Скончался легендарный летчик-испытатель Сергей Мельников
Дата публикации: 7 сентября 2010 года в 08:26.
Категория: Общество.
Сергей Мельников родился в городе Жуковский Московской области 7 июля 1959 года. На летной работе с 1976 года. После окончания Ейского высшего авиационного училища летчиков проходил службу в ВВС. В 1985 году поступил в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности, после окончания которой в 1987 году получил квалификацию летчика-испытателя 3 класса и был направлен в «ОКБ Сухого». За время летной работы Мельников освоил более 40 типов летательных аппаратов. Имел налет более 2900 часов, из них 2000 часов -испытательные. В 1989 году без отрыва от основной работы закончил Московский авиационный институт. В «ОКБ Сухого» зарекомендовал себя как высококвалифицированный летчик, талантливый инженер, активно участвующий в создании новых образцов авиационной техники, как на этапе проектирования, так и доводки ее в процессе летных испытаний. Выполнял программу испытаний первой категории сложности самолетов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, а также многофункционального истребителя корабельного базирования Су-33. Сергей Мельников летал смело, уверенно и с большим желанием. Техника пилотирования и самолетовождения отличные. Летал днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В сложной воздушной обстановке действовал спокойно, уверенно, что не раз помогало ему благополучно завершить полет и предоставить конструкторам и инженерам бесценную информацию о возникших неисправностях и отказах самолета. Особая заслуга принадлежит Мельникову в проведении испытаний и сдаче на вооружение самолета палубного базирования Су-33. В 1989 году он был включен в группу летчиков-испытателей «ОКБ Сухого», направленных в г. Саки на наземный взлетно-посадочный комплекс «НИУТКА». Перед ними была поставлена задача проведения наземных испытаний по трамплинному взлету и посадке с торможением аэрофинишером с зацеплением за трос самолета Су-27К (Су-33). Летчик-испытатель Мельников отработал всю программу испытаний, возложенную на него, выполнив более 500 посадок на аэрофинишер с различными вариантами заправок топливом и подвесок вооружения. Материалы, полученные по результатам проведения испытаний на наземном взлетно-посадочном комплексе, были использованы при проектировании и создании первого тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Кузнецов». После постройки крейсера «Адмирал Кузнецов» Мельников приступил к испытанию и доводке самолета Су-33 в условиях открытого моря. Он одним из первых летчиков страны выполнил посадку на палубу авианесущего крейсера. В дальнейшем он произвел более 500 посадок на корабль в условиях продольной и поперечной качки, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Сергей Мельников в совершенстве овладел искусством пилотирования корабельным истребителем Су-33 и стал одним из первых инструкторов палубных летчиков. Им была разработана специальная методика подготовки летчиков авиации Военно-Морского Флота. После перебазирования авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» из акватории Черного в Баренцево море на Мельникова была возложена ответственность за проведение дальнейших испытаний самолета Су-33 и подготовку летчиков 279-го Отдельного Корабельного истребительного авиационного полка Военно-воздушных Сил Северного Флота. За героизм и мужество, проявленные при испытании корабельного истребителя Су-33, в 1995 году Мельников был удостоен звания Героя Российской Федерации. Особое мужество и отвагу проявил Мельников во время подготовки к боевому походу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» с самолетами Су-33 на борту. Так, в октябре 1995 года, при отработке складывания крыла в режиме предельных ветровых нагрузок на палубе авианосца, был поврежден левый крыльевой топливный бак самолета Су-33, что потребовало ремонта исключительно в заводских условиях. Впервые в мировой практике палубной авиации Мельников осуществил взлет на самолете с вытекающим из крыла топливом с палубы стоящего у причала крейсера. В штатных условиях взлет истребителя может проводиться палубы только движущегося с определенной скоростью корабля. В результате проведенной беспрецедентной операции самолет в аварийном состоянии в сложных метеоусловиях практически при отсутствии видимости был перебазирован из бухты Ведяево на аэродром города Североморска, а после устранения течи - в город Жуковский для ремонта. В конце 1995 - начале 1996 года Мельников в качестве летчика-испытателя принимал участие в четырехмесячном автономном первом боевом походе авианосца «Адмирал Кузнецов», где провел испытания систем вооружения, применяемых на истребителе Су-33, и подтвердил широкие боевые возможности. В условиях боевого похода тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в 1995-1996 годах в Северном, Норвежском, Средиземном морях, Атлантическом океане Мельников провел большой объем испытаний самолета Су-33 в сложной гидрометеообстановке при шторме до 6 баллов и предельно