Вся правда о марганцевом заводе в Хакасии

Дата публикации: 25 сентября 2015 года в 14:51.
Категория: Экономика.

Фото Валерия ШибановаФото Валерия Шибанова

Компания ЧЕК-СУ намерена построить в Хакасии завод по выпуску металлического марганца. Вокруг еще не существующего предприятия поднялся адский шум - бессмысленный и беспощадный. Безграмотные тетки кричат, что от этого завода мы все умрем. Чтобы пресечь кривотолки, руководство ЧЕК-СУ показало журналистам и блогерам о чем на самом деле идет речь.

Все, что было показано и рассказано подробно описал известный хакасский блогер Валерий Шибанов. Приводим его репортаж полностью.

Не хочу обидеть организаторов предыдущих блоготуров, но этот вышел крайне интересным, весёлым и задушевнейшим.

4 сентября сего года выдалось мне с товарищами совершить очень интересное путешествие на место, где в будущем появится марганцевый завод, а так же на самое крупное месторождение марганца в России.

Кроме того, эту поездку я считал ещё и очень важной. Дело в том, что марганец — ресурс стратегический, без него невозможно производство высоколегированной стали, а значит невозможно не только развитие промышленности, но и само её существование. К сожалению, в России производится лишь 20% потребляемого марганца и мы очень сильно зависим от его импорта из ныне враждебной нам Украины. К слову, поставками марганца в Россию занимается всем известный Коломойский. А собственного производства высококачественного электролитического марганца у нас вообще нет.

Тут уместно сказать про существующую теорию заговора, суть которой заключается в том, что протестное движение против строительства завода под Красноярском, а позднее и в Кемеровской области щедро спонсировалось этим самым Коломойским, весьма заинтересованным в том, чтобы не потерять крупный рынок сбыта в России. Но это было в 2011-2013 годах. А теперь же, с резким ухудшением отношений между Россией и Украиной, возникла угроза того, что Украина перестанет поставлять марганец. Что это значит для нашей промышленности — представьте сами, учитывая, что покупать его особо не у кого: тому же Китаю самому не хватает. Видимо поэтому разработка месторождения и строительство марганцевого завода ныне находится под наблюдением Путина.

Компания, которая будет заниматься разработкой месторождения, строительством завода и производством марганца, называется ЗАО «ЧЕК‑СУ». Они купили площади бывшего туимского завода по переработке цветных металлов. Наследство им досталось, прямо скажем, в довольно плачевном состоянии:

Бывшие хозяева проявили удивительную жадность, отпилив по возможности даже торчащую из развалин арматуру.

В некоторых помещениях сделан хороший ремонт, чтобы было комфортно работать: на предприятии сейчас работает около 25 человек. Даже построили баню. Но вокруг сплошная разруха:

На заводе мы познакомились с директором ООО «Усадорстрой» (дочерняя компания) Виктором Алексеевичем Севостьяновым:

Виктор Алексеевич сперва поведал нам о том какие виды руды бывают.

Вот как выглядит карбонатная марганцевая руда:

А вот как окисная:

Сейчас идёт разведка месторождения, поэтому сюда привозят пробы руды в таких мешках:

Сразу скажу, что руда очень радиоактивна. У меня лично выросла третья рука, что, впрочем, очень удобно — можно использовать 15-типальцевый способ печати. Если серьёзно, то домыслы о какой-то радиоактивности руды превесьма смешны.

Прежде чем поступить на завод, руда будет обогащаться на карьере в Кемеровской области. Обогащение сухое, т.е. сводится к измельчению и просеиванию.

А вот процесс получения марганца на самом заводе куда сложнее. Сперва руда помещается в мельницу, где измельчается до фракции размером 0.15мм. Полученая фракция помещается в бункер с водой, где перемешивается до однородной массы. Эта масса помещается в реактор, куда добавляется серная кислота и аналит. В реакторе в течение 4 часов происходит процесс электролиза. После прохождения фильтров-прессов и процесса промывки получается марганец, который высушивается и упаковывается. Отработка же поступает в шламохранилище.

