Директор по сбыту РУСАЛа Сергей Бельский рассказал о перспективных планах компании
Дата публикации: 12 мая 2010 года в 11:20.
Категория: Экономика.
Директор по сбыту компании Сергей Бельский в интервью «Интерфаксу» рассказал о том, каким металлам придется подвинуться после разработки этих сплавов и о потенциальном вкладе «РусАла» в увеличение объемов экспорта готовой российской продукции, содержащей алюминий. - Как кризис отразился на сбытовой политике компании? - В прошлом году «РусАл», как и все производители алюминия, столкнулась с серьезным падением спроса на продукцию. Для нас ситуация осложнилась еще тем, что у компании не было доступа к внешнему финансированию, поэтому мы могли использовать только средства, которые сами же и зарабатывали за счет продажи продукции. Была поставлена цель - добиться снижения необходимого оборотного капитала. За 2009 год нам удалось снизить его в два раза. При этом практически по всем позициям удалось увеличить премии, получаемые за каждую проданную тонну металла. Я считаю, что дирекция по сбыту добилась самого значительного результата за всю историю компании. - В каком состоянии находится сейчас рынок алюминия? Есть ли тенденция к снижению после максимумов, достигнутых в 2008 году? - Главная тревога алюминиевой отрасли сегодня - это запасы металла, хотя их большая часть вовлечена в финансовые сделки и физически недоступна потребителям. Инвесторы выбирают «крылатый металл» из-за его свойств, предпочитая его золоту. Поэтому запасы алюминия не оказывает влияние на его стоимость. Сегодня цена на металл держится выше $2000 за тонну и, по прогнозам экспертов, она, скорее всего, сохранится до конца года. Безусловно, мы не застрахованы от волатильности рынка и от того, что цены на LME будут падать. Но в настоящее время я с уверенностью могу сказать о том, что такого падения, которое мы наблюдали в 2009 году, в 2010 году не будет. И это вселяет в нас оптимизм, что те задачи, которые стоят перед сбытом - в два раза увеличить продажи сплавов по сравнению с 2009 годом - будут выполнены. При этом те объемы сплавов, которые мы должны продать в 2010 году, будут абсолютным историческим максимумом за всю историю «РусАла». - Как вы планируете наращивать продажи в этом году? На что будет сделан акцент? - Перед нами стоит задача вернуть утраченные во время кризиса доли рынка в отдельных регионах и по отдельным видам продукции. В первую очередь, значительно увеличить продажи сплавов, об этом я уже говорил. Важной задачей также становится разработка новых марок металла. Цель -получить сплавы, которые на равных смогут конкурировать с такими материалами, как сталь, пластик, медь. Например, алюминий используется как альтернатива меди в электроэнергетике, но при этом проигрывает меди по целому ряду технических характеристик. Если удастся разработать сплав, который не будет уступать меди по своим характеристикам, но при этом будет на порядок дешевле меди, алюминий может со временем прочно завоевать весь этот рынок. Другой пример - прочные алюминиевые сплавы. Разработав сплав, не уступающий по своим прочностным характеристикам стали, можно открыть для «крылатого металла» совершенно новый рынок. Если удастся решить эти технические проблемы, компания сможет предложить своим клиентам совершенно уникальные продукты, которые не только укрепят позиции «РусАла» как мирового лидера алюминиевой индустрии, но и позволят нам увеличить продажи. - Какие рынки будут приоритетными в 2010 году? Какие новые рынки планируете освоить? - В долгосрочной перспективе наиболее интересным перспективным рынком для «РусАла» является Китай и другие страны Азии. Наша цель - увеличить продажи в Азию на 50% от текущего объема и довести до 30% от общих продаж. Также ключевым и стратегически важным для компании является рынок России и СНГ. Основные активы компании находятся в России, и мы осознаем нашу ответственность перед отечественным потребителем. Кроме этого, более 70% продукции потребляемой в России, это продукция с высокой добавленной стоимостью: сплавы, катанка, высокие марки алюминия - то есть все то, что мы продаем с дополнительной премией. Кроме того, с учетом короткого транспортного плеча от заводов компании до потребителей, нам выгодней продавать металл российским компаниям, чем зарубежным. Но, к сожалению, объемы потребления алюминия в России пока далеки даже от бывших в СССР, хотя российский рынок стремительно развивается. В 2008 году, если бы не кризисный четвертый квартал, компания смогла бы продать в России и странах СНГ более 1 млн тонн алюминия и сплавов. К сожалению, из-за разразившегося мирового кризиса, мы не смогли выйти на этот показатель и продали несколько меньше. В настоящее время перед нами стоит