Инспекторы ГИМС рекомендуют судоводителям потренироваться перед выходом на воду
Дата публикации: 26 мая 2023 года в 11:23.
Категория: Общество.
Фото предоставлено пресс-службой МЧС России по Хакасии
Маломерные суда крайне разнообразны. Они отличаются друг от друга различными конструктивными формами, обводами и размерами корпуса, видом и количеством двигателей, винтов, формой и площадью рулей, а также другими особенностями. Поэтому каждому судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания особенностей судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только тогда эксплуатация катера, мотолодки или другого типа маломерного судна будет безопасной.
Инспекторы ГИМС напоминают некоторые общие особенности управления маломерным судном, которые полезно знать и учитывать:
1. При движении против течения управлять судном значительно легче, чем при движении по течению. Это связано с тем, что под действием течения судно хорошо слушается руля даже на малом ходу.
2. При движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения.
3. При движении против течения поворот на обратный курс следует производить «из тихого течения» в сторону «быстрого течения», в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса.
4. При следовании по течению поворот на обратный курс следует производить «из быстрого течения» в сторону «тихого течения». В этом случае большее течение более эффективно забрасывает корму в сторону противоположную повороту.
5. При входе и выходе из залива или старого русла следует сбавить ход и быть готовым к маневрированию для расхождения с другими судами, которые могут неожиданно появиться по курсу.
6. При наличии сильного бокового ветра поворот на обратный курс следует производить «на ветер», чтобы избежать навала судна на берег. Это правило особенно необходимо соблюдать при поворотах в узких участках.
7. Выводить судно из толчеи следует на малом ходу.
8. При уменьшении глубины нос судна поднимается, возникает рыскливость, может появиться неприятная вибрация корпуса и шумы, растет придонная волна, которая вспенивается на мелководье. С появлением этих признаков следует сбавить ход и следовать с предельной осторожностью, чтобы не посадить судно на мель или не ударить днище или винт об грунт.
9. При подходе к мелкому берегу на лодке с подвесным мотором для предотвращения повреждений лопасти винта, мотор следует заглушить и поднять.
10. При следовании судна по течению, подход к причалу осуществить проще, если пройти мимо причала, развернуть судно и швартоваться против течения.
11. Судно, имеющее постоянный крен на борт, при положении руля «прямо» стремится уклониться носом в сторону повышенного борта. Для удержания судна на курсе необходимо переложить руль на некоторый угол в сторону накрененного борта.
12. Наилучшая управляемость достигается путем придания судну небольшого дифферента на корму.
Новичку-судоводителю перед выходом на большую воду следует потренироваться и опытным путем установить скорости судна при различных режимах работы двигателя, расстояния, которые судно проходит при реверсе работы двигателя или после его остановки на различных режимах работы, а также чувствительность правсредства к элементам управления.
В случае происшествия на водоеме, незамедлительно звоните на единый номер экстренных служб 112.
Подготовлено пресс-службой ГУ МЧС России по Хакасии