Россия вышла на первое место в мире по производству боевых самолетов и вертолетов

Дата публикации: 13 ноября 2014 года в 14:11.
Категория: Политика.

Иркутский авиазавод.Иркутский авиазавод.

По объему выпуска военной авиатехники Россия вышла на первое место в мире, обогнав США и Китай. За первые три квартала 2014 года вооруженные силы страны получили 40 новых самолетов и 80 вертолетов. Всего же в российские войска в этом году будет поставлено около 90 самолетов и более 200 вертолетов.

28 октября начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-лейтенант Михаил Мизинцев на заседании Общественного совета при Минобороны России сообщил: «С начала нынешнего года войска уже получили 40 новых боевых самолетов и 80 вертолетов», — добавил он.

Ранее, 10 октября главком ВВС Виктор Бондарев доложил 10 октября министру обороны Сергею Шойгу: «С начала 2014 года в части ВВС России поставлено 50 воздушных судов (боевых и траспортных). Вся полученная новая и модернизированная авиатехника будет обеспечена средствами наземного обслуживания. Нареканий летчиков и инженеров к качеству техники нет, срывов планов поставок за четвертый квартал 2014 года по авиации не прогнозируется», — отметил главком ВВС.

САМОЛЕТЫ

По данным на конец октября с начала 2014 года ВВС России получили:

12 многофункциональных истребителей-бомбардировщика Су-34,

14 истребителей Су-30СМ (до конца года будут переданы еще 12),

4 истребителя Су-30М2,

12 модернизированных Су-27СМ3,

9 учебно-боевых Як-130.

Кроме того стратегические силы ВВС России получили три модернизированных стратегических ракетоносца Ту-95МС и дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3, прошедший восстановительный ремонт и модернизацию.

Также продолжается глубокая модернизация истребителей-перехватчиков Миг-31 до версии – Миг-31БМ. В первой половине 2014 года было завершено перевооружение первой эскадрильи Тверского истребительного авиаполка Западного военного округа (ЗВО) на МиГ-31БМ. А в конце октября 2014 года полк получил первые два самолета для второй эскадрильи.

Флот военно-транспортной авиации с начала года пополнили десять самолетов в том числе два серийных тяжелых транспортных Ил-76МД-90А, три новых среднемагистральных Ан-148 (из четырех, запланированных на это год), и другие машины.

Что касается вертолетов, то армейская авиация с начала года получила:

12 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор». (Всего заказано 240 штук. В 2012 году изготовлен 21 вертолет, в 2013 - 24, в 2014-м по плану будет 28. Еще 100 таких машин поступят на вооружение ВМФ для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных и транспортно-десантных вертолетов).

5 ударных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник»,

8 транспортно-боевых вертолетов Ми-35М, заменяющие устаревшие Ми-24;

9 средних транспортных вертолетов Ми-8АМТШ,

3 вертолета Ми-8МТВ-5,

а также значительное число легких Ка-226, учебно-тренировочных «Ансат-У», вертолетов для ВМФ России Ка-32 и Ка-27М. Также был построены и переданы вооруженным силам сверхтяжелые транспортные вертолеты Ми-26, в том числе предназначенные для выполнения задач в условиях Заполярья.

Напомним, в 2013 концерн «Вертолеты России» (Росвертол) выпустил 303 вертолета. Из них 212 были поставлены в вооруженные силы и военно-морской флот нашей страны.  

В нынешнем году объем производства вертолетов ожидается еще выше.

«До конца 2014 года в рамках исполнения государственного оборонного заказа мы планируем поставить еще один вертолет Ми-8МТВ-2, 17 вертолетов Ми-8МТВ-5−1, а также шесть вертолетов Ансат-У», - рассказал гендиректор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев.

«Исполнение гособоронзаказа — одна из наших главных стратегических задач. Сегодня мы проводим масштабную модернизацию производства на наших предприятиях, что способствует росту их эффективности, производительности труда и качества выпускаемой  продукции военного и гражданского назначения», - заверил Михеев.

СИТУАЦИЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ

На сегодня кроме России военную авиатехнику в серьезных количествах производят только США и Китай. В Европе боевые самолеты и вертолеты выпускаются очень малыми партиями, в основном на экспорт. Давайте сравним объем выпуска самолетов в России с американскими и китайскими показателями.

Выпуск боевых и учебно-боевых самолётов для ВВС и ВМФ России:

до 2009 года - менее 10 штук в год.

2010 год — 13 шт.

2011 год — 30 шт.

2012 год — 37 шт.

2013 год — 69 шт.

2014 год - около 90 шт. (прогноз)

2015 год - более 100 шт. (прогноз)

Таким образом, Россия сейчас вышла на объем выпуска в 90 самолетов в год только для себя, не считая экспортных контрактов (вроде поставок самолёто-комплектов Су-30МКИ для Индии).

По типам:

 

2010

2011

2012

2013

2014

Як-130

4

8

15

20

24-27

МиГ-29к/КУБ

0

0

1

4

4-8

Су-27СМ№

0

12

0

0

0

Су-30М2

4

0

0

4

4-6

Су-30СМ

0

0

2

14

21

Су-35С

0

2

8

12

12

Т-50 (ПАК ФА)

1

2

1

1

1-2

Су-34

4

6

10

14

18

ВСЕГО:

13

30

37

69

84-92

 

Учитывая колоссальную сложность современных многофункциональных боевых авиационных комплексов вроде Су-30СМ, Су-35С, Су-34 — выпуск в 90-100 машин в год это очень много. Больше боевых самолётов сейчас не производит ни одна страна в мире, даже США.

В США сейчас из боевых реактивных самолётов производят:

- F-16, не более 12−18 штук в год (все на экспорт);

- F-18, около 40−47 штук ежегодно:

- F-15 строят 12 штук в год, все для Саудовской Аравии (если саудиты отменят заказ, выпуск F-15 полностью прекратиться).

По F-35 ситуация такова. Этот разрекламированный американцами истребитель-бомбардировщик строят пока лишь по несколько штук в год. В 2014 году заключены контракты на их будущий выпуск темпами, примерно по 29 штук в год. Но контракт – это еще не производство. Большая часть F-35 предназначена на экспорт, а у потенциальных заказчиков на сегодня есть множество претензий как к боевым и эксплуатационным качествам F-35, так и к стоимости этой машины. Она до сих пор остается очень «сырой» и компания Lockheed Martin уже много лет не может «довести ее до ума».

Итого: выпуск военных самолетов в США сейчас составляет не более 80 единиц в год.  Из них для собственной армии – лишь 47-50 машин ежегодно. Это меньше чем в России, где 90 штук выпускают только для себя, плюс экспортные заказы.    

Таким образом, парк российской военной авиации обновляется гораздо быстрее американского.

Еще одним крупным производителем боевых самолетов является Китай, но достоверные данные по авиапризводству этой страны закрыты— китайцы неохотно распространяются про успехи своего авиастроения.

Но можно делать косвенные оценки.

На вооружении китайских ВВС сейчас состоят следующие современные самолеты:

J-10 — производится с 2005 г, выпущено 270 шт. (27 штук ежегодно)

J-11 — производится с 1998 г, выпущено 276 шт. (16 штук ежегодно)

J-15 — производится с 2012 г, выпущено 16 шт. (около 6-8 штук в год)

J-16 — производится с 2012 г, выпущено 24 шт. (в среднем – 8-10 штук в год)

Судя по всему, основную массу J-10 китайцы уже сделали и теперь выпуск этих машин ограничили в ожидании, пока конструкторы доведут до серийного производства J-20. Транспортники и учебные машины в КНР пока тоже особо не производят — готовят к серии новые L-15 и Y-20.

Получается, что в среднем Китай производит порядка 60 истребителей в год. С учебными, транспортными и прочими, вероятно, будет около 90 в год.

Но есть у китайцев одна большая проблема — отсутствие надежного современного двигателя. Почти на всех J-10 и J-11 стоят российские АЛ-31. Свой двигатель WS-10 в Китае дорабатывается уже 20 лет, однако пока он серьезно уступает по надежности российским аналогам. К примеру, в начале 2009 сообщалось, что ресурс WS-10 составляет всего 30 часов против 400 часов у российского АЛ-31.

