В Хакасии избили двух высокопоставленных чиновников
Дата публикации: 28 сентября 2009 года в 20:42.
Категория: Скандалы.
За три дня в Хакасии были совершены два нападения на высокопоставленных чиновников. В четверг вечером, 24 сентября неизвестными был избит и.о. главы Аскизского района Михаил Побызаков, а в воскресенье, 27 сентября кто-то напал на вице-губернатора республики Абрека Челтыгмашева. Такого в традиционно мирном и спокойном регионе не было еще никогда.
В понедельник, 28 сентября в райцентре Аскиз состоялось совещание, в котором приняли участие руководство администрации района, руководитель районного отдела милиции, представители регионального МВД, а также члены республиканкой и территориальной избирательных комиссий. На совещании было принято беспрецедентное для района и всей республики решение: ради обеспечения охраны правопорядка в период избирательной кампании, усилить личный состав районной милиции за счет перевода в район 20 сотрудников из МВД Хакасии.
Это решение стало следствием двух нападений на высокопоставленных чиновников, совершенных в Аскизе одно за другим. Между первым и вторым нападениями прошло меньше трех суток. Сначала был избит и.о. главы района
Михаил Побызаков, затем напали на вице-губернатора республики
Абрека Челтыгмашева.
Конечно, у нас многие чиновников недолюбливают, но все же не до такой степени, чтобы учинять над слугами народа физическую расправу. Так что причины ЧП надо искать в другом.
Хронология VIP-мордобоя
В четверг, 24 сентября, около полуночи в Аскизе было совершено нападение на и.о. главы Аскизского района Михаила Побызакова. Его избили неизвестные люди. Сразу после нападения чиновник был госпитализирован, но уже через два дня родственники забрали его из больницы домой.
Как рассказали в Штабе Аскизского РОВД, нападение на главу района произошло во дворе 5-этажного дома, рядом с гаражами. Побызакова избили неизвестные люди и первоначально предполагалось, что их было двое.
«После этого Побызаков сумел самостоятельно позвонить главврачу районной больницы, который уже вызвал милицию (сообщение поступило в 23.30)», - рассказал начальник штаба
Ибрагим Мамедов.
Чиновника госпитализировали в Аскизскую ЦРБ. Там Михаилу Побызакову поставили диагноз
«черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушибы, ссадины». В пятницу в палату к пострадавшему Побызакову никого не пускали, даже родственников. Это создавало впечатление, что состояние пациента достаточно тяжелое. Однако уже в субботу, 26 сентября Побызаков покинул лечебное учреждение – его увезли домой родственники.
А в воскресенье вечером, 27 сентября в том же Аскизе у порога собственного дома избили заместителя председателя правительства Хакасии Абрека Челтыгмашева. По словам потерпевшего, около 21.30 он подъехал на джипе к своему дому, а когда вышел из машины – его стукнули чем-то по голове, повалили на землю и нанесли еще несколько ударов. После этого нападавший скрылся. Абрек Челтыгмашев сам вошел к себе домой и вызвал скорую помощь. Медики прибыли очень быстро, осмотрели Челтыгмашева, оказали ему первую помощь и уехали, оставив пациента дома. В милиции отметили, что несмотря на явно криминальный характер происшествия, медики из бригады неотложки почему-то ничего не сообщили в милицию, хотя по правилам должны были это сделать.
Только через два часа, в 23.45 жена Абрека Челтыгмашева позвонила в милицию. На место происшествия немедленно прибыла оперативно-следственная бригада в составе которой был даже кинолог с собакой. Почему-то ищейка след злоумышленника не взяла, хотя по всем признакам, место нападения еще никто не успел «затоптать».
Сам Абрек Челтыгмашев пояснил, что на него напали сзади, это был, как ему показалось, только один человек. Его лица или каких-то примет для опознания Челтыгмашев не разглядел. В результате нападения зам главы правительства Хакасии получил повреждения, по имеющимся данным, не угрожающие его жизни и здоровью.
Избиения VIP-персон привели к тому, что в республике уже поставлены даже не на ноги, а на уши все правоохранительные ведомства – от милиции до ФСБ. Расследование происшествий курируется министрами. А общественность Аскизского района взбудоражена и горячо обсуждает все эти события.
