Директор алюминиевого дивизиона ОК «РусАл» рассказал о ближайших планах
Дата публикации: 11 марта 2010 года в 12:30.
Категория: Экономика.
О том, как «РусАл» решает эту задачу, о планах увеличения производства в 2010 году, о своем видении темпов восстановления спроса на алюминий в интервью «Интерфаксу» рассказал директор алюминиевого дивизиона ОК «РусАл» Алексей Арнаутов. - По итогам первого полугодия 2009 года компания снизила себестоимость производства на 27%. Расскажите подробнее, за счет чего это произошло. Конечная ли это цифра или возможно дальнейшее снижение себестоимости? - Снижая затраты, мы во-первых, уменьшили объемы производства на самых неэффективных мощностях в компании, что дало нам возможность отказаться от покупок самого дорого сырья, которое было в нашей корзине. Во-вторых, мы оптимизировали логистику. В-третьих, мы заключили прямые контракты на поставку электроэнергии на некоторых заводах. И, в-четвертых, существенно сократили общехозяйственные и управленческие расходы - на 60%. Безусловно, эти цифры не конечные, мы и дальше собираемся работать над себестоимостью, несмотря на то, что есть затраты, на которые влияние компании ограничено. В частности, это стоимость электроэнергии. Ее доля в общей себестоимости составляет порядка 30%, и данные затраты, к сожалению, из-за повышения тарифов постоянно растут. Мы снижаем расход электроэнергии, как применяя энергосберегающие технологии, так и. заключая долгосрочные договоры на поставки, в частности такие договора есть у наших заводов с «Иркутскэнерго» и Красноярской ГЭС. Основным способом снижения затрат остается использование нашей производственной системы, которая позволяет оптимизировать производственные операции, находить и использовать те области, которые приносят существенную экономию в трудозатратах, в расходе материальных ресурсов, то есть во всевозможных расходных коэффициентах. - Кто-то еще из энергетиков может появиться в числе ваших партнеров по долгосрочным контрактам в этом году? - Мы заинтересованы, чтобы долгосрочных договоров было больше, и ведем соответствующие переговоры. Это широко распространенная международная практика. В них заинтересованы и мы, и энергетики, потому что такие контракты дают гарантии стабильного потребления на десятки лет вперед, что означает устойчивое развитие для энергетических компаний. - В развитие темы энергообеспечения заводов расскажите, где сейчас закупают энергию Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, ранее получавшие ее с Саяно-Шушенской ГЭС? Ведь, насколько я знаю, ОАО «РусГидро» заявило, что оно собирается отказаться от работы с предприятиями «РусАла» по двусторонним договорам. - Наши предприятия в Хакасии покупают сейчас электроэнергию на оптовом рынке. К «РусГидро» после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС мы не обращались, потому что свободных объемов, которые могла бы продавать нам «РусГидро», на Саяно-Шушенской ГЭС сейчас нет. Совсем небольшой объем электроэнергии для ХАЗа и САЗа мы берем с Майнской ГЭС. - В развитие темы энергообеспечения заводов расскажите, где сейчас закупают энергию Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы, ранее получавшие ее с Саяно-Шушенской ГЭС? Ведь, насколько я знаю, ОАО «РусГидро» заявило, что оно собирается отказаться от работы с предприятиями «РусАла» по двусторонним договорам. - Наши предприятия в Хакасии покупают сейчас электроэнергию на оптовом рынке. К «РусГидро» после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС мы не обращались, потому что свободных объемов, которые могла бы продавать нам «РусГидро», на Саяно-Шушенской ГЭС сейчас нет. Совсем небольшой объем электроэнергии для ХАЗа и САЗа мы берем с Майнской ГЭС. Под сырьем я подразумеваю, в первую очередь, сырье углеродное, - это кокс, пек, катодные и анодные блоки, фтористый алюминий, В связи с кризисом, мы сфокусировались на покупке этого вида сырья на рынках России и СНГ. Наша цель - покупать 100% используемого сырья на внутренних рынках. Сейчас доля российского сырья в закупках около 50%. - Эта цель реально достижима? - Да. Единственная сложность, с которой мы сейчас сталкиваемся и пытаемся найти решение, - это закупка некоторых видов легирующих материалов, используемых в сплавах, и анодные блоки. К сожалению, пока еще объемы, производимые в России, не покрывают наших потребностей. Хочу отметить, что катодные блоки, которые используются при футеровке электролизеров, несмотря на то, что мы их импортируем из Китая, - это собственное производство «РусАла», поэтому в целом в отношении поставок сырья мы имеем существенное конкурентное преимущество. - Ранее заявлялось, что в 2010 году «РусАл» намерен увеличить производство алюминия на 3%. Расскажите более конкретно, на сколько и где планируется увеличение? - Планируемое увеличение производства алюминия по году на 3% - это 117 тыс. тонн алюминия. Половину этого объема мы собираемся произвести на нашем предприятии в Швеции - Kubal, где мы намерены ввести в эксплуатацию серию «Б». Еще 30 тыс. тонн - это металл, который мы планируем произвести на нашем предприятии