Владислав Соловьев: покупка электроэнергии на рынке делает производство алюминия убыточным
Дата публикации: 20 августа 2012 года в 15:44.
Категория: Экономика.
Почему для производства алюминия лучше, когда энергетическая база своя, а сырье чужое, корреспонденту «Денег» Алексею Боярскому рассказал первый заместитель генерального директора ОК «Русал» Владислав Соловьев.
- Как изменилась стратегия компании с начала экономического кризиса?
- Спрос на алюминий по сравнению с 2009 годом увеличился, но цена еще не восстановилась. При этом дорожает электроэнергия. В итоге более четверти всего мирового производства нерентабельно. Поэтому одно из главных направлений развития компании - повышение эффективности производства, в том числе за счет строительства технологически совершенных алюминиевых заводов Тайшетского и Богучанского. Также компания будет развивать собственную энергетическую базу, усиливать позиции на ключевых рынках, расширять ассортимент продукции. Например, единственная возможность для «Русала» сделать производство на европейских заводах прибыльным при высоких энерготарифах - перейти от выпуска первичного алюминия к продукции с высокой добавленной стоимостью - сплавов. В этом случае мы к тому же сможем исключить из цепочки посредников и работать напрямую с конечным потребителем продукции. В течение двух лет в программу по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью мы инвестируем $150 млн. Всего сумма наших инвестиций в 2012 году должна составить порядка $600-700 млн.
Какова сегодня доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем производстве «Русала»?
- В этом году в среднем по всем заводам компании -- 37-38%. А к 2015 году, учитывая сегодняшний спрос, планируем выйти на 50%.
- Вы сказали, что «Русал» намерен развивать собственную энергетическую базу. Каким образом?
- Энергетикам выгодно наличие такого крупного потребителя, как алюминиевый завод, ведь это гарантия стабильной работы в любое время суток на десятки лет вперед. Поэтому «Русал» совместно с «РусГидро» участвует в проекте БЭМО, который предполагает достройку Богучанской ГЭС на Ангаре и строительство Богучанского алюминиевого завода в непосредственной близости от станции. Это уникальный проект общей стоимостью $7 млрд, которые вкладывают «РусГидро», «Русал», ФСК, инвестфонд и государство. Этот проект позволит создать до 10 тыс. новых рабочих мест, он важен не только для алюминиевой отрасли, но и для всей российской экономики, потому что стимулирует развитие целого региона -- Нижнего Приангарья. Хочу добавить, что в нынешних условиях, после энергореформы, покупка электроэнергии на рынке делает производство на алюминиевых заводах убыточным. Например, такая ситуация сейчас наблюдается на территории европейской части России. Будущее алюминиевой отрасли -- в Сибири, рядом с доступными источниками электроэнергии.
- Китай -- крупнейший производитель алюминия и постоянно наращивает его выпуск. Каковы перспективы конкуренции с КНР на мировом рынке?
-- Китай не только крупнейший производитель, но и потребитель, на внешний рынок алюминий он не поставляет. И в ближайшие годы поставлять не будет. Более того, когда малоэффективная угольная энергетика уже не вытянет растущее потребление, китайский рынок откроется для импортного алюминия. И мы рассчитываем стать для него основным поставщиком. Что касается конкуренции с другими производителями, то на сегодня Россия -- крупнейший поставщик алюминия на мировой рынок, и мы это первенство планируем удержать.
- Алюминиевая промышленность всегда развивается в связке с машиностроением и иными потребляющими отраслями. Как отсутствие внутреннего заказчика отражается на металлургии?
