В туристическом рейтинге регионов России за 2021 год Хакасия заняла лишь 66 место

Дата публикации: 11 января 2022 года в 14:13.
Категория: Экономика.

Журнал о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» представили ежегодное исследование, посвященное туристической привлекательности российских регионов и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Составителями рейтинга были собраны, изучены и проанализированы статистические данные, публикации в СМИ, взяты комментарии у федеральных и региональных экспертов для оценки динамики развития внутреннего и въездного туризма как в стране в целом, так и во всех российских регионах.

Российские власти, отвечающие за развитие туризма, а также представители туристической отрасли единодушны: 2021 год оказался успешнее предыдущего, по их же оценкам, «катастрофического» для отрасли. По официальным данным, а также по мнению экспертов, вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя в течение года властями вводились различные ограничения, связанные с пандемией, порой неожиданные для отрасли и граждан, в целом регионы прошли этот год неплохо. Ряд субъектов, например Крым и Краснодарский край, вообще показали динамику лучше 2019 года, увеличив на 15–20% количество принятых туристов.

Выручка гостиниц и иных мест размещения, по данным Росстата, по итогам января – сентября 2021 года достигла 450 млрд рублей. Этот показатель превысил значение аналогичного периода 2020 года на 67%, а 2019 года – на 1%. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга доходы российских гостиниц в январе – сентябре этого года достигли 364 млрд рублей, что выше показателя 2019 года на 16%.

По числу ночевок выйти на докризисный уровень пока не удалось. В январе – сентябре этого года гости суммарно провели в российских гостиницах 203 млн ночей, что на 67% больше, чем годом ранее, но на 6% ниже, чем в аналогичный период 2019 года.

По данным, озвученным главой Ростуризма Зариной Догузовой, в 2021 году общий оборот туристической отрасли составит 2,5 трлн рублей, или 70% от доковидного уровня в 3,7 трлн рублей. Недополученные 1,2 трлн рублей – это не приехавшие к нам иностранные туристы.

Полный результат исследований можно посмотреть ЗДЕСЬ.

А итоговой «Национальный туристический рейтинг -2021» таков:

ПЕРВАЯ ГРУППА РЕЙТИНГА – «ЗОЛОТАЯ ДВАДЦАТКА» 

Место

Наименование субъекта РФ

Баллы

1

Краснодарский край

120,3

2

Московская область

119,8

3

Город федерального значения Москва

118,3

4

Республика Крым

117,8

5

Город федерального значения Санкт-Петербург

112,4

6

Приморский край

107,2

7

Алтайский край

104,6

8

Республика Татарстан

103,7

9

Нижегородская область

101,6

10

Самарская область

101,2

11

Ставропольский край

100,3

12

Республика Башкортостан

99,1

13

Новосибирская область

97,1

14

Челябинская область

96,4

15

Иркутская область

93,1

16

Свердловская область

91,8

17

Тюменская область

90,8

18

Ростовская область

89,9

19

Калининградская область

89,5

20

Сахалинская область

88,4

 

Лидером рейтинга в этом году стал Краснодарский край. Черноморское побережье является главным магнитом для миллионов туристов, мечтающих о море и солнце. Расположенные в крае курорты, в том числе зимние, на Красной Поляне, в условиях длящейся второй год пандемии бьют все рекорды по посещаемости. Только по официальным данным Росстата, за 9 месяцев 2021 года в гостиницах края остановились 8 млн человек, совершив более 53 млн ночевок. По данным администрации Краснодарского края, за 11 месяцев 2021 года регион принял 16,2 млн туристов, превысив показатель 2020 года на 47%. Не остановило туристов и требование властей об обязательном прохождении вакцинации (или предоставлении медотвода), которое выдвинули власти для всех прибывающих с 1 августа 2021 года. Нарушителям грозил штраф до 30 тысяч рублей. Постепенное восстановление турпотока позволило властям Краснодарского края объявить об увеличении с 1 января 2022 года курортного сбора с 10 до 30 рублей, а в Сочи – с 10 до 50 рублей с человека в сутки. 

На втором месте рейтинга расположилась Московская область. Как и год назад, Подмосковье в условиях пандемии стало местом, где жители российской столицы могли не только отдохнуть, набраться сил, но и восстановить здоровье. По данным регионального комитета по туризму, в летние месяцы загрузка отелей достигала 95%. Развитая санаторно-курортная база и большое количество ее постояльцев вновь помогли региону обойти ближайшего соперника по рейтингу – Москву, занявшую в этом году 3-е место.

Среди регионов Сибири в «Золотую двадцатку» Алтайский край (7-е место), Новосибирская область (13-е) Иркутская область (13-е).