Поэтому хочется понять, как все это могло случиться в нашей всегда тихой и спокойно республике. Как говорил Винни-Пух:
«Это ж-ж-ж - неспроста!».
Очень своевременное нападение
Напомним, что первая из жертв нападений - Михаил Побызаков сейчас является не только и.о. руководителя районной администрации, но и участником выборной кампании на пост главы района. Кроме Побызакова в выборах участвуют
Александр Челтыгмашев – глава Аскизского Совета депутатов,
Алексей Балгазин – зам главы Таштыпского района, и еще два кандидата, шансы которых оцениваются ниже, чем у первых трех названных лиц.
Выборная кампания в районе идет очень жестко. Страсти накалились до предела, и некоторые участники гонки играют, как говорят в спорте, за гранью фола. Избирательными комиссиями уже зафиксирован целый ряд нарушений законодательства со стороны кандидатов. И больше всего закон нарушал именно Побызаков.
На кандидата напали в ночь на 25 сентября. Но именно в пятницу, 25 сентября в 11 утра в Аскизском мировом суде должно было начаться рассмотрение иска о снятии Побызакова с выборов. Соответствующее заявление в суд подал претендент на должность главы района – Алексей Балгазин. Он утверждает, что кандидат Побызаков в ходе кампании неоднократно нарушал закон, использовал свое служебное положение (главы района) для воздействия на избирателей. Нарушения подтверждены протоколами Территориальной и Региональной Избирательных комиссий.
По мнению юристов, на основании доказанных фактов нарушений, суд с большой вероятностью принял бы решение о снятии кандидата Побызакова. Но за 12 часов до начала процесса Побызакова бьют таинственные злоумышленники и кандидат попадает не в суд, а в больничную палату, и получает право не явиться на процесс по
«уважительной причине».
Так что напали на кандидата на редкость вовремя. Ему стоит поблагодарить неизвестных хулиганов, которые выбрали удачный момент для атаки – всего за полсуток до начала судебного заседания по снятию кандидата.
Отметим, что за всю историю Хакасии ранее не было ни одного случая избиений глав районов. А симулировать сотрясение мозга - совсем нетрудно:
«Доктор, меня тошнит и голова кружится!». Особенно, если доктор изначально настроен к пациенту с большим сочувствием и пониманием. Обратим внимание на важную деталь в информации о нападении на Побызакова. В штабе Аскизского РОВД, сообщили, что избитый кандидат
«...сумел самостоятельно позвонить главврачу районной больницы, который уже вызвал милицию». То есть пострадавший звонил не просто в «скорую» по телефону 03, а в половине двенадцатого ночи поднял главврача райбольницы. Так что диагноз ставили понимающие и высокопрофессиональные специалисты.
Хулиганы класса VIP
В милиции Аскизского района сообщили, что сначала – и это зафиксировано в протоколе объяснений потерпевшего – Побызаков утверждал, что узнал напавших на него людей. Он сказал, что один из нападавших был похож на
Виталия Сукало – юриста из выборного штаба главного соперника Побызакова - Александра Челтыгмашева. Второй хулиган напомнил Побызакову
Алексея Балгазина – заместителя главы Таштыпского района. Ну, а третий правонарушитель, по словам Побызакова, походил не больше не меньше, как на полковника милиции в отставке, кавалера многих боевых орденов
Александра Чистотина.
«Ну, ни фига себе! - наверное, думал обалдевший районный опер, записывая показания Побызакова -
Ни фига себе банда гопников: адвокат, зам главы района, полковник милиции. А он сейчас еще скажет, что Зимин и Штыгашев за гаражами на шухере стояли?!». Даже удивительно, почему этой фразы не было в показаниях Михаила Побызакова.
Но даже названные фамилии предполагаемых злодеев показывали: Побызаков прозрачно намекает, что нападение на него – это политическое преступление. Мол, соперники на выборах отчаялись выиграть честно, собрались вместе и темной ночью побили конкурента.
Однако, уже через несколько часов (в 12.00 в пятницу) Побызаков в корне изменил показания. В следующем протоколе, записанном с его слов, говорится, что текст с первым вариантом показаний принес кто-то из членов его выборного штаба. Побызаков подписал его не читая, поскольку еще плохо ориентировался в обстановке после полученной травмы.
