В туристическом рейтинге регионов России за 2021 год Хакасия заняла лишь 66 место
Дата публикации: 11 января 2022 года в 14:13.
Категория: Экономика.
Составителями рейтинга были собраны, изучены и проанализированы статистические данные, публикации в СМИ, взяты комментарии у федеральных и региональных экспертов для оценки динамики развития внутреннего и въездного туризма как в стране в целом, так и во всех российских регионах.
Российские власти, отвечающие за развитие туризма, а также представители туристической отрасли единодушны: 2021 год оказался успешнее предыдущего, по их же оценкам, «катастрофического» для отрасли. По официальным данным, а также по мнению экспертов, вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя в течение года властями вводились различные ограничения, связанные с пандемией, порой неожиданные для отрасли и граждан, в целом регионы прошли этот год неплохо. Ряд субъектов, например Крым и Краснодарский край, вообще показали динамику лучше 2019 года, увеличив на 15–20% количество принятых туристов.
Выручка гостиниц и иных мест размещения, по данным Росстата, по итогам января – сентября 2021 года достигла 450 млрд рублей. Этот показатель превысил значение аналогичного периода 2020 года на 67%, а 2019 года – на 1%. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга доходы российских гостиниц в январе – сентябре этого года достигли 364 млрд рублей, что выше показателя 2019 года на 16%.
По числу ночевок выйти на докризисный уровень пока не удалось. В январе – сентябре этого года гости суммарно провели в российских гостиницах 203 млн ночей, что на 67% больше, чем годом ранее, но на 6% ниже, чем в аналогичный период 2019 года.
По данным, озвученным главой Ростуризма Зариной Догузовой, в 2021 году общий оборот туристической отрасли составит 2,5 трлн рублей, или 70% от доковидного уровня в 3,7 трлн рублей. Недополученные 1,2 трлн рублей – это не приехавшие к нам иностранные туристы.
Полный результат исследований можно посмотреть ЗДЕСЬ.
А итоговой «Национальный туристический рейтинг -2021» таков:
ПЕРВАЯ ГРУППА РЕЙТИНГА – «ЗОЛОТАЯ ДВАДЦАТКА»
Место |
Наименование субъекта РФ |
Баллы |
1 |
Краснодарский край |
120,3 |
2 |
Московская область |
119,8 |
3 |
Город федерального значения Москва |
118,3 |
4 |
Республика Крым |
117,8 |
5 |
Город федерального значения Санкт-Петербург |
112,4 |
6 |
Приморский край |
107,2 |
7 |
Алтайский край |
104,6 |
8 |
Республика Татарстан |
103,7 |
9 |
Нижегородская область |
101,6 |
10 |
Самарская область |
101,2 |
11 |
Ставропольский край |
100,3 |
12 |
Республика Башкортостан |
99,1 |
13 |
Новосибирская область |
97,1 |
14 |
Челябинская область |
96,4 |
15 |
Иркутская область |
93,1 |
16 |
Свердловская область |
91,8 |
17 |
Тюменская область |
90,8 |
18 |
Ростовская область |
89,9 |
19 |
Калининградская область |
89,5 |
20 |
Сахалинская область |
88,4 |
Лидером рейтинга в этом году стал Краснодарский край. Черноморское побережье является главным магнитом для миллионов туристов, мечтающих о море и солнце. Расположенные в крае курорты, в том числе зимние, на Красной Поляне, в условиях длящейся второй год пандемии бьют все рекорды по посещаемости. Только по официальным данным Росстата, за 9 месяцев 2021 года в гостиницах края остановились 8 млн человек, совершив более 53 млн ночевок. По данным администрации Краснодарского края, за 11 месяцев 2021 года регион принял 16,2 млн туристов, превысив показатель 2020 года на 47%. Не остановило туристов и требование властей об обязательном прохождении вакцинации (или предоставлении медотвода), которое выдвинули власти для всех прибывающих с 1 августа 2021 года. Нарушителям грозил штраф до 30 тысяч рублей. Постепенное восстановление турпотока позволило властям Краснодарского края объявить об увеличении с 1 января 2022 года курортного сбора с 10 до 30 рублей, а в Сочи – с 10 до 50 рублей с человека в сутки.
На втором месте рейтинга расположилась Московская область. Как и год назад, Подмосковье в условиях пандемии стало местом, где жители российской столицы могли не только отдохнуть, набраться сил, но и восстановить здоровье. По данным регионального комитета по туризму, в летние месяцы загрузка отелей достигала 95%. Развитая санаторно-курортная база и большое количество ее постояльцев вновь помогли региону обойти ближайшего соперника по рейтингу – Москву, занявшую в этом году 3-е место.
Среди регионов Сибири в «Золотую двадцатку» Алтайский край (7-е место), Новосибирская область (13-е) Иркутская область (13-е).
Отмечается, что Алтайский край вывела в лидеры национального рейтинга мощная санаторно-курортная база, обеспечившая региону один из самых высоких баллов по критерию «Развитие санаторно-курортной отрасли региона». В этом году на зимних каникулах здравницы и отели города-курорта Белокурихи были полностью заполнены, а горнолыжные курорты испытывали небывалую нагрузку.
