Шутов хоронят за оградой

Дата публикации: 28 сентября 2022 года в 11:15.
Категория: Общество.

Спецоперация, кроме прочего, вскрыла удививший и шокировавший многих россиян факт - оказалось, что наша культурно-творческая тусовка — вовсе не наша. На самом деле, удивляться тут нечему. Ведь слово «богема» в своем изначальном значении - это вовсе не что-​то возвышенное и величественное, но буквально - «цыганщина».

Эмоции по громким словам известных певцов и артистов уже отгорели, страсти поутихли и реакции отбурлили. Остаются трезвые вопросы: "для чего это?" и "почему именно сейчас?". 

Или, может быть, оно само по себе так получилось? 

Базовое "правило телевизора" гласит: если ты не платишь за товар, то, значит, товаром являешься ты сам. 

Если по телевизору и в интернете нам транслируют какую-​то информацию, подготовка которой стоит денег, значит кто-​то эти деньги заплатил и этому "кому-​то" нужно, чтобы мы получили конкретную информацию в конкретном виде.

Тем более, ситуация с артистами укладывается в последовательные действия ВПР России по зачистке перекосов в российском обществе. 

Христианство до ХХ в. относилось к артистам, скорее, отрицательно.

Вероятно, театры виделись священникам не высоким искусством, а полуязыческим действом полным вульгарности, дурачества и пошлости на потеху публике. 

Что понятно, ведь бедные бродячие артисты жили с подаяний зрителей и, чтобы вызвать у плебса сильные чувства, им приходилось, зачастую, потакать примитивным вкусам и низменным страстям.

И сама театральная традиция восходила к языческим обрядам, перевоплощению в богов и зверей, полубезумным пляскам менад и служению Минерве, Талии, Мельпомене, а не христианским ценностям. Т.е. с этой точки зрения театр являлся языческим храмом.

В дореволюционной России на лицедеев и их богемную жизнь смотрели снисходительно и даже презрительно, а "актриски", по статусу приравнивалась к девушкам пониженной социальной ответственности. К серьезным актерам драматических театров или певцам опер отношение было более уважительным - как к хорошим работникам не очень престижной профессии.

Естественно, на роль нравственных авторитетов такие люди претендовать не могли.

Откуда же появились притязания на "совесть нации"? 

Во-​первых, ситуация изменилась в начале ХХ века с появлением радио, а потом телевидения. Актеры стали общеизвестны и богаты. Газеты обсуждали их личную жизнь, поклонники следовали по пятам, а дети мечтали стать кумирами миллионов, когда вырастут.

Высокие гонорары повысили уважение к профессии, а узнаваемость актеров открыла им двери в публичную политику.

Средства массовой информации покрыли актеров позолотой и придали отблеск элитарности.

Во-​вторых, в России, как обычно, процессы имели свою специфику.

После революции большевики нуждались в легитимизации власти и информационной поддержке. Для этого пришлось, в том числе, заигрывать с интеллигенцией - раскармливать поэтов, писателей и художников, согласных прославлять новых хозяев страны. Такое отношение выработало некую болезненную созависимость власти и "властителей дум".

По итогу, системная и даже в меру несистемная "творческая интеллигенция" в реалиях распределительной экономики жила заметно лучше среднего гражданина СССР. Высокие гонорары, дачи в Подмосковье, льготы и привилегии приближали даже посредственных поэтов, актеров, певцов и писателей к небожителям партии, придавая опять же блеск особенности и элитарности.

Сверху такое положение полировалось идеологизированным гуманитарным образованием, которое навязывало творцам прошлой эпохи роль и значимость, не соответствующие реальности.

После падения СССР певцы тоже не бедствовали. 

В результате в нынешнее время мы получили прослойку общества, у которой можно выделить характерные черты:

  • жизнь заметно богаче среднего по стране;

  • возможность сравнительно легкого доступа к деньгам через торговлю лицом и голосом (от корпоративов с оплатой в конверте до различных ток-​шоу);

  • доступ к бюджетным деньгам (если в "обойме") через концерты и заказное искусство;

  • клановость и семейственность;

  • уверенность в собственной элитарности;

  • флёр особенности в глазах народа.

Плохо что ли? Хорошо! 

Но с точки зрения власти и общества - совсем не хорошо.

Великие Творцы прошлых эпох, ставшие классиками литературы и искусства, не отделяли свою судьбу от судьбы народа и страны. Зачастую, они совмещали творчество и служение на гражданских и военных профессиях или тяжело работали, чтобы прокормиться искусством.

Их никак нельзя было назвать погрязшими в сверхпотреблении паразитами на теле общества.

Если посмотреть на нынешний шоу-​бизнес глазами Хозяина страны, живущей в ситуации жесткой конкуренции и борьбы с внешними противниками, то можно увидеть совсем другие характерные черты богемной тусовки:

  • высокое потребление непроизводящей прослойки общества;

  • серые зарплаты;

  • вывоз капитала за кордон (где сокровище ваше, там и сердце ваше);

  • высокая связь и зависимость с потенциальным противником (дети, особняки и счета на Западе);

  • прозападная и либеральная идеология (в т.ч. чуть ли не пропаганда сатанизма и ЛГБТ);

  • задушевное вдалбливание в текстах "здесьвсёплохо" и "валитьнадо";

  • высокое влияние на молодежь;

  • большое количество фанатов\подписчиков и, значит, претензии и на роль Лидеров общественного мнения;

  • демонстративное сверхпотребление;

  • рычаг для влияния и раскачки общества в чужих руках.

