Антимонопольщики Хакасии предложили вариант борьбы с неэтичной рекламой
Дата публикации: 30 августа 2021 года в 10:57.
Категория: Общество.
Всплеск неэтичной рекламы наблюдается сегодня в Хакасии. В погоне за клиентами рекламодатели и рекламораспространители проявляют креатив, порой балансирующий на грани норм этики и морали. Несколько спорных рекламных продуктов, распространяемых на территории нашей республики, обсуждали на заседании Экспертного совета в Хакасской антимонопольной службе.
– В начале года к нам поступила жалоба владельца одного из салонов красоты, – рассказала Ксения Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России. – Он уже несколько лет оказывает абаканцам и гостям столицы Хакасии услуги спа-процедур. За это время приобрел авторитет и признание многих клиентов. Однако недавно в Абакане появилась еще одна фирма, предлагающая аналогичные услуги. По мнению заявителя, конкурент недобросовестно копирует фирменный стиль его салона. В частности, совпадения он усматривает в пошаговости программ косметических процедур в буклетах (в других спа-салонах программы принято писать текстом); в преобладании оранжевого цвета на фасаде; в созвучности названия салона – присутствует слово «здравница». Кроме того, наклейки на сертификатах имеют одинаковую круглую форму и однотипные оливковые веточки по периметру круга, а также белые горизонтальные надписи в две строчки. Заявитель считает, что конкурент, применяя схожие зрительные ассоциации, переманивает его клиентов к себе.
– Второй рекламный продукт, транслируемый, в том числе на региональной радиостанции, – также вызывает вопросы своей этичностью. Речь идет о рекламе доставки суши и роллов, – продолжила Ксения Александровна. – в переводе с японского языка «ебидоеби» означает «день недели – суббота», а «куни ли» – страна. Однако для уха россиянина эти выражения кажутся созвучными нецензурным, непристойным словам. К тому же, спорной является уместность этих выражений рекламируемым блюдам, спорным же можно считать утверждение «лучше всех». Кто сказал, что именно эти суши-роллы самые-самые? Существующее рекламное законодательство запрещает использование в рекламе бранных, непристойных и оскорбительных слов и выражений.
Третьей спорной рекламой, которую обсуждали члены Экспертного совета УФАС Хакасии, – реклама бетона и септика с формулировкой «Большие объемы» и изображением женской груди.
– Этот баннер, расположенный по дороге в Черногорск, также вызвал подозрения на этичность. Изображение обнаженных женских частей тела, вполне возможно, вызывает интерес, как правило, лиц мужского пола. Однако этот образ никак не связан с объектом рекламирования.
Присутствующие эксперты – практикующий психолог Сергей Акимов, доктор филологических наук Ирина Пекарская, специалист по рекламным технологиям Мария Жабарова – высказали мнение, что, конечно, восприятие окружающего мира очень индивидуально и зависит «от меры испорченности» потребителей такой рекламы. Безусловно, такая реклама достигает своей цели – привлекает внимание.
– Сегодня, во времена сексуальной революции, эта реклама большинству не режет слух и зрение, – высказался Сергей Акимов. – Она напрягает старшее поколение, выросшее в строгости и на серьезных нравственных принципах. Молодежь смотрит на это спокойно. И я считаю, строго запрещать что-то, цензурить неправильно. Важно рассказывать, объяснять молодым опасность какого-либо явления, стараться развивать вкус и эстетику, прививать культуру.
Так как рассматриваемая на Экспертном совете реклама признана неоднозначной, решено подключить к этому общественность республики. В ближайшее время специалисты Хакасского УФАС России проведут опрос: считают ли жители Хакасии такие выражения и образы этичными, уместными, допустимыми. Кроме того, свое авторитетное слово еще не высказал член Экспертного совета протоиерей отец Сергий, – присутствовать лично на заседании он не смог, поэтому мнение свое передаст в Управление письменно. Только после изучения максимального числа точек зрения на тему этичности/неэтичности рекламы антимонопольная служба вынесет решение по этому спорному вопросу.