допустимой качке корабля, что позволило в дальнейшем обеспечить полеты строевым летчикам Морской авиации Военно-Морского Флота. Как одному из лучших летчиков России Сергею Мельникову поручалось первым подниматься в воздух на самолете Су-33 на боевое дежурство в открытом океане для выполнения автономных полетов на предельные расстояния от авианосца без запасных аэродромов, в условиях радиомолчания, независимо от метеоусловий. Отсутствие запасных аэродромов предполагало катапультирование летчика при возникновении серьезных аварийных отказов техники. Однако в экстремальных условиях Мельников сумел избежать покидания самолета и сохранил дорогостоящий истребитель, осуществив уникальную посадку на палубу авианесущего крейсера в открытом море при обрыве трех приемных тросов аэрофинишера из четырех штатных и невозможности быстрой замены тросов на палубе корабля в темное время суток. В Средиземном море Мельников неоднократно вылетал на перехват американских и израильских самолетов, стремящихся приблизиться к авианосцу «Адмирал Кузнецов». Своими умелыми действиями и маневрами завязывал учебный воздушный бой, вынуждая иностранных летчиков удалиться от места проведения учебно-тренировочных полетов строевых российских летчиков, осваивавших взлет и посадку на палубу корабля. Сергей Мельников личным примером и мужеством, методической подготовкой в значительной степени помог летному составу Морской авиации Военно-Морского Флота в освоении корабельного самолета Су-33 и принятии его на вооружение Воздушных Сил Российской Федерации, которое состоялось в 1998 году. В августе 1999 года Мельников совместно с летчиком-испытателем Пугачевым впервые поднял в воздух опытный учебно-боевой истребитель корабельного базирования, являющийся модификацией самолета Су-33 и прообразом самолета пятого поколения для морской авиации. Первый полет, имевший беспрецедентную длительность 45 минут вместо обычных 10-15 минут, благодаря мужеству и отваге высокопрофессиональных летчиков-испытателей, подтвердил многие характеристики самолета в широком диапазоне применения. При этом работа была выполнена в присутствии высшего командования Военно-Морского Флота и многочисленных представителей средств массовой информации. В 2003 году, являясь опытнейшим летчиком по морской тематике, в том числе инструктором, Мельников С.Н. выполнил сопровождение от ОКБ Сухого подготовки летчиков авиации Северного Флота, в том числе молодых, впервые готовящихся к корабельным взлетам и посадкам, в Крыму на комплексе «НИТКА» и на палубе авианосца «Адмирал Кузнецов». С 2001 года, являясь заместителем начальника летной службы летно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого и руководителем полетов, Мельников проводит большую работу по организации проведения летных испытаний многочисленных опытных образцов боевой авиационной техники марки «Су» и омоложению летного состава. Наряду с этим вносит большой личный вклад в отработку новейших авиационных комплексов в качестве летчика-испытателя высокого класса. В 2005 – 2007 гг. Мельников периодически привлекался для подготовки летчиков и облета самолетов и корабельного оборудования после длительных перерывов в работе авиации Северного Флота. В 2003 – 2009 гг., являясь ответственным руководителем от ОКБ Сухого, занимался непосредственной подготовкой летных экипажей и проведением авиасалонов «МАКС», а также международных выставок в Ле Бурже (Франция), Ланкави (Малайзия) и Джухае (КНР). Участвовал в испытаниях самолетов Су-30 и его модификаций, авиационных комплексов Су-24М и Су-34. В 2007 – 2008 гг. проводил в составе группы летчиков-испытателей ОКБ Сухого обучение летчиков военно-воздушных сил Алжира и Малайзии, закупивших самолеты семейства Су-30МКИ в рамках военно-технического сотрудничества. В 2008 году впервые, а затем в 2009 году, в качестве командира экипажа самолетов Су-30МКМ и Су-30МК2, провел уникальные испытания по дозаправке наших истребителей в воздухе от танкера НАТО КС-130 «Геркулес» с новым унифицированным подвесным агрегатом заправки (УПАЗ) в неисследованном до этого диапазоне скоростей. В ноябре 2008 года, на завершающем этапе подготовки авиагруппы Военно-Воздушных Сил Северного Флота (ВВС СФ) к выполнению задач боевой службы на ТАВКр «Адмирал Кузнецов», Мельников вновь проявил высочайший профессионализм, мужество и отвагу, лично перебазировав на авианесущий крейсер палубные истребители Су-33 в условиях полярной ночи, чем обеспечил в дальнейшем успешное выполнение особо важного мероприятия. В 2009 году, в рамках военно-технического сотрудничества с Индонезией, направлялся в длительную зарубежную командировку для обучения летного состава инозаказчика полетам на сверхманевренном истребителе семейства Су-30МКИ. За героизм и мужество, проявленные при испытании при испытаниях авиационной техники, Сергею Мельникову были присвоены звания Героя Российской Федерации и заслуженного летчика-испытателя РФ, он также был награжден орденом Почета и медалями. Память о Сергее Николаевиче Мельникове навсегда сохранится в наших сердцах.