Если говорить об угрозе для экологии, то само производство в этом плане довольно безопасно: там просто нет этапов, на которых может что-то взорваться или стремительным домкратом утечь. Диванным эколухам следует обратить внимание на шламохранилище, поскольку оно должно быть безопасным и не допускать попадание шлама в почву. К слову, шламохранилище было и на старом заводе и при том, что оно было построено давно, по технологиям значительно устаревшим по сравнению с текущими, никаких аварий и проблем с ним не было. Нужно понимать, что шлам отнюдь не бесполезен: он годится в качестве сырья для изготовления дешёвых марок бетона и в дальнейшем именно для этих целей планируется использовать полученные отходы производства.

Экологическая безопасность — это то, за что в первую очередь цепляются борцы со строительством марганцевого завода. Тут надо заметить, что на текущий момент завод, равно как и шламохранилище, существует лишь в проекте, причём не утверждённом. Для его утверждения нужен ряд экспертиз, в том числе немало экологических.

План строительства завода:

Оставался ещё один важный вопрос: кому же пойдёт марганец, который будет производиться на заводе? В первую очередь марганец пойдёт на удовлетворение внутренних потребностей российского производства. Но и китайцы заинтересованы в приобретении марганца, не зря же китайская компания является одним из крупных инвесторов. Тем не менее, большая часть производимой продукции будет идти именно на российский рынок, Китай будет забирать остальное и не бесплатно, разумеется.

После посещения завода, где нас голодных накормили вкусным завтраком, мы отправились в администрацию посёлка Туим. Там мы встретились с главой и имели возможность пообщаться с местными жителями (фото с сайта dosug-abakan.ru):

Мои товарищи уже не раз написали о том, что положение дел в Туиме ужасное, писали и про помещение администрации, которое находится в «жилом» доме с выбитыми окнами. Цифры скажут больше, чем фото: население Туима после прекращения производства сократилось с 12500 человек до 4500, работы, разумеется, никакой нет, инфраструктура в упадке, полная грусть и печаль.

Поэтому сомнений не возникает в том, что противников строительства завода тут попросту нет, для посёлка это единственный выход. На недавнем собрании, на котором присутствовало 206 наиболее активных в общественном плане жителей, строительство поддержали 202.

Как неоднократно сообщалось в СМИ, завод даст городу непосредственно 1600 рабочих мест. Не понятно откуда пошёл вой по поводу того, что все эти места займут китайцы. Дело в том, что китайские специалисты действительно приедут, но это будут высокооплачиваемые инженеры, которые будут контролировать строительство самого завода и карьера — в России специалистов по строительству марганцевых производств попросту нет. После чего эти инженеры уедут обратно в Китай, а 1600 рабочих мест займут местные жители. Нужно понимать, что это приведёт к появлению дополнительных рабочих мест в Туиме сверх этих 1600, да и малому бизнесу тоже перепадёт.

Но больше всего перепадёт государству: миллиарды налоговых рублей в бюджет Хакасии, Кемеровской области и федеральный бюджет. Для Хакасии, кстати, это большой шаг в сторону того, чтобы перестать быть дотационным регионом. Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, расстроился когда узнал, что завод в итоге строится не у них, видимо поэтому аренда земли в Кемеровской области для карьера обходится Чек-Су в десятки раз дороже, чем стоила бы в Хакасии.

Не нужно забывать и о том, что даже на этапе строительства республиканскому бюджету будет большая польза: в конце концов, речь идёт о десятках миллиардов рублей инвестиций, большая часть которых будет потрачена в Хакасии.

Даже сейчас, когда инвесторы выделяют деньги только на самый необходимый минимум, Чек-Су помогает с ремонтом детскому саду, музыкальной школе (я очень удивился, что в Туиме есть детская музыкальная школа!), просто потому, что больше некому.

Тем временем, мы погрузились вот в этого красавца и отправились в путь до Усинского месторождения марганца:

Последний раз подниму вопрос экологии: дело в том, что сейчас в Туиме ужасная экологическая обстановка. Взять хотя бы коров, которые пасутся на СВАЛКЕ, где может оказаться всё, что угодно, от использованных прокладок, до шприцов:

Посоны даже бренд для такого молочка придумали: «Домик в Туиме». Остаётся только надеяться на скорейшее строительство марганцевого завода, когда денег в бюджете посёлка хватит на то, чтобы убрать всё это безобразие.

Дорога до Усинского месторождения заняла у нас примерно 4 часа, в основном за счёт частых остановок.

