Разрез Майрыхский: будущее уже здесь
Дата публикации: 19 августа 2021 года в 07:32.
Категория: Экономика.
Фото: пресс-служба Разреза Майрыхский
Современное угольное производство в глазах обывателей ничем не отличается от того, что было десятилетия назад. Машины копают и возят уголь. Трудно представить, что каждый объект и оборудование Майрыхского нашпигованы сложной электроникой, объединённой в большую информационную сеть.
Справка
Автоматизированная система управления технологическими процессами — совокупность технических и программных средств, позволяющая в автоматическом режиме управлять оборудованием на предприятиях промышленной сферы. Позволяет: сделать работу оборудования более эффективной; исключить простои и сбои; осуществлять контроль и мониторить параметры процесса; исключить «человеческий фактор».
— Это мозг. То есть он даёт сигналы, принимает сигналы, обрабатывает сигналы, — такое сравнение даёт своей службе инженер-энергетик контрольно-измерительных приборов Дмитрий Солодухин. А операторов, к которым стекаются сигналы, называет «диспетчерами» в «Центре управления полётами».
Диспетчерская — высший уровень автоматической системы. Всего их три. Нижний — это датчики и полевые приборы на разных точках производства и машинах. Техники разреза заставляют это оборудование разговаривать, передавать на контролеры физические величины, преобразованные в сигнал. На среднем уровне, в автоматическом режиме происходит регулирование.
В случае аварии, например, произойдёт автоматическая остановка. Данные контролеров поступают на верхний уровень – на серверы. Компьютеры собирают, хранят и анализируют данные, чтобы ошибка не повторилась. Для этого специалисты второго и третьего уровней системы закладывают в контролеры алгоритмы технического процесса. В виде программного кода. Над этой задачей работает недавний выпускник ХТИ Дмитрий Пылик.
Он уверен, работа на разрезе — то, что нужно молодому специалисту.
— Хорошая заработная плата. Интересное оборудование, современные контролеры используются. Постоянно что-то изучаешь. Сложно представить, что каждая точка разреза снабжена датчиками. В том числе карьерные гиганты. Современный автомобиль это уже не просто кузов и набор механических деталей. Это компьютер на колесах. Современная горнодобывающая техника управляется джойстиками.
Автоматизированная система на борту каждой машины контролирует все показатели — от давления в шинах до распределения системы впрыска топлива. Ключевые параметры тоже передаются в централизованную диспетчерскую систему. Но автоматика – не только вопрос эффективности. Датчики установлены и там, где рабочему может быть опасно находиться.
При этом без самого человека в работе службы контрольно-измерительных приборов не обойтись. Квалифицированный персонал разреза вместе решает любые задачи по автоматизации — на всех уровнях.
— Машину не заставишь думать так, как думает человек. А человек может думать нестандартно, нелогично. Любая машина может хоть электронно, хоть механически поймать ошибку. Человек должен сделать так, чтобы этой ошибки либо не было совсем, либо она никогда не повторилась, — говорит техник Олег Смирнов.
Будущее уже здесь. На разрезе Майрыхский. Сотрудники службы контрольно-измерительных приборов и автоматики нажатием нескольких кнопок заставляют повиноваться многотонную технику, работать синхронно сложные агрегаты, удалённые друг от друга на километры, но, главное, делают труд каждого сотрудника разреза приятным и безопасным.