Расплатились натурой. ФАС возбудила дело против холдинга ИРТА «Абакан»
Дата публикации: 23 марта 2016 года в 13:05.
Категория: Общество.
Коллаж издания «Реальная Хакасия».
Неприятную историю с рекламными деньгами в муниципальном медиахолдинге описало издание «Реальная Хакасия».
Напомним, в прошлом году новым гендиректором МУП ИРТА «Абакан» стал зять мэра города Алексей Недзельский, заявивший, что принял приглашение возглавить холдинг, поскольку ему «интересно посмотреть на возможности самореализации» (вопрос, «Почему за бюджетные деньги, ведь специалистом в области СМИ Недзельский не является?», мы опускаем).
Как бы то ни было, но свою деятельность Недзельский начал с реорганизации отдела рекламы на предприятии, назначив руководителем рекламно-коммерческой службы холдинга некую Марину Денисенко, ранее работавшую в МУП ИРТА «Абакан» маркетологом. При этом те, кто знаком с работой холдинга изнутри, утверждают, что назначена на эту должность М. Денисенко не за какие-то особо выдающиеся профессиональные заслуги, а за особую «личную преданность» директору-зятю. Возможно завидуют?
Спустя год, возглавляемое Денисенко подразделение холдинга, серьезными успехами в пополнении бюджета МУП ИРТА «Абакан», мягко говоря, не отличилось. Ситуацию с малоэффективным размещением, а также падением, рекламы в холдинге объясняли кризисом на рынке рекламных услуг.
Мы в этом усомнились и предположили, что дело может быть не только в кризисе, но и в «особом» подходе к клиентам руководителя рекламно-коммерческой службы?
О том, что у Марины Денисенко подход клиентам действительно «особый» говорит очередная история с размещением рекламно-коммерческих материалов — на этот раз в газете «Абакан».
Так в номерах 6, 8 и 9 и 10 городского еженедельника (от 17 февраля, 2, 9 и 16 марта 2016 года), выпускающегося большей частью на бюджетные деньги, были размещены четыре статьи:
«Детские недомогания: лечимся грамотно»,
«За здоровьем и красотой — в «Физио-МЕД»,
«Аппаратная косметология от «Физио-МЕД» — красота, безопасная для здоровья»
и «Медицинский массаж — терапия без лекарств».
В принципе, в размещении статей рекламного характера в газете нет ничего предосудительного, это даже хорошо — говорит о том, что предприятие старается заработать, а не сидеть на шее у города. Но в данном конкретном случае весь фокус в том, что эти статьи были размещены в качестве некоего «информационного обслуживания». А именно — в дополнение к размещенному на этой же странице рекламному модулю медицинского центра «Физио-МЕД» размером 60 см2. Согласно прайса МУП ИРТА «Абакан» размещение подобного модуля в газете «Абакан» стоит 1080 рублей за один выпуск. А вот размещение статьи рекламного характера размером ½ газетной полосы обойдется уже в 8 тысяч рублей. Бонус почти в 800 процентов! Где еще можно встретить такое выгодное предложение? Ничего подобного найти нам не удалось.
Четыре статьи согласно прайса МУП ИРТА «Абакан» это — 32 тысячи рублей. Бонус в 32 тысячи рублей? Просто шикарное предложение!
Кстати, криминала в том, что газетные площади в муниципальной газете по сути дела дарятся рекламодателям, может и не быть — дело хозяйское. В этом пусть разбираются прокуратура и другие компетентные органы, если углядят здесь признаки нарушения закона. А вот вопросы, например у нас, есть.
Во-первых, всем ли своим клиентам МУП ИРТА «Абакан» сделало подобные предложения? То есть, всем ли рекламодателям были представлены равные условия?
Во-вторых, если бонус к размещению в 800% это некая акция, то прописана ли она должным образом прайсами и другими внутренними документами предприятия?
В-третьих, знают ли об этом аукционе неслыханной щедрости в Комитете муниципальной экономики администрации г.Абакана и лично глава города Абакана, который каждый понедельник на планерке интересуется делами холдинга (а особенно его доходами) у своего зятя-директора?
Ну, и наконец, в-четвертых, не могло ли подобное бескорыстное «информационное сопровождение» быть вознаграждено каким-либо ответным «сопровождением» в виде некоей благодарности кому бы то ни было?