в Нигерии - Alscon, и оставшуюся часть произведем на «Иркутском алюминиевом заводе» (ИркАЗ), для чего в полном объеме введем производство на 5-ой серии. На сегодня на ИркАЗе мы запустили 165 электролизеров из 200. Суммарный объем производства на 5-й серии у нас тогда составит 165 тыс. тонн. Вот откуда мы возьмем эти 3% роста. Мы нацелены на обеспечение максимальной производительности на действующих мощностях. И, безусловно, будем ориентироваться на рыночную ситуацию. Мы уже говорили ранее о том, что готовы запускать дополнительные мощности при наличии спроса и при стабильном состоянии рынка. - Ходили разговоры о том, что вы собираетесь полностью восстановить производство на ваших уральских заводах. Насколько это соответствует действительности? - Что касается «Уральского алюминиевого завода», то из эксплуатации были выведены мощности, которым более 60 лет. Это надо было сделать, и соответствующий вопрос обсуждался с администрацией региона еще в 2007 году. Поэтому, с точки зрения стратегии, правильнее обсуждать ввод новых мощностей: более экономичных, более экологически чистых. Эти требования смогут обеспечить наши новые проекты в Тайшете и Богучанах. На «Богословском алюминиевом заводе» мы можем запустить 6-ую серию, если на продукцию будет спрос. Этот вопрос мы постоянно держим на контроле и готовы запустить мощности, как только настанет подходящее время. - На какой стадии готовности сейчас находятся Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы? Когда они начнут работу? - Строительство этих заводов было приостановлено после снижения спроса и цены в 2008 году. В строительство БоАЗа было вложено $251 млн, а в строительство ТаАЗа - $495 млн, при этом готовность первого пускового комплекса ТаАЗа - 60%, БоАЗа- 30%. Наша цель на сегодня - привлечь проектное финансирование на достройку обоих заводов, чтобы закончить постройку и запустить их. Тем более, что на декабрь 2010 года запланирован пуск Богучанской ГЭС, и встанет вопрос об использовании вырабатываемой ею электроэнергии. - На каких именно потребителей вы сейчас делаете ставку? Автопроизводители, строители, может быть, кто-то еще? - 40% нашего спроса - это транспорт и упаковка. Строительный сектор, к сожалению, восстанавливается не так быстро, как бы нам хотелось. В целом, в мире восстановление происходит неравномерно. Темпы роста в Китае, безусловно, существенно выше, чем в остальном мире. К примеру, рынок автопрома в Китае вырос в прошлом году на 46% - это огромный рост. Это очень знаковый сигнал для рынка и поддерживает спрос на алюминий не только в Китае, но и формирует его во всем мире. По нашему прогнозу, рост спроса на алюминий в Китае в этом году к предыдущему вырастет на 15-23% или до 3 млн тонн. - Если речь зашла о Китае, как основном и мировом, и вашем потребителе, то, кроме контракта с Norinco, вы заключили уже еще какие-либо договоры с китайскими покупателями? - Мы ведем переговоры о поставках с рядом крупнейших китайских потребителей в ключевых областях, которые являются источником роста спроса на алюминий. По объему они будут сопоставимы с уже заключенными контрактами. Кроме этого, руководство компании провело переговоры с Шанхайской биржей металлов о регистрации бренда «РусАл» на бирже, что, безусловно, будет способствовать продвижению и росту наших продаж на китайском рынке. Постепенно, до 2015 года, мы сможем увеличить доход от продаж нашего металла в Китае до 10% нашей общей выручки с нынешних 5%. В целом, восточный рынок очень важен для нас, потому как Индия и Китай в долгосрочной перспективе будут определять развитие алюминиевой отрасли во всем мире. Если сравнить потребление алюминия в Европе или в развитых странах, где оно составляет 25 килограмм на человека, то в Китае потребление- 10 килограмм на человека. А 5-7 лет назад оно составляло всего 5 кг. Эксперты говорят, что такие темпы роста сохранятся и дальше. Если вести речь об Индии, то там потребление пока составляет 1,8 килограммов на человека. - Когда следует ждать вашего появления на Шанхайской бирже металлов? - Вопрос, как всегда, в экономической целесообразности. Если это будет выгодно, мы там появимся очень быстро. А если основной объем продукции, как и прописано в нашей стратегии, будет предназначен для конечных потребителей, то мы, безусловно, предпочтем заключать контракты с ними. - Как вы оцениваете потенциал роста российского рынка? - Возможности для роста существуют. В советское время потребление составляло 3,5 млн тонн в год, сейчас это меньше 1 млн тонн. У нас нет точных прогнозов по процентам роста, но потенциальные покупатели, которые сейчас не размещают заказы, рано или поздно начнут это делать. Под вопросом не сам факт восстановления, а его темпы… В этом году мы ждем роста в секторе строительства, кабельной промышленности, автопроме. В автомобильной отрасли свою роль сыграют компании, работающие в России в режиме промсборки. Доля производимых в России запчастей, используемых в сборке автомобиля, должна вырасти в ближайшие годы с 15% до 75%, что означает создание мощностей и рост потребления алюминия внутри страны.