А на самом деле - нападение не имеет политических мотивов, били его
«из-за личных неприязненных отношений». Потерпевший сказал, что догадывается, кто на него напал и
«сам разберется» с ними, когда выздоровеет. Короче говоря - все ерунда, дело житейское. Шел, поставили подножку, упал, потерял сознание, очнулся – гипс.
Не исключено, что Михаил Побызаков решил поменять показания, когда осознал, какой резонанс вызвало происшествие. Расследованием дела занялись сразу несколько правоохранительных структур, причем не на уровне района, а на уровне республики. В Аскиз немедленно отправились группы от МВД, прокуратуры и даже ФСБ. Из республиканской больницы для обследования состояния здоровья Побызакова выехали эксперты-медики.
Если бы меня звали
Валерия Новодворская или
Алексей Кириченко, я бы заподозрил, что новые показания - о бытовом характере преступления, из Побызакова вырвали силой сатрапы Кровавого РежЫма. Несчастного политика пытали прямо в больничной палате. Первый зам. прокурора республики
Николай Макеев загонял иголки под ногти, министр МДВ
Илья Ольховский светил лампой в глаза и кричал:
«Колись, сука!», а глава республиканского Минздрава
Галина Артеменко вводила мученику внутривенно пентотал натрия (сыворотку правды). Зимин и Штыгашев, естественно, опять стояли на шухере.
Но я не Новодворская и не Кириченко. Поэтому у меня есть другая версия - менее кровавая. (Извините, если кого-то разочарую).
Побызаков изменил показания по очень простой причине. То, что можно было рассказывать сельским милиционерам, не стоило пытаться вешать на уши матерым асам сыска и следствия. Даже человек с сотрясением мозга должен был догадаться, что хулиганов, поднявших руку на руководителя района и участника выборов, из-под земли достанут и скоро приведут к потерпевшему на опознание и очные ставки.
Однако в тот же день, в пятницу вечером, в палату к Побызакову опять пришел кто-то из его избирательного штаба и побитый чиновник снова, в третий раз (!) поменял показания. В новой версии над ним опять надругались люди, похожие на политических оппонентов.
Вскоре после этого заявления Побызакова забрали из больницы родственники. Отметим, что в субботу его должны были перевезти для дальнейшего лечения и медицинской экспертизы в республиканскую больницу им. Ремишевской. Однако, пациент к этому времени покинул больницу и перестал общаться с представителями следствия.
Несмотря на явную неправдоподобность показаний Побызакова, у всех указанных им в первых показаниях людей были взяты объяснения, из которых следует, что ни один из троих не был, и никак не мог быть на месте преступления.
Я хорошо знаком со всеми названными Побызаковым людьми. Разумеется, я не сыщик и не следователь, но мне даже теоретически невозможно представить ни одного из троих в роли хулиганов, подкарауливающих кого-то в темноте, чтобы врезать по башке.
Алексей Балгазин, спокойный, опытный человек на солидной должности. Ничего агрессивного в нем, кроме вечных ярко-красных галстуков, никто никогда не замечал.
Виталий Сукало, молодой, делающий успешную карьеру юрист. До недавнего времени входил в состав территориальной избирательной комиссии Абакана. Так что он скорее кого-то засудит, чем забьет.
Александр Ильич Чистотин, полковник милиции в отставке. Бывший командир ОМОНА, участник многочисленных боевых командировок в Чечню. Был ранен, контужен, награжден многими орденами и медалями. При всем при этом, Александр Ильич один из самых добрых и душевных людей, каких я в жизни встречал.
Я разговаривал с Виталием Сукало и Александром Чистотиным после происшествия в Аскизе. Оба «подозреваемых» рассказали, что в момент нападении на Побызакова были в Абакане и чисто физически не могли попасть на место преступления. Оба комментировали ситуацию со смехом и считают все нелепостью.
Но Александр Чистотин все же намерен подать заявление о привлечении Побызакова к ответственности за заведомо ложный донос.
А Виталий Сукало, отметил, что был искренне расстроен, узнав о нападении на Побызакова. Во-первых, чисто по-человечески. Во-вторых, с профессиональной точки зрения. Именно Сукало, по доверенности от Алексея Балгазина представляет в суде иск о снятии Побызакова с выборов.