- Отсутствие внутреннего заказчика -- это скорее ситуация начала 1990-х годов, когда внутренний рынок, испытавший на себе шоковую терапию экономических реформ, сократил потребление алюминия почти в девять раз. Тогда единственным выходом из кризиса для алюминиевой промышленности стала переориентация на экспорт. Однако с тех пор многое изменилось. Сегодня внутреннее потребление алюминия уверенно растет, складывается пул компаний, предъявляющих постоянный спрос на нашу продукцию. По итогам 2011 года объемы реализации «Русала» в России составили чуть меньше 800 тыс. т. В 2012 году мы прогнозируем рост продаж на уровне 2%, что в целом будет соответствовать динамике рынка. Сохраняется тенденция повышения доли алюминия, в частности катанки, в структуре потребления российской кабельной промышленности. Стабильный спрос демонстрируют электротехническая, строительная отрасли и автопром.
- Почти весь наш алюминий выплавляется из импортного сырья. Нет ли здесь угрозы, ведь рано или поздно в той же Латинской Америке или Африке могут появиться свои алюминиевые заводы?
- Для превращения бокситов в глинозем нужен пар, то есть мощные ТЭС, а для выплавки из глинозема алюминия -- источники энергии, мощные электростанции. Получается, чтобы провести всю цепочку алюминиевого производства непосредственно рядом с бокситовым месторождением, место должно быть поистине уникальным по инфраструктуре -- пока таких возможностей нигде нет. В мире в принципе немного стран, богатых бокситами. Поэтому сырье все равно необходимо доставлять туда, где есть производственные мощности, расположенные рядом с источниками энергогенерации. Месторождения, расположенные на территории России, составляют до 30% сырьевой базы «Русала». Это бокситы Тимана, Североуральское бокситовое месторождение, а также Кия-Шалтырское месторождение нефелиновых руд. Очевидно, что в среднесрочной перспективе их недостаточно для полноценного обеспечения ресурсами наших предприятий, однако мы намерены их интенсивно развивать. Так, добыча бокситов в январе--июне 2012 года в России увеличилась на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года (данные Росстата). Рост продолжится. Несмотря на то что зарубежные бокситы по качеству и по себестоимости добычи лучше, освоение месторождений на территории России -- приоритет. Мы уделяем особое внимание поиску альтернативных видов сырья и добились на этом направлении заметных успехов. Так, компания владеет уникальной технологией по производству глинозема из нефелиновой руды и известняка. Технология была разработана Всероссийским алюминиево-магниевым институтом и лежит в основе работы Ачинского глиноземного комбината -- крупнейшего по объему производства глинозема предприятия России. Кроме того, в марте 2012 года «Русал» подписал меморандум о взаимопонимании с канадской компанией Orbite Aluminae -- разработчиком уникальной технологии производства металлургического глинозема и сопутствующих редкоземельных металлов из бедных руд. Сотрудничество с Orbite позволит нам освоить технологии, которые в дальнейшем можно будет использовать в России для наращивания сырьевой базы, и производить глинозем из отечественных руд, производство из которых сейчас нерентабельно или невозможно технологически.
- Что происходит сейчас с зарубежными сырьевыми активами «Русала»?
- Еще при создании объединенной компании в 2007 году была принята схема вертикальной интеграции с ориентацией на максимально высокий уровень самообеспечения всеми видами сырья, что гарантирует сырьевую безопасность «Русала».
Однако кризис 2008-2009 годов показал, что при падении цен на сырье его порой выгоднее покупать на рынке, нежели производить на собственных заводах с высокой себестоимостью. Тогда часть наших зарубежных сырьевых мощностей была законсервирована, в частности глиноземные заводы на Ямайке и в Италии, мы отказались от строительства боксито-глиноземного комплекса в Индонезии. В 2010 году ситуация начала выправляться, и «Русал» запустил рудник и завод Ewarton на Ямайке. Однако сейчас мировая экономика вновь испытывает серьезные трудности. Глинозем существенно упал в цене и, по прогнозам инвесткомпаний, может дешеветь и дальше. Заранее предостерегу от возможных спекуляций на тему сырьевой безопасности компании. Мы не отказываемся ни от активов, ни от планов их развития. Просто сейчас ситуация в мире такова, что экономически выгоднее временно останавливать часть производственных мощностей и покупать сырье на рынке.
Алексей Боярский
Источник: Коммерсантъ-Деньги