Лекарство от кризиса: рецепты промышленного роста от Черногорского РМЗ
Дата публикации: 29 января 2016 года в 16:10.
Категория: Экономика.
Одно из производств, уверенно смотрящих в будущее, расположено в 20 километрах от столицы Хакасии. Это Черногорский ремонтно-механический завод (РМЗ) входящий в структуру огромного угледобывающего холдинга «СУЭК». На этой неделе я договорился с директором РМЗ Игорем Сухарьковым о встрече, чтобы расспросить как этому предприятию удается наращивать объемы производства во времена, когда другие рапортуют о его снижении.
Но, спешу читателя огорчить, в оговоренные сроки наша встреча не состоялась.
– Извините, срочное производственное совещание. Вы пообщайтесь пока с нашими специалистами, цеха посмотрите. Они вам многое показать и рассказать смогут, - сообщила мне новость миловидная секретарша Сухарькова.
- Ну что же, так даже лучше, больше объективности, - подумал я, - поскольку разговор с первым лицом РМЗ это одно, а взгляд на предприятие изнутри, совсем другое.
ЭКСКУРСИЯ В КАСКЕ
- Здравствуйте, меня зовут Альфия Гадальшина. Я инженер производственного отдела нашего РМЗ. Наденьте, пожалуйста, каску. У нас с техникой безопасности все строго, а нам надо будет по цехам пройти. Там без каски запрещено, - сегодня эта улыбчивая девушка лет двадцати пяти будет моим экскурсоводом по предприятию.
И вот, облаченные в белоснежные каски, мы с Альфией бодрым шагом (на улице минус тридцать градусов) уже маршируем по территории завода. Первое, что отмечает глаз, - чистота территории. Никакого хлама между цехами, а в самих цехах регулярно мелькающие туда-сюда уборщицы, которые бесконечно что-то трут, подметают, моют и наводят порядок там, где в советские времена его явно было куда меньше.
- Это вы еще не видели завод, когда к нам начальство из Москвы приезжает, - гордо сообщает Альфия, видя что я озадачен, если не заводской стерильностью, то стремлением женщин в спецодежде ее приблизить.
В этот момент мы входим в цех по ремонту двигателей внутреннего сгорания. На внушительном манипуляторе четверо рабочих медленно вращают огромный агрегат в два человеческих роста. А пятый коротко отдает им команды, явно отлично понимая, какого вмешательства требует этот мощный гигант, чтобы через некоторое время вновь исправно работать, словно швейцарские часы.
- Мы ремонту таких махин почти год учились. Теперь сами все восстанавливаем, - говорит старший бригады ремонтников, когда я интересуюсь, откуда у них знания для операций на зарубежном стальном сердце.
В ходе разговора с рабочими выясняется, что только цех по ремонту двигателей внутреннего сгорания приносит Черногорскому РМЗ до 160 миллионов рублей валовой выручки. Восстановление каждой махины крайне сложное, а потому дорогое. Некоторые виды ремонтных работ в стоимости могут доходить до 20 миллионов. И мало кто в стране может их выполнить. А потому заказы на восстановление силовых агрегатов идут на Черногорский РМЗ со многих разрезов входящих в структуру копании «СУЭК».
НЕ СТОЯ НА МЕСТЕ
- Два года назад мы серьезно вложились в модернизацию производства и ремонт корпусов наших цехов, закупили очень много разного оборудования, и немецкого, и итальянского, и нашего, обучили персонал, - рассказывает мне Альфия историю успеха РМЗ уже в литейном цеху, - теперь все, что раньше делали где-то на стороне, стараемся производить сами.
Под эти разговоры вместе с Гадальшиной мы оказываемся в литейном цеху и идем к так называемым коронкам. Это огромные металлические насадки на ковш экскаватора, которые в угледобыче являются расходным материалом, потому как постоянно находятся в контакте с породой и оттого стираются. Раньше новые коронки и ножи для каждого бульдозера, экскаватора, или другой подобной машины, на разрезы «СУЭК» везли из-за границы. Теперь же, по местным чертежам, их формуют и льют и на Черногорском РМЗ.