Помимо самих жителей региона, больше всего туристов едут сюда из соседних Новосибирской и Кемеровской областей. Край тоже является участником эксперимента по курортному сбору. Всего с мая 2018 года власти собрали 115 млн рублей, которые пошли на благоустройство территории. В Белокурихе с начала 2022 года сбор повысят и будут собирать по 50 рублей с человека в сутки.
ВТОРАЯ ГРУППА РЕЙТИНГА «КРЕПКИЕ ПРОФИ»
21 |
Пермский край |
88,3 |
22 |
Ярославская область |
87,9 |
23 |
Ленинградская область |
87,8 |
24 |
Тверская область |
85,6 |
25 |
Саратовская область |
80,7 |
26 |
Тульская область |
79,4 |
27 |
Владимирская область |
77,8 |
28 |
Республика Карелия |
77,6 |
29 |
Воронежская область |
77,2 |
30 |
Волгоградская область |
74,9 |
31 |
Вологодская область |
74,3 |
32 |
Омская область |
73,4 |
33 |
Белгородская область |
71,7 |
34 |
Липецкая область |
69,8 |
35 |
Кемеровская область – Кузбасс |
68,7 |
36 |
Красноярский край |
68,4 |
37 |
Астраханская область |
68,1 |
38 |
Оренбургская область |
66,6 |
39 |
Калужская область |
66,5 |
40 |
Удмуртская Республика |
65,6 |
41 |
Ульяновская область |
65,5 |
42 |
Хабаровский край |
64,5 |
43 |
Рязанская область |
64,4 |
44 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
63,1 |
45 |
Мурманская область |
62,1 |
46 |
Псковская область |
61,9 |
47 |
Архангельская область |
61,8 |
48 |
Чувашская Республика |
59,7 |
49 |
Республика Бурятия |
59,6 |
50 |
Ивановская область |
56,9 |
51 |
Кировская область |
56,7 |
52 |
Новгородская область |
56,5 |
53 |
Пензенская область |
55,4 |
54 |
Кабардино-Балкарская Республика |
54,6 |
55 |
Брянская область |
54,4 |
56 |
Город федерального значения Севастополь |
54,2 |
57 |
Республика Дагестан |
50,8 |
58 |
Амурская область |
50,7 |
59 |
Чеченская Республика |
49,7 |
60 |
Костромская область |
48,4 |
61 |
Курская область |
47,8 |
62 |
Смоленская область |
43,9 |
63 |
Республика Саха (Якутия) |
42,8 |
64 |
Республика Алтай |
42,7 |
65 |
Республика Марий Эл |
39,4 |
66 |
Республика Хакасия |
38,7 |
67 |
Республика Коми |
38,6 |
68 |
Томская область |
37,9 |
69 |
Камчатский край |
36,8 |
ТРЕТЬЯ ГРУППА РЕЙТИНГА «НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ»
70 |
Орловская область |
36,4 |
71 |
Республика Адыгея |
36,1 |
72 |
Республика Мордовия |
35,8 |
73 |
Забайкальский край |
35,1 |
74 |
Республика Северная Осетия – Алания |
34,9 |
75 |
Курганская область |
33,4 |
76 |
Тамбовская область |
32,5 |
77 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
31 |
78 |
Карачаево-Черкесская Республика |
24 |
79 |
Республика Калмыкия |
22,5 |
80 |
Магаданская область |
21,6 |
81 |
Республика Тыва |
16,1 |
82 |
Республика Ингушетия |
14,3 |
83 |
Еврейская автономная область |
13,7 |
84 |
Ненецкий автономный округ |
12,2 |
85 |
Чукотский автономный округ |
9 |
КАК НАЧИСЛЯЛИСЬ БАЛЛЫ РЕЙТИНГА
В этом году критериями для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются:
- Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры:
– число коллективных средств размещения (гостиниц) в регионе;
– число мест в коллективных средствах размещения региона;
– количество мест в объектах общественного питания (рестораны, кафе, бары) на 1000 жителей региона;
– число турфирм (организаций и индивидуальных предпринимателей), работающих в регионе.
Данные за 2020 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
- Доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона:
– доходы коллективных средств размещения;
Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
– объем платных туристических услуг населению региона.
Данные за 2020 год и 10 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
- Развитие санаторно-курортной отрасли региона:
– число граждан, размещенных в санаторно-курортных организациях;
– объем платных услуг санаторно-курортных организаций.
Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
- Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:
– число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения;
– число ночевок в коллективных средствах размещения.
Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
- Популярность региона у иностранцев: число иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.
Данные за 2020 год и 9 месяцев 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
- Туристская уникальность и привлекательность региона: количество объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр.
Данные за 2020 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.
- Уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч населения региона.
Данные за январь – ноябрь 2021 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Показатель рассчитывается на 100 тысяч жителей региона.
- Интерес к региону в Интернете как к месту отдыха:количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.
Рассчитывается по количеству запросов в период с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона».
- Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ с упоминанием региона.