РЖД угрожает на 60% поднять цены на проезд в плацкарте
Дата публикации: 9 октября 2012 года в 17:53.
Категория: Экономика.
В 2013 году цена билета на проезд в плацкартных вагонах поездов дальнего следования для пассажиров, не имеющих льгот может вырасти сразу на 60%. Об этом сообщил вице-президент РЖД Михаил Акулов.
В ходе слушаний проекта федерального бюджета на 2013-2015 годы в Общественной палате России, Акулов завил, что запланированное правительством страны введение льготных тарифов для пассажиров моложе 23 лет и старше 60 лет, вынудит железнодорожников на 60% поднять цены на проезд в плацкарте для всех остальных пассажиров.
Вице-президент РЖД сообщил, что из бюджета страны ни разу не были выделены достаточные субсидии, необходимые РЖД для возмещения расходов, возникающих из-за регулирования цен государством.
«Мы, к сожалению, не получили тех субсидий, которые необходимы перевозчику для возмещения расходов, возникающих от регулирования цен государством. К сожалению, на 2013 год мы получаем цифру в два раза меньше того, что нам было мало», — заявил вице-президент РЖД.
Акулов напомнил, что проект бюджета предусматривает снижение в два раза объема субсидии РЖД на пассажирские перевозки. По его словам, в РЖД не понимают логики принятия такого решения.
«Взята за основу формула, примененная в авиаперевозках, когда пассажирам моложе 23 лет и старше 60 лет предоставляется скидка от действующего тарифа. Но в случае с железнодорожным транспортом это приведет к обратному эффекту, - заявил Михаил Акулов. - Применив такое правило на железной дороге, мы получим результат, при котором льготные цены для 30% самых молодых и пассажиров придется покрывать за счет 60-ти процентного повышения тарифа для 70% остальных пользователей железнодорожного транспорта».
Напомним, что с 2013 года Минфин России предлагает субсидировать плацкартные перевозки только для молодежи возрастом до 23 лет и для пенсионеров. Государство так же ежегодно выделяет субсидии в 30 млрд рублей на поддержку низких цен в плацкартных и общих вагонах, где уровень тарифов оно устанавливает ниже уровня экономической рентабельности.
Например, при средней себестоимости проезда в 1,2 тыс рублей, пассажир платит только 800 рублей. На компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров в госрегулируемом секторе (плацкарта) в 2011 году были выданы субсидии в размере 29 млрд рублей. Однако в проекте федерального бюджета на 2013-2015 годы, на эти цели предусматривается лишь по 15 млрд рублей в год.
При этом в РЖД утверждают, что даже ежегодных 30-миллиардных субсидий им недостаточно. Для компенсации затрат перевозчику необходимо получать около 36 млрд рублей ежегодно. Ранее дефицит госсредств в размере более 6 млрд рублей покрывался за счет доходов от перевозки пассажиров в вагонах купе и СВ и сокращения инвестрасходов на обновление парка.
На эти претензии руководства РЖД министр финансов Антон Силуанов ответил, что у железнодорожного монополиста есть большие возможности по повышению эффективности своей деятельности без привлечения дополнительных средств из казны. При чем у Минфина уже есть соответствующие предложения: «Мы посчитали, что более правильно давать деньги РЖД только на те категории граждан, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. Считаю, что РЖД может еще повышать эффективность, эффективность расходов. Целый ряд примеров, которые говорят о том, что над этим можно работать», - заявил Силуанов.
СПРАВКА
Перевозки в поездах дальнего следования осуществляет Федеральная пассажирская компания (ФПК, дочернее предприятие ОАО «РЖД»), которой и выделяются соответствующие госсубсидии. В сентябре 2012 года генеральный директор ФПК Вадим Мишанин заявил, что в случае существенного снижения субсидирования ФПК вынуждена будет отменить 235 поездов (всего ежесуточно курсирует 700 поездов), на 50% сократить количество плацкартных вагонов, закрыть 19 депо и сократить 15 тыс. сотрудников (каждый пятый работник).