«Разумеется, я буду стараться, чтобы суд удовлетворил этот иск, - говорит Виталий Сукало, -
но мне для этого лучше иметь живого и здорового ответчика, а не пациента. Судьи всегда желают выслушать мнение двух сторон, чтобы принять обоснованное решение и не любят, когда кто-то из участников процесса не может принимать в нем участие».
Мало кто верит, что Побызакова избили те люди, которых он назвал. Значит, очень скоро ему придется признаваться в лжесвидетельстве. Как юрист он должен осознавать, что его явно неправдоподобная версия вскоре будет опровергнута следствием. Разумеется, Побызаков подстраховался и высказал свои подозрения в предположительной форме. И все равно он окажется в неприятном положении. Считается, что законопослушный гражданин, тем более чиновник, не должен вводить в заблуждение правоохранителей. Но, похоже, Побызаков идет на это.
С точки зрения здравого смысла, его поведение кажется странным. Или Побызакову действительно сильно голову повредили, или есть какие-то другие объяснения.
Версия романтическая
Во-первых, Побызаков может скрывать настоящие причины происшествия, потому что они представят его самого не в лучшем свете. На уровне неофициальных источников в Аскизе рассказывают, что 29-летний, холостой и.о.главы района получил в «бубен» за любовную интрижку. Той ночью он, якобы, был застигнут в чужом, так сказать, огороде ревнивым мужем, который в сердцах учинил расправу над перспективным политиком.
Для высокопоставленного чиновника, да еще в период выборной кампании – такая история, как серпом по рейтингу. Избиратели могут усомниться, что человек, который по ночам ходит «налево» и за такое шкодничество получает по морде, является серьезным, солидным и достойным доверия деятелем.
Ты сначала дорасти до Кремля или Белого Дома, а уж потом падай с букетом с моста или вызывай в овальный кабинет Монику Левински.
Впрочем, сарафанное радио – особенно в деревне, где все про всех знают, всегда готово передавать самые гнусные сплетни. Наверное, все это подлые инсинуации, а на самом деле Михаил Побызаков ночью в чужом дворе решал какой-то неотложный для района административно-хозяйственный вопрос.
Версия конспирологическая
Есть и другая информация для размышления. Как уже сказано выше, Побызаков трижды менял свои показания – с политической версии на бытовую, и обратно – после визитов неких представителей его избирательного штаба. После каждой такой беседы пациент убеждался, что он таки жертва политической расправы. Не исключено, что во время подобных визитов Михаилу Побызакову передали чьи-то инструктивные рекомендации.
Правда, в этом варианте кандидат Побызаков тоже выглядит не лучшим образом. Если он полноценный и самостоятельный политик, каким, по идее, должен быть потенциальный глава района, то почему покорно выполняет чьи-то команды даже с риском для себя лично?
Впрочем, человека, способного отдавать Побызакову приказы в Аскизе знают все. Это тот самый Абрек Челтыгмашев который по странному стечению обстоятельств тоже стал жертвой нападения неизвестного злоумышленника.
Вечный зам
Напомним, что 10 лет назад Михаил Побызаков начал свою трудовую карьеру юрисконсультом в принадлежащей Абреку Челтыгмашеву компании «Аскиз-автотранс». Потом юрисконсульт дорос в этой фирме до заместителя. А когда Абрек Челтыгмашев стал главой района – он забрал Побызакова с собой в администрацию и назначил первым заместителем главы муниципалитета.
Весной этого года Абрек Челтыгмашев перешел на работу в правительство республики, а на оказавшееся вакантным место главы района всеми силами стал продвигать своего верного соратника Побызакова.
Нет сомнения, что расследование дела о нападении на и.о. главы Аскизского района будет проведено самым тщательным образом. Вновь напомню, что в истории Хакасии еще не было случаев нападения на чиновников уровня главы района, тем более - вице-губернатора. Это ЧП регионального масштаба. А с учетом уже озвученной в СМИ версии о возможной политической подоплеке происшествия, дело выходит на уровень федерального скандала. А он в Хакасии сейчас никому не нужен. У республики других проблем хватает. Например, преодоление последствий экономического кризиса, восстановление СШ ГЭС, помощь семьям погибших при аварии на электростанции. Поэтому и политики, и правоохранители, и общество заинтересованы в том, чтобы как можно скорее прояснить мутную аскизскую ситуацию, и дать ей исчерпывающую оценку.
Александр Бортников