих рисках и особенностях налогообложения. Если тестирование будет пройдено успешно, сделка одобряется без каких-либо ограничений. Такой механизм позволит защитить инвесторов от неоправданных рисков с малопонятными для них финансовыми продуктами. 

Оставить жалобу на финансовую организацию можно на официальном сайте Банка России в интернет-приемной. 

 

Новости по теме