- Мы постоянно расширяем ассортимент навесного оборудования для наших машин. В итоге около тридцати процентов экономии на этом имеем, а может и больше. Точнее сейчас не скажешь из-за постоянных скачков курса рубля, - говорит Альфия Гадальшина, пока мы идем к цехам, где ремонтируют шины для огромных «Белазов» и делают рукава высокого давления для любой горнорудной техники. Оборудования для них тоже было закуплено недавно.
Здесь я знакомлюсь с разговорчивым вулканизаторщиком Сергеем Смирновым, который в момент нашего прихода обрабатывает в огромном белазовском колесе дыру, размером с человеческую голову. Работа грязная, но как и в других цехах РМЗ тут царит чистота и порядок.
– Я тут уже два года тружусь. Работу свою хорошо знаю, - рассказывает Смирнов.
- А специфика своя есть, или шина автомобильная, она и в Африке шина?, - интересуюсь я у профессионала-вулканизатора.
- Есть, конечно! На обычном СТО вам колесо пробитое за двадцать минут «заварить» могут. А тут часов семь-восемь ждать надо пока все завулканизируется. И это на новом станке. Хотя работаем мы с напарником быстро. Тем более, что инструменты у нас теперь новые. Производительность труда с такими серьезно выросла, - говорит Сергей.
По его словам, в 2016 году в цеху вулканизации планируют начать ремонт шин и для обычных большегрузов. А это значит, что РМЗ начнет зарабатывать не только на услугах для угольной промышленности. Да и в цеху, где на новом оборудовании делают рукава высокого давления, можно изготовить любой такой шланг по образцу, - тоже расширение рынка. Изготовленные шланги-рукава, кстати, на РМЗ постоянно проверяют.
- Если, скажем, шланг должен держать давление 420 бар, то мы ему на новом проверочном аппарате 450-460 бар даем, чтобы точно без проблем работал. А иногда и до разрыва доводим, чтобы предел прочности выяснить. Но это уже для нас самопроверка, - делится профессиональными секретами Сергей и попутно хвалит социальные условия своей работы. Рассказывает про отличную местную столовую, ремонтируемые сейчас душевые и раздевалки. Очевидно, что тут он на своем месте. И за место держится.
ВСЁ В ДОМ, ВСЁ В СЕМЬЮ
- Мы целенаправленно идем к тому, чтобы максимум услуг производить внутри компании. Чтобы деньги в семье оставались. А «СУЭК» для нас, это одна большая семья, если образно говорить, - это мы уже в здании управления черногорского РМЗ беседуем с главным экономистом завода Тамарой Волковой.
Выясняется, что условием вложений в модернизацию завода головной офис «СУЭК» поставил задачу двукратного роста прибыли. И за два года завод эту задачу успешно перевыполнил. Сверхплановых показателей достигли в 2014 году.
- Мы, вообще, с 2012 года постоянно растем. И сейчас рост хороший идет. Скажем, на 2015 год нам по плану нужно было сделать 319 миллионов рублей валовой выручки, а мы заработали больше полмиллиарда. Поэтому в будущее мы смотрим уверенно, несмотря на кризис. У нас на Черногорском РМЗ мы его не наблюдаем, - уверенно говорит Волкова.
Когда она рассказывает о заказах, которые идут на Черногорский РМЗ с суэковских разрезов по всей России, секретарь Сухарькова сообщает, что совещание закончилось.
- Ну что, есть еще вопросы? – интересуется у меня наконец-то освободившийся директор Черногорского РМЗ Игорь Сухарьков.
- Да, пожалуй, что и не осталось. Ваши специалисты уже на все ответили.
- Так я и думал. Кадры у нас что надо. И без меня всеми цифрами владеют, потому что дело свое любят. Тут все так работают, - говорит он мне на прощание.
Виктор Лебедев