Кстати, ресурс у новой российской модификации этого двигателя АЛ-31Ф М2 ресурс доведен до 3000 часов. А у АЛ-41Ф1 (устанавливается на Су-35С) ресурс и вовсе 4000 часов. Китай о таких показателях пока не мечтает.

ВЕРТОЛЕТЫ

По боевым вертолётам мы тоже далеко обошли американцев. В 2013 в России было произведено свыше 212 вертолётов военного назначения и еще около 100 – гражданских машин разных типов. Мы занимаем более 24% мирового рынка вертолётов, и наша доля продолжает расти. Отметим, что по объемов выпуска винтокрылых машин Россия превзошла показатели советского периода.               

Производство вертолётов в России:

до 2002 года — менее 70 штук;

2003 год — 70;

2004 год — 85;

2005 год — 80;

2006 год — 93;

2007 год — 102;

2008 год — 169;

2009 год — 183;

2010 год — 214;

2011 год — 262;

2012 год — 290;

2013 год — 303;

2014 год - 315 (прогноз).

Отметим, что среди выпускаемых для российских вооруженных сил вертолетов значительную долю составляют новейшие ударные машины Ми-28, Ка-52 и Ми-35.

А вот американцы ударных вертолетов для своей армии практически не делают, те же самые «Апачи» (AH-64) сейчас строятся только на экспорт. Есть лишь планы о постройке к 2019 году 58 новых ударных вертолетов АН-1Z «Вайпер» для Корпуса морской пехоты.

И еще недавно был подписан контракт на производство (внимание!) аж 10 «Апачей» для армии. Причем это количество они должны произвести за три года (2014, 2015, 2016), темпом примерно по 3 штуки в год.

Возможно, смысл подобного контракта – восполнить потери «Апачей» в Афганистане. И то лишь частично. Поскольку потери ударных вертолетов там были больше— 14 «Апачей».

СПРАВКА ПО ПОСТАВКАМ

Начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-лейтенант Михаил Мизинцев в своем докладе, прозвучавшем 28 октября  на заседании Общественного совета при Минобороны России сообщил:

«В 2014 году заключено госконтрактов на 200 млрд рублей больше, чем в 2013 году, и уже поставлено в войска более 4,5 тыс единиц вооружения и военной техники по основным образцам и более 1 млн единиц специальной техники и средств обеспечения, более 5 тыс единиц — отремонтировано», — доложил Мизинцев.

Начальник центра напомнил, что с начала нынешнего года войска получили 40 самолетов, 80 вертолетов, подводную лодку, два надводных корабля, около 100 судов и плавучих средств ВМФ, до 20 зенитно-ракетных комплексов, до 130 радиолокационных станций, 65 единиц ракетно-артиллерийского вооружения, до 100 танков и бронированных машин, более 4 тысяч автомобилей многоцелевого назначения, 61 беспилотный летательный аппарат, более 900 тысяч боеприпасов к ракетно-артиллерийскому вооружению, более 128 тысяч элементов боевой экипировки и около 800 тысяч средств обеспечения. «В число поставленных вооружений входят оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», а ракетные войска стратегического назначения перевооружаются на новые межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» и «Тополь-М»— уточнил начальник Национального центра управления обороной.

«К концу года спланированы поставки значительного количества новейших образцов вооружения и военной техники в соответствии с контрактами гособоронзаказа на 2014 год практически по всей номенклатуре», — отметил генерал Мизинцев.

«В результате выполнения гособоронзаказа на 2014 год оснащенность войск современным вооружением и военной техникой повысилась и на сегодняшний день составляет: в Стратегических ядерных силах — около 55%, в Сухопутных войсках ракетно-артиллерийским вооружением — более 25%, а автомобильной и бронетанковой техникой — до 70%, ВВС — около 35%, ВМФ — более 50%, в Войсках воздушно-космической обороны — порядка 40%», — сообщил начальник центра.

Новости по теме