Конституционный суд защитил права отца ребенка создав важный прецедент
Дата публикации: 20 января 2024 года в 21:01.
Категория: Общество.
Предыстория такова: еще в 2022 году жителя Владивостока осудили по ст. 137 УК РФ обвинив мужчину в нарушении неприкосновенности частной жизни и незаконном сборе сведений о бывшей супруге и ее родственниках.
Дело в том, что после развода дети осужденного остались с матерью и стали жить в новой семье, но однажды 7-летний сын рассказал отцу, что там с ним плохо обращаются. Тогда мужчина установил на телефон своего сына программу родительского контроля, которая позволяла осуществлять прослушивание и аудиозапись событий в т.ч. по месту жительства ребенка.
При этом, помимо голоса сына на запись также попали разговоры и голоса иных лиц общавшихся с ребенком, в т.ч. и бывшей супруги.
Эти записи отец и представил в полицию в качестве доказательств грубого обращения с сыном и необходимости принятия срочных мер. Однако произошло ровно обратное и претензии были выдвинуты самому отцу: в частности, его обвинили в нарушении неприкосновенности частной жизни и возбудили уголовное дело по ст. 137 УК РФ.
На суде отец уверял, что действовал исключительно в интересах малолетнего сына и никак не мог остаться равнодушным, понимая что с его ребенком плохо обращаются. Однако данные доводы не помогли и в конечном итоге мужчина был признан виновным, причем приговор был подтвержден и самим Верховным судом, который указал что одновременно с прослушкой сына собирались сведения и об иных лицах, что недопустимо.
Однако отец оказался не из робкого десятка и решил идти до конца, а потому направил жалобу уже в Конституционный суд, который не стал подходить к делу формально, а разобрался по существу и в итоге постановил пересмотреть уже казалось бы безнадежное дело. Соответствующее решение опубликовано 18 января на сайте Конституционного Суда.
В решение, в частности говорится, что предполагая наличие угрозы для ребенка, родитель может прослушивать его окружение, в том числе для дальнейшего предоставления данных в уполномоченные органы.
Обращение в них для защиты малолетнего нельзя считать незаконным распространением частной информации, заявил КС. Формально состав 137-й статьи образуется, но, если действия «вызваны обстоятельствами, которые рассматриваются родителем как угроза для ребенка (не исключая и добросовестное заблуждение), это не должно служить основанием для привлечения к уголовной ответственности», — заключили в суде.
При этом законодатель вправе установить пределы использования родительского контроля, но и сейчас такие программы следует использовать только ради безопасности детей, добавили в КС.
В свое решении Конституционный суд сделал ряд важных выводов:
- во-первых, суд указал что тесная связь родителей и детей предполагает естественное желание как получать саму информацию о состоянии ребенка, так и обеспечивать его безопасность, а значит "прослушка" неопределенного круга лиц не нарушает прав на частную жизнь с учетом особой конституционной ценности детства;
- представление полученных сведений в органы власти не может быть признано незаконным распространением;
- сбор информации в обстоятельствах, которые рассматриваются родителем как угрожающие ребенку не должно автоматически служить основанием для привлечения к уголовной ответственности;
- использование легально установленной программы на смартфон законом не ограничено, при этом ее может использовать и родитель проживающий отдельно от ребенка.
Итак, Конституционный суд создал важный прецедент и по сути разрешил родителям "прослушку" через смартфоны детей, если речь идет о защите их прав и законных интересов. Иными словами суд фактически легализовал один из самых эффективных способов сбора доказательств о ненадлежащем обращении с детьми. Но есть важное условие: сбор и распространение подобных сведений должны быть обусловлены защитой интересов ребенка, а не производиться умышленно и без какого-либо основания.
Вынесенное Постановление суда важно также и тем, что пересмотру теперь подлежат все аналогичные приговоры и дела, а не только пострадавшего жителя Владивостока.