Первый замгендиректора РУСАЛА Владислав Соловьев: Нужно готовиться к затяжному кризису
Дата публикации: 26 июня 2012 года в 08:46.
Категория: Экономика.
На фоне спада цен на алюминий, профицита на рынке и сокращения производства металла крупнейшими производителями, правительство Китая планирует дотировать убыточные алюминиевые заводы.
Первый заместитель генерального директора РУСАЛа Владислав Соловьев в интервью «Интерфаксу» прокомментировал ситуацию, а также поделился актуальными прогнозами компании по уровням цен и спросу в 2012-2013 гг.
- Какой уровень цен на алюминий прогнозирует компания в этом и следующем году? Какая сейчас ситуация на рынке алюминия? Насколько долго, по Вашему мнению, Китай сможет дотировать убыточные алюминиевые заводы?
- Конечно, ситуация на рынке сейчас сложная, падает спрос не только на алюминий, а вообще на все commodities, в том числе и нефть. Ситуация в Европе нестабильна, инвесторы выходят из рискованных активов, вкладываются либо в treasures, либо в золото - в те инструменты, где они надеются сохранить деньги. Такая ситуация сохранится в течение 1-2 кварталов. Мы считаем, что нужно готовиться к затяжному кризису. Поэтому, по нашему прогнозу, цены на алюминий в этом году не поднимутся выше $2100-2200/т, а в следующем году - $2300-2500/т.
При текущих ценах до 40% алюминиевых мощностей в мире находятся ниже уровня рентабельности. Поэтому действия всех алюминиевых производителей сейчас направлены на сокращение предложения. Мы готовимся к сокращению 8-10% мощностей, которые будут закрыты или приостановлены, то есть это в целом около 350-400 тыс. тонн. К сожалению, Китай идет другим путем, он начинает дотировать убыточное производство, чтобы сохранить социальную стабильность. Но нужно понимать, что с макроэкономической ситуацией и глобальным рыночным трендом долго бороться невозможно. Мы очень надеемся, что китайское руководство рано или поздно пересмотрит такую политику. Это просто трата денег. Какой смысл в сжигании денег в топке паровоза? Китайцы - очень прагматичные люди, и я думаю, что рано или поздно ситуация там изменится. Как только они решат социальные вопросы, они, конечно, будут приостанавливать производство на этих убыточных заводах.
- Запланированное РУСАЛом сокращение мощностей на 350-400 тыс. тонн начнется уже в этом году?
- Да, начнем сокращаться уже в этом году.
- Сокращение коснется только заводов алюминиевого дивизиона «Запад»?
- Мы начнем с западного. Все, что возможно, мы, безусловно, перепрофилируем на выпуск сплавов. Параллельно анализируем возможности модернизации алюминиевых мощностей дивизиона «Запад» и получения более дешевых тарифов на электроэнергию. Это плановая работа. Если ситуация будет ухудшаться, дойдем и до сокращения на восточных заводах.
- При каком уровне цены сокращения могут коснуться мощностей алюминиевого дивизиона «Восток»?
- Пока они все рентабельны. Во-первых, курс доллара постоянно растет, что сильно помогает нам, так же как и спад цен на нефть и уголь. Во-вторых, мы каждый месяц сокращаем себестоимость, мы вернулись в этом смысле в 2008-2009 год. Пока нам комфортно при нынешнем уровне цены, если цены будут ниже, мы будем предпринимать меры по дальнейшему сокращению себестоимости.
- Не меняла ли компания прогноз по выпуску алюминия в 2012 году - 4,1 млн тонн?
- Пока нет. Ответ на этот вопрос будет, когда мы в августе-сентябре определим точный объем закрытия мощностей.
- Какой прогноз по росту спроса на алюминий в этом году?
- Мировой спрос вырастет на 7%. В Китае - на 10%.
- РУСАЛ заключил соглашение с Эксимбанком Китая о привлечении $850 млн на строительство завода по производству анодов в Иркутской области. Каков планируемый объем производства?
- Проектная мощность 1 очереди завода составляет более 400 тыс. тонн анодов в год. Сейчас разрабатывается ТЭО, будем привлекать китайских подрядчиков.
- Весной РУСАЛ заключил меморандум с канадской Orbit, который предусматривает, в том числе, передачу компании права на использование в России технологии производства глинозема из бедных руд. Когда такое производство может открыться в России?
- На это потребуется 5-7 лет. Мы решили участвовать в этой технологии, чтобы иметь возможность построить такой завод в России, в Восточной Сибири, перерабатывать руду и получать глинозем. Тогда экспорт бокситов будет не нужен.
Так называемая кислотная технология, о которой идет речь, не нова, она была известна еще в советское время. Orbit плотно занимается этой технологией, уже практически построен завод. Ее плюс по сравнению с основной технологией, щелочной, в том, что можно производить бокситы из очень большого количества материалов, в том числе тех, которые находятся в России, - нефелин, каолиновые глины и т.д. Минусы в том, что это более агрессивная среда - кислотная, для производства требуется более защищенное и дорогостоящее оборудование.
- Какие планы по поводу сокращения выпуска глинозема? На каких заводах компания может сократить выпуск и в каком объеме?
- Мы будем также смотреть на рентабельность глиноземных производств, но речь не идет о мощностях в России, скорее всего, сокращение коснется предприятий на Ямайке.
- Запущено ли производство на гвинейском глиноземном заводе Friguia после окончания забастовки рабочих в апреле?
- Мы решили пока не торопиться с запуском этого завода. Предложение на рынке глинозема избыточно, его легче и дешевле купить на рынке, так что нам пока это производство неинтересно. Завод будет запущен при цене глинозема не ниже $400 за тонну.
- РУСАЛ в 2007 году подписал меморандум с индонезийской компанией Antam о создании в Индонезии боксито-глиноземного комплекса. Планам помешал кризис. Возможно ли возвращение к этой идее?
- С тех пор Индонезия сильно изменила законодательство. Вскоре экспорт бокситов из страны без их переработки на территории Индонезии будет запрещен. Поэтому, думаю, что пока не о чем говорить.
- Возможно ли рассмотрение сделки по переводу 25% акций «Норникеля» с баланса РУСАЛа на баланс En+?
- Это вопрос к нашим акционерам.