Дорога — это самая первая большая инвестиция Чек-Су в будущее производство, её строительство обошлось в 8 миллиардов рублей. Ехать от Туима до месторождения 180 километров. Это неплохая иллюстрация выражения «там, где раньше волки срали, мы проложим магистрали». Она проложена по глухой тайге через перевалы и горные ручьи, которые по весне становятся не такими уж и ручьями, поэтому требуется строительство таких вот основательных мостов:

Всего мостовых переходов, как я понял, 16 штук, не все такие большие, но труд вложен огромный. Желающие могут ознакомиться с проектом дороги:

Жаль, что всю дорогу был туман, ибо виды здесь шикарные:

Следующие 12 часов мы провели в посёлке строителей — здесь будут жить строители карьера. Почему-то посёлок называют временным, неужели его потом снесут? Было бы жаль, потому что он довольно симпатишный (фото dosug-abakan.ru):

Тут есть очень общительная и ласковая собака и две кошки (сфотать не успел, очень быстрые):

Вот план самого посёлка:

А вот план карьера, синим квадратиком на нём обозначен этот самый посёлок. Представляете масштабы?

Для любопытствующих вот план в гораздо лучшем качестве.

По приезду мы сразу же пошли в баню, учитывая, что по дороге мы успели и намокнуть и замёрзнуть, да и 4 часа дороги прилично нас утомили, банька пришлась в самый раз. Тем более, что она оказалась очень годной. Вообще, в посёлке всё новое и сделано не абы как, а для людей, чтобы им жилось комфортно. Конечно, это не гостиница, но тут есть вода, сан-узлы, спутниковая связь, спутниковое телевидение, хорошая столовая, опять же баня. Сами комнаты оказались довольно уютными.

За электроснабжение здесь отвечают дизель-генераторы. Сейчас, насколько я понял, хватает вот этого маленького зелёного:

А вот откуда здесь берётся вода (лагерь строителей находится на горе) я так и не понял, а спросить забыл. Не качают же её снизу... Комрады, если кто в курсе, отпишите в комменты, плиз.

UPD1: Воду берут из реки Усы водовозкой на базе Урала, затем закачивают в водонапорную башню.

После баньки мы пошли в столовую, где и просидели почти до рассвета, разговаривая о марганце, будущем карьере и заводе, о жизни в Туиме, Шира и о жизни вообще. Очень душевно посидели. Пока в посёлке строителей нет, поэтому здесь дежурят сторожи, один из которых, кстати, оказался моим тёской — Валерой, а его сын Валентин ехал с нами обратно, возвращался с вахты в Шира.

Но сейчас самый главный человек здесь — Сергей Викторович Чиняев, главный геолог:

Сергей Викторович настоящий геолог: с твёрдым характером и большой любовью к своему делу. Кроме геологии Сергей Викторович хорошо разбирается в таёжной флоре и фауне — большую часть жизни он провёл в тайге. А ещё он написал книгу «Станция Радугина» о людях, жизненный путь которых пролег через оставленный в 1939 году Радугиным пикет в глубинке Кузнецкого Алатау. Тщетно я пытался найти электронный экземпляр этой книги, а бумажный сейчас можно найти, разве что в кемеровской библиотеке. Зато я нашёл страницу Сергея Викторовича Вконтакте, где он публикует неописуемой красоты фотографии.

На следующее утро мы пошли на места, откуда берутся пробы. Пришлось минут 15 спускаться вниз, в начале спуска открывается прекрасный вид:

По прорубленной в тайге дороге:

Для взятия проб выкапывают такие «ямки» метра по три глубиной:

Марганцевая руда здесь повсюду, очень богатая земля:

Такому богатству нельзя пропадать...

Ну а потом долгий подъём, хорошая проверка «дыхалки».

По возвращении в посёлок, мы пофотали технику, сейчас она пока стоит без дела, но скоро ей найдётся применение:

Впечатляет, как и всё здесь:

На обратном пути Валентин рассказал мне о жизни на вахте в тайге. Развлечений, конечно, не очень много, не хватает общения с людьми, зато в тайге много ягоды, грибов, тут отличная рыбалка. А зимой можно кататься на лыжах: много снега, ну и горы, сами понимаете.

Я остался под большим впечатлением от поездки: грандиозные планы, сила цивилизации, покоряющая глухую тайгу, невероятная красота природы и интересные, целеустремлённые люди с сильным характером, вот это вот всё.

Чек-Су, зовите ещё!

А это автор материала Валерий Шибанов:

Новости по теме