задача - в 2011 году повторить те объемы, которые мы поставили в 2008 году. А в 2012 году - значительно превзойти уровень докризисных продаж. - Свидетельствует ли формирование спроса на новые сплавы о том, что в России развиваются новые технологичные производства? - Хотелось бы отметить два основных момента. Первый - в России существует большой объем неиспользованных промышленных мощностей в разных отраслях, которые были построены до кризиса и которые необходимо запускать. Для всех будет выгодно, если они будут запущены в самые кратчайшие сроки. Второй - необходимы совместные действия «РусАла» и наших ключевых потребителей, которые будут как стимулировать рост спроса российской экономики на алюминиевую продукцию и готовые изделия, которые содержат алюминий, так и развивать экспортный потенциал наших потребителей алюминия. Проблема в том, что Россия продает цветные металлы, но не экспортирует уже готовые изделия. Я говорю про изделия, которые содержат алюминий - кабельная продукция, строительные конструкции, автомобили и т.д. «РусАл» для изменения ситуации может совместно с нашими потребителями начать выпуск продукции, которая будет конкурентоспособны на мировых рынках. Наш вклад заключается в том, что мы можем разработать сплав, который придаст конечной продукции нашего клиента принципиально иные качества, которых нет у их конкурентов. А это значит, мы сможем заполнить новые ниши рынка. В этой связи рынок России и СНГ является не просто самым выгодным и даже ключевым рынком для нас, но и опытной площадкой, где мы отрабатываем выпуск новой продукции, а затем начинаем ее поставлять за рубеж. - Рынок алюминия - высококонурентный, с каждым годом появляются новые игроки, наращивают мощности уже существующие. Что будет делать компания, в этом и последующих годах для сохранения своей доли рынка и возможного ее увеличения? - Конечно, конкурентная борьба на мировых рынках, и это касается также России и стран СНГ, будет только возрастать. Прежде всего, речь идет о компаниях из Ближнего Востока и Индии, которые готовы предложить свою продукцию по ценам ниже традиционных цен «РусАла». Бороться с этим можно ценой, а можно качеством. Самым эффективным инструментом является сервис - качество предоставления услуг. Мы всегда придерживались принципа, что «РусАл» конкурирует не ценой, а качеством продукции и уровнем сервиса. И мы должны на это делать основную ставку. Самое легкое - взять и снизить цену. Значительно сложнее - при альтернативных, более низких ценах удержать клиента, удержать потребителя, для того чтобы оставаться поставщиком приоритетного выбора, а этого можно добиться только качеством продукции, которое будет значительно выше, чем у конкурентов, точностью сроков поставок, качеством упаковки. Улучшать эти показатели - наша основная задача - В отчетности за 2009 год указано, что объемы реализуемой продукции снизились на 8% при том, что в денежном выражении продажи сократились на 44%. Чем объясняется такая разница? Виновато, в основном, падение цены? - Конечно, это объясняется, прежде всего, падением цены на металл и сокращением объемов продаж алюминия и сплавов. В момент пика падения цены по сравнению 2008 годом она была почти вдвое ниже. - С каждым месяцем сокращается количество алюминия, перевозимого компанией по железной дороге. Переход на другие виды транспорта как-то связан с изменением структуры сбыта компании? - В 2009 году произошло снижение спроса на алюминий, в первую очередь на сплавы. По этой причине со второго квартала мы сократили производство алюминия на 11%, соответственно, в январе 2010-го объем перевозок железнодорожным транспортом оказался меньше, чем в начале прошлого года. В феврале 2010-го в результате увеличения объемов производства уже отмечен рост погрузки на 6 тыс. тонн по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Сегодня, кроме железнодорожного, мы всерьез рассматриваем такие виды транспорта, как автомобильный и водный. Только за два первых месяца 2010 года доля автоперевозок в общем объеме отправлений алюминия выросла с 3 до 8%. - Судя по динамике спроса, достаточно ли будет разморозить те мощности, которые планируется разморозить (+3%) или могут потребоваться дополнительные вводы для удовлетворения спроса? - Ввод первой площадки НкАЗа, окончание запуска ИркАЗ-5 закроют наши потребности в дополнительных объемах на ближайшее время. В более долгосрочной перспективе мы планируем ввод Богучанского и Тайшетского алюминиевых заводов, они важны не только с точки зрения роста объемов, но и с учетом более конкурентоспособной себестоимости продукции, с учетом экономической и экологической эффективности данных предприятий. Увеличение объема производства сверх этого пока не планируется.