Олег Дерипаса: логика прошлого России – на Запад, логика будущего – на Восток
Дата публикации: 5 марта 2011 года в 11:12.
Категория: Экономика.
Производство РУСАЛа находится не только в Сибири, мы работаем на всех континентах - от Австралии до Латинской Америки. И мы видим, что без решения социальных вопросов можно провести геологоразведку, а сделать жизнь комфортной и привлекательной нельзя. Важно эти вопросы решать комплексно. Это и отличает Сибирь от Африки, от Мозамбика, от остальных стран, где нужно все строить с нуля. Поэтому обидно, что инвестиции с удовольствием идут в Монголию, в Африку, в Латинскую Америку, где нет ничего – ни инфраструктуры, ни своих специалистов. Туда приезжают канадцы, южноафриканцы – со всего мира собираются люди и строят месторождения. И нам должно быть обидно наблюдать те изменения, которые произошли в Африке за последние десять лет. Все это, наверно, связано с тем, что отсутствует соответствующая стратегия. Я накануне изучил историю вопроса, по которому были и целевые программы, и масса обсуждений, которые начались еще при Драчевском. Но пока они ничем не закончились. Возможно, стоит посмотреть, что оставил нам Советский Союз. Ведь все программы того времени – и неоконченная Богучанка, и ряд других проектов - они преследовали определенную логику, хотя создавали и определенные проблемы. Логика была – на Запад. Сейчас, спустя десятилетия, логика – на Восток. То, о чем сейчас сказал мой коллега - уникальный спрос в Китае, в Японии, Корее, на Тайване, в Северной Азии – он создает для нас возможности, и если мы сегодня их не реализуем, их используют другие. И не только с точки зрения того, что мы сможем продать больше нашего сырья, а с точки зрения того, какую мы хотим построить инфраструктуру, и как мы этой инфраструктурой будем пользоваться. От того, что мы, совместно с РусГидро, введем Богучанскую ГЭС, серьезно выиграет весь регион. При сегодняшнем росте тарифов создание Богучанки и увеличение мощности Саяно-Шушенской ГЭС - это единственный источник снижения тарифов в Сибири. Все остальное исчерпано. Дешевой электроэнергии нет. Если мы посмотрим на транспортную инфраструктуру, еще раз повторю, транспортная инфраструктура в свое время создавалась не на Восток, она создавалась на Запад. Те конвенции, которые были по железной дороге в декабре, в январе, они показывают, что у нас пропускная способность портов - 150 миллионов. И то это неравномерно, в зависимости от сезона. Каждый квартал мы слышим о новых месторождениях, которые будут давать дополнительную нагрузку на инфраструктуру. Поэтому необходима долгосрочная стратегия, необходимо согласие по социальным вопросам. Нужно понять, куда мы идем. Хочу обсудить с вами и вопросы высоких технологий, хайтека. Безусловно, хайтек в Сибири – это вопрос решения наших проблем. В первую очередь, сокращение потерь. Нужно внимательно смотреть, что создано уже в Финляндии, в Канаде, в странах с похожими климатическими условиями. Китай, например, уже стал крупнейшей машиностроительной державой благодаря заимствованиям новых разработок. Повторюсь, нам нужна долгосрочная стратегия, и она начинается, конечно, с бизнес-инфраструктуры – аэропорты, связь, доступность. Недавний пример - у РУСАЛа в рамках Красноярского исследовательского центра идут программы по электролизу. А один из крупнейших специалистов по этому вопросу находится в Новой Зеландии. Представьте, он летит в Лондон с пересадкой в Сингапуре, потом летит в Москву, а уже оттуда в Красноярск, чтобы провести с нашими сотрудниками трехдневный семинар. Он 6 дней тратит на дорогу. Нужно задуматься. Я знаю, как обстоят дела с управлением в Гонконге и понимаю, какая скорость принятия решения там. Когда мы еще только обсуждали вопросы сотрудничества Сибири с их университетом HKUST (а это один из известных технологических университетов в Азии), то ситуация по получению визы в страну была такова: человек из Сибири должен был прилететь в Москву, отстоять очередь в консульстве, вернуться, дождаться документов. Они поняли проблему, пообещали решить. С того момента произошли