Особенно важно, что эта прослойка во многом отделяет себя от народа, ставит себя над ним. А флер особенности со стороны народа, деньги и связи создают возможность для неподсудности и всепрощения.

Налицо дисбаланс пользы и вознаграждения, объективной и субъективной ценностей. 

И похоже, власть сейчас начала планомерно и последовательно разрушать этот образ избалованного ребенка в глазах общества.

Громкое дело Ефремова рассказало о реалиях богемной жизни, достало скелетов из семейного шкафа и показало лицо элиты шоу-​бизнеса. Мы узнали, что этих кругах садиться пьяным за руль - норма.
 
Многочисленные ток-​шоу по центральным (а, значит, прогосударственным) каналам вытащили грязное белье актеров на всеобщее обозрение. Мы узнали, что " у них" тоже всякое бывает.
 
Нервно-негативная реакция богемы на Крымнаш и дальнейшую эскалацию с 2014 года разрушило образы "глубокомысленных философов", патриотов и просто честных людей. 
Мы узнали, что не все певцы и артисты одинаково хорошие. И далеко не все из них умные.
 
Поспешное же массовое бегство богемы из страны после начала СВО и последующее озлобленное тявканье из-за границы "испуганных" артистов завершило развенчание мифа о "совести нации".
 
Мы узнали, что певцы и артисты - это просто певцы и артисты. Не более.
 

Можно сказать, что всё это часть общей работы на планомерное разрушение перекосов, доставшихся со времен СССР, и наследия 90-х в разных сферах общества.

Высвобождаются ресурсы, обеляются финансовые потоки, купируются риски внешнего влияния через ЛОМов, срывается флер особенности и неподсудности. 

Вспомним, как ценность продавцов, кассиров, зав складом и прочих "распределителей" снизилась до минимума с уходом дефицитной экономики.

В МВД и армии для преодоления перекосов понадобились разрушительные реформы.

В социальной сфере, в основном, работают с общественным мнением и этот процесс уже коснулся спортсменов (когда футболисты сборной внезапно отправились шить варежки за хулиганство), актеров и артистов, блогеров и уже подбирается к высшим сферам (моральная победа лося над депутатом). 

Каждый случай со всех сторон освещался в медиа (помните "правило телевизора"?), противники и защитники высказывали различные аргументы, срывали покровы и бомбардировали доводами "за" и "против". Зрители морщили лбы и выносили собственное суждение. 

Складывается ощущение, что сейчас власть пытается помочь народу повзрослеть и отбросить старые, неживые стереотипы. Открыть глаза на реальность. Восстановить баланс объективной и субъективной ценности. Снять шоры. Развенчать культы всех имен.  

СВО эти процессы ускорила.

Попытка ударить нас через уход иностранных брендов с рынка привел к открытию, что есть нормальные, качественные вещи с не столь громкими именами, но с адекватными ценниками.

Попытка напугать брендом западного оружия путем его поставки Украине привел всех заинтересованных к пониманию, что натовское оружие вовсе не "вундерваффе" и не панацея.

Попытка использовать "испуганных патриотов" для влияния на общественное мнение разрушило их репутацию и снизило потенциальную ценность в качестве ЛОМ. 

Бренд - это, по сути, иллюзия. А попытка использовать иллюзию против стойкой реальности обращает иллюзию в пыль. Можно сказать, что в нашем обществе происходит взросление, возврат к действительности и разбрендирование.

В какой-​то момент, вероятно, маятник качнется в противоположную сторону и появится негативное отношение к артистам. Мол, они пустые, ничего не стоящие люди. Певцы ртом за деньги, торговцы лицом, шуты с манией величия.

Но это лишь середина пути "очарование - разочарование - нормальный баланс".

Если мы пройдем этот путь до конца, то научимся оценивать вещи и людей по объективной полезности, а не по имени. Поймем, что элитарность определяется личными качествами и работой на пользу страны. И уясним, что априорное место и ценность лицедея - на сцене. И нигде более. 

Что останется от мифологического образа "совести нации" и "творческой интеллигенции" в итоге? 

Реальность. То, что есть. 

Понимание, что лучшая рекомендация писателя - его книги, а актера - его игра на сцене.

Понимание, что поэты, музыканты и художники - в первую очередь обычные люди, со свойственными людям страстями, сомнениями и ошибками. Возможно, в чем-​то они более одарены талантами, но они - люди.

Понимание, что даже лучшие артисты, зачастую, ограничены профессией, не разбираются в реальной жизни (вирусологии, геополитике, военном деле) и, соответственно, не могут знать "как надо" для всего общества.

И, надеюсь, мы запомним, что позолота тусовки - наносная, преходящая, а слово "богема" - это отнюдь не что-​то возвышенное и величественное, но буквально - "цыганщина".
 
Источник: 

Новости по теме