Чисто теоретически подозрения здесь вполне могут возникнуть. К тому же, если учесть, что у М. Денисенко летом прошлого года уже был прецедент с одним рекламодателем, который посчитал ее просьбу «лично» предоставить «возможность участия в тренинге», который стоит 15 тысяч рублей, не чем иным как «откатом и коррупционными действиями».
Попутно заметим, что в качестве менеджера, работающего с ООО «Физио-МЕД» выступила все та же Марина Александровна (дама очень любит, чтобы ее называли по имени-отчеству) Денисенко...
Ну и наконец, самое пикантное — в качестве менеджера руководитель рекламно-коммерческой службы холдинга Марина Александровна сработала, похоже, весьма непрофессионально. Именно поэтому, размещенные в газете «Абакан» статьи привлекли к себе внимание Управления антимонопольной службы РФ по РХ, углядевшей в них, цитируем: «признаки нарушения Закона о рекламе».
Все четыре материала, и как менеджер, работающий с ООО «Физио-МЕД», и как руководитель рекламно-коммерческой службы должна была курировать М. Денисенко (одну из статей она даже лично завизировала). Руководитель отдела рекламы плохо знающий Закон о рекламе? Это нонсенс!
Кроме того, в газете «Абакан» взамен сокращаемой должности ответственного секретаря появилась новая — должность ответственного редактора газеты, на которую был назначен журналист А. Кедрин. Личным устным приказом директора Недзельского все функции по работе с рекламным отделом и рекламными материалами были переданы вышеназванному журналисту. Директор даже не поленился пройтись по всем кабинетам и лично предупредить об этом сотрудников — рекламных агентов, корректоров, верстальщиков и т.д. Никаких, мол, обращений к ответственному секретарю — всё только через ответственного редактора. Хозяин, как говорится, барин. Спорить никто не стал.
Правда, на общей редакционной планерке 5 февраля директор несколько раз предупредил коллектив, что назначение на должность ответственного редактора журналиста Кедрина — это ему некий большой аванс. Зачем кого-то назначать на должность «большим авансом» и без испытательного срока, когда уже есть человек, который безо всяких авансов профессионально и грамотно справлялся со своими обязанностями, знает только сам Недзельский (остальные только догадываются).
Так или иначе, но именно ответственный редактор, авансом назначенный на свою должность, будь он более профессионален и опытен, мог бы увидеть те самые «признаки нарушения рекламы» в написанных статьях и вернуть их на доработку либо в рекламный отдел, либо корреспонденту, писавшему материал. Во всяком случае, раньше, в течение десяти с лишним лет, ответственный секретарь так и поступал, несмотря на то, что в его прямые должностные обязанности это не входит. И претензий со стороны УФАС к газете не было!
Однако А. Кедрин не только не обнаружил никаких «признаков нарушения», но и… выступил автором (!) одной из этих статей («Детские недомогания: лечимся грамотно»).
Третей и окончательной степенью контроля по размещению материалов рекламного характера в газете всегда был ее главный редактор, подписывающий номер в печать.
Увы! И эта степень защиты все четыре раза не сработала…
Получатся, что и главному редактору не хватило профессионализма, опыта и знаний закона о рекламе?
Как бы то ни было, но, МУП ИРТА «Абакан» ждет разбирательство в УФАС и в случае, если признаки нарушений перестанут быть признаками, а станут просто нарушениями Закона о рекламе, еженедельник «Абакан» ждут штрафные санкции (закон предусматривает штраф до 500 тысяч рублей). Вкупе с фактически «подаренными» 32-мя тысячами за размещенные статьи потери грозят существенные.
А еще 1 апреля (в День дурака, что весьма символично, но, увы, не смешно) УФАС намерен провести семинар на тему что-то вроде «как надо правильно размещать рекламу». Свого рода «учебным пособием» на семинаре могут выступить те самые злосчастные статьи, опубликованные в газете «Абакан». Такого позора еженедельник, которому в будущем году исполняется 25 лет, еще никогда не испытывал. И, очень надеемся, никогда не испытает в будущем.
ИТАК. Имел ли в этой ситуации место некий «злой умысел» или дело просто в профессиональной непригодности (неподготовленности) руководителя рекламно-коммерческой службы МУП ИРТА «Абакан» и других сотрудников газеты «Абакан», назначенных на ответственные ключевые должности А. Недзельским — нам неизвестно. Важно, что и то и другое — очень плохо. Потому что наносит серьезный репутационный (да и материальный) вред информационному радио-телевизионному агентству, на десятки миллионов рублей субсидируемому из городского бюджета.