кардинальные перемены: визы были отменены; в Гонконг летало 3 рейса в неделю, сейчас четыре рейса в день. То есть крупнейший рынок оказался доступным из любой точки Сибири. Бизнес-инфраструктура - это очень важно. Она дополняет наши возможности. Это касается и туризма – у нас есть леса, поля и горы, возможность походить на охоту, на рыбалку. Без развитой инфраструктуры мы не двинемся в этом направлении. Я видел много стран, та же многострадальная Гвинея. Если там одна гостиница в центре города, в которую невозможно попасть, 5-6 рейсов в неделю, то никто туда не поедет, она так и остается отсталой страной. Затем, конечно, важна роль иностранных инвесторов. Отсутствие регулирования порождает бесконечное зарегулирование. Если нет ясности, что и кому мы разрешаем, то важно понимать, что иностранные партнеры к нам не придут, а без них мы далеко не уйдем. Но у нас ясности нет. Допустим, в Китае получить контрольную долю в любом предприятии - если только это не предприятие по изготовлению воздушных змеев - невозможно. Но при этом там все понятно для инвесторов: как ты можешь работать; что нужно сделать, чтобы получить 25%; какие ты должен предложить технологические решения, инвестиции, чтобы довести долю до 50%. Точно так же нужно сказать у нас: вы хотите 10% - прекрасно, получите при наличии проектного финансирования; 25% - получите при наличии долгосрочного контракта; 50% – нам нужна ваша технология обогащения, нам нужны ваши энергетические решения и так далее. Нам нужны сервисные центры в Сибири. Невозможно терпеть ситуацию, при которой мы не можем обслуживать практически ничего. Всё только на основе разовых решений - это мы испытали, когда начинали наши инвестиционные программы. Заставить наших поставщиков локализовать здесь производство кранов, производство какого-то сетевого оборудования – это необходимо. Без этого развитие невозможно. Вернусь к проблеме транспортной инфраструктуры: дороги, порты… Общая ёмкость портов - 153 млн тонн. Этого явно недостаточно! Очень низкая скорость наземных перевозок в Китай! Я посмотрел данные: мы из Шанхая по железной дороге по своей территории только за 45 дней можем дойти до Бреста. А их контейнеровоз громадный, даже идя через мыс доброй Надежды, за 38 суток доплывает до Гамбурга. Конечно же, это и несбалансированность транспортных потоков. Вопрос финансовой инфраструктуры сибирского региона. Посмотрите, какие активы реальной банковской системы находятся в Сибири, что за счет этих активов можно профинансировать? Как получилось так, что эти все средние и мелкие банки были уничтожены, куплены, и все решения приходится принимать в Москве? Финансовая структура здесь нужна. Регион от региона на территории России сильно отличается: идут разные изменения в центральной, европейской части и здесь. Понятно, что Северный Кавказ важен, но не менее важны Сибирский и Дальневосточный округа, а если внимательно посмотреть, то удвоить, утроить или увеличить в пять раз продукцию к 2020 году можно только здесь. Я считаю, что нужно более интенсивно обучать людей, применять новые технологические решения, и люди смогут сами здесь создавать новую стоимость, новые ресурсы, но управление должно быть перенесено сюда. Я не знаю, может быть, это мечты - создать новый единый округ, дать сюда функцию вице-премьера, решить вопрос с наделением полномочий, потому что Министерство регионального развития, которое в Москве, не понимает, что здесь происходит. Соответственно, все эти целевые программы далеки от реальности. Еще одна тема - судебные системы. Тот, кто пытался судится в Африке, Индии, Китае, должны понимать, что наши Красноярский и Иркутский суды – это, практически, британское право! Я говорю серьезно! Суд в Индии может длится 25 лет и не выдать никакого решения. В Китае могут даже не принять спор, так как не понимают его сути, например. Африканские суды еще более запутанные, сложные. Нашу судебную систему нужно пропагандировать! Люди должны понимать, что по сравнению с судами развивающихся стран это место, где можно рассматривать споры. Надо посмотреть, что мы можем в свою очередь