Отмечается, что Алтайский край вывела в лидеры национального рейтинга мощная санаторно-курортная база, обеспечившая региону один из самых высоких баллов по критерию «Развитие санаторно-курортной отрасли региона». В этом году на зимних каникулах здравницы и отели города-курорта Белокурихи были полностью заполнены, а горнолыжные курорты испытывали небывалую нагрузку.

Помимо самих жителей региона, больше всего туристов едут сюда из соседних Новосибирской и Кемеровской областей. Край тоже является участником эксперимента по курортному сбору. Всего с мая 2018 года власти собрали 115 млн рублей, которые пошли на благоустройство территории. В Белокурихе с начала 2022 года сбор повысят и будут собирать по 50 рублей с человека в сутки. 

ВТОРАЯ ГРУППА РЕЙТИНГА «КРЕПКИЕ ПРОФИ» 

 

21

Пермский край

88,3

22

Ярославская область

87,9

23

Ленинградская область

87,8

24

Тверская область

85,6

25

Саратовская область

80,7

26

Тульская область

79,4

27

Владимирская область

77,8

28

Республика Карелия

77,6

29

Воронежская область

77,2

30

Волгоградская область

74,9

31

Вологодская область

74,3

32

Омская область

73,4

33

Белгородская область

71,7

34

Липецкая область

69,8

35

Кемеровская область – Кузбасс

68,7

36

Красноярский край

68,4

37

Астраханская область

68,1

38

Оренбургская область

66,6

39

Калужская область

66,5

40

Удмуртская Республика

65,6

41

Ульяновская область

65,5

42

Хабаровский край

64,5

43

Рязанская область

64,4

44

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

63,1

45

Мурманская область

62,1

46

Псковская область

61,9

47

Архангельская область

61,8

48

Чувашская Республика

59,7

49

Республика Бурятия

59,6

50

Ивановская область

56,9

51

Кировская область

56,7

52

Новгородская область

56,5

53

Пензенская область

55,4

54

Кабардино-Балкарская Республика

54,6

55

Брянская область

54,4

56

Город федерального значения Севастополь

54,2

57

Республика Дагестан

50,8

58

Амурская область

50,7

59

Чеченская Республика

49,7

60

Костромская область

48,4

61

Курская область

47,8

62

Смоленская область

43,9

63

Республика Саха (Якутия)

42,8

64

Республика Алтай

42,7

65

Республика Марий Эл

39,4

66

Республика Хакасия

38,7

67

Республика Коми

38,6

68

Томская область

37,9

69

Камчатский край

36,8

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА РЕЙТИНГА «НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ»

 

70

Орловская область

36,4

71

Республика Адыгея

36,1

72

Республика Мордовия

35,8

73

Забайкальский край

35,1

74

Республика Северная Осетия – Алания

34,9

75

Курганская область

33,4

76

Тамбовская область

32,5

77

Ямало-Ненецкий автономный округ

31

78

Карачаево-Черкесская Республика

24

79

Республика Калмыкия

22,5

80

Магаданская область

21,6

81

Республика Тыва

16,1

82

Республика Ингушетия

14,3

83

Еврейская автономная область

13,7

84

Ненецкий автономный округ

12,2

85

Чукотский автономный округ

9

 

КАК НАЧИСЛЯЛИСЬ БАЛЛЫ РЕЙТИНГА

В этом году критериями для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются:

  1. Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры: 

– число коллективных средств размещения (гостиниц) в регионе;

– число мест в коллективных средствах размещения региона;

 – количество мест в объектах общественного питания (рестораны, кафе, бары) на 1000 жителей региона;

– число турфирм (организаций и индивидуальных предпринимателей), работающих в регионе.

Данные за 2020 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

  1. Доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона:

– доходы коллективных средств размещения;

Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

– объем платных туристических услуг населению региона.

Данные за 2020 год и 10 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

  1. Развитие санаторно-курортной отрасли региона: 

– число граждан, размещенных в санаторно-курортных организациях;

– объем платных услуг санаторно-курортных организаций.

Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

  1. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:

– число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения;

– число ночевок в коллективных средствах размещения.

Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

  1. Популярность региона у иностранцев: число иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

  1. Туристская уникальность и привлекательность региона: количество объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр.

Данные за 2020 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

  1. Уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч населения региона.

Данные за январь – ноябрь 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Показатель рассчитывается на 100 тысяч жителей региона.

  1. Интерес к региону в Интернете как к месту отдыха:количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.

Рассчитывается по количеству запросов в период с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона».

  1. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ с упоминанием региона.

 

Новости по теме

Оставить комментарий