дать. Я считаю, что основное, что может дать Сибирь, кроме темпов роста в долгосрочной перспективе - конечно, это занятость. Я считаю, что при правильной долгосрочной программе, мы можем пять миллионов человек вернуть сюда, причем, они не будут слоняться по Манежным площадям и требовать дотации, увеличивать нагрузку на социальный бюджет. Они здесь могут быть заняты работой. И, конечно, я не понимаю, зачем мы вывозим отсюда в центр военных, военные училища и так далее. И китайцы, и корейцы, и японцы, и все остальные хотят понимать, как можно у нас работать. У нас есть проблемы: они жестко ограничивают рынки технологическими решениями, тарифными соглашениями. С другой стороны, я уверен, если мы дадим какой-то сигнал компаниям к примеру из Южной Кореи, что квоты перевозки по железной дороге будут составлять порядка 25 млн тонн в год, то они с удовольствием приобретут железнодорожные облигации, которые будут выпущены для расширения сети железных дорог. У нас масса проблем: средняя скорость движения – 34 км в час. В Ливии сейчас ведется строительство железной дороги, скорость перемещения по которой будет 168 км в час и это не какая-то сверхсложная задача. Мы должны понимать какой объем грузов мы должны вывезти, как можно решить эту проблему, и сколько это будет стоить. Нужно привлекать западные компании к созданию здесь научно-исследовательских центров. Нужно брать инжиниринговую компанию, геологические разработки, специалисты тоже должны быть здесь. Это небольшие деньги, важно обеспечить нормальные условия, нормальные налоги, но это в целом должно прийти за счет развития стратегии, осмысления роли федерального центра: вопросы социальной сферы, образования – это наше преимущество здесь, которое мы теряем. Получается, что люди более менее толковые, отучившись в Красноярске, Иркутске, Новосибирске, собирают вещи и уезжают в Москву любыми путями. Они будут жить на съемных квартирах и добиваться своей цели. Они, безусловно, добьются. Еще, конечно, неприятно, если смотреть предпочтения этих самых выпускников, то это Газпром, налоговая инспекция, таможня, и это сильно пугает. Вопрос из зала: На одной чаше весов азиатский рынок, близость к нему, возможности встраивания в глобальную систему кооперации, на другой – изношенность инфраструктур, огромные пространства, уменьшающееся население, эффективность. Но пока я не чувствую, что этот кирпичик перевесил чашу весов, тем более Вы ведете свою деятельность по всему миру и выбор приложения ресурсов и финансовых, и организационных тоже по всему миру. Получается нужно что-то дополнительное, что будет стимулировать и Вас, и другого инвестора, и любого другого менеджера, потому что он прикладывает свои силы здесь. Я пока не чувствую этого наиболее важного аргумента, который заставит нас сказать, что именно этим будет процветать Россия, по крайней мере, именно здесь – в Сибири и на Дальнем Востоке. Аргументов немного. Все кто хотел – уехали, все кто решил остаться - находятся здесь. Это единственный аргумент. Основное, это вопрос денег, инвестиций. И деньги, к сожалению, мы сможем найти, только развивая взаимоотношения с Азией. Это возможно только на основе долгосрочной стратегии. Мы не можем заставить людей еще потерпеть, мы должны им объяснить и реально показать перспективы. Это роль и государственного управления, и регионального. За счет создания новых объектов и развития инфраструктуры на основе инвестиций со стороны наших будущих партнеров, которые сегодня уже существуют, мы сможем технически перевооружить страну, а дальше все пойдет само собой: борьба с издержками, потерями, новые решения. Наша задача четко понять – наша ориентация на Восток. Вопрос ведущего: Вы какую избрали кнопку - технологические инновации или социальная политика? Ответ: технологические инновации. Нужна программа, чтобы определить приоритеты, она должна преследовать определенную цель. Не можем мы настроить футбольных, хоккейных центров и считать, что мы вложились в инфраструктуру. Мы как раз наоборот, должны создавать ту инфраструктуру, которая поможет сделать следующий социальный шаг.