У Китая проблема: он не внушает страха
Дата публикации: 6 февраля 2017 года в 10:38.
Категория: Политика.
Уже в своей предвыборной программе Трамп обещал начать жесткую борьбу с Китаем. А после вступления на президентский пост он эти планы начал выполнять с присущей ему прямолинейной решимостью.
Еще Барак Обама был вынужден констатировать, что растущая сверхдержава Китай и прежний слабеющий гегемон США борются за мировое господство. «Китай играет не на вторых ролях», — признал Обама. Особо остро интересы Штатов и Поднебесной пересеклись в Тихоокеанском регионе. Действия Пекина в Южно-Китайском море, насыпание и милитаризация многочисленных рифов и атоллов, притязания Китая на более миллиона квадратных километров морской территории ставят под вопрос доминирование США в этой акватории.
Обама начал все чаще посылать в спорный регион военные корабли США. Дональд Трамп только добавил опасной остроты в напряженные американо-китайские отношения. Причем, не только в торговой политике, но и в области стратегии.
Трамп обвинил власти Поднебесной в манипуляции с валютой и ценовом демпинге в ущерб американцам. Новый президент заявил, что он обложит китайские товары лютой пошлиной в 45%, чтобы вернуть в США рабочие места и сократить имеющийся сейчас у Штатов дефицит в торговле с КНР в 500 миллиардов долларов.
Но это были еще цветочки. Ягодки начались, когда новый хозяин Белого дома поставил под вопрос действующую в США с 1978 года «политику одного Китая». Суть ее в том, что хотя Вашингтон и прикрывает военным зонтиком остров Тайвань от гипотетического нападения на него со стороны материкового Китая, но при этом рассматривает Тайвань не как самостоятельное государство, а как часть Китая.
Трамп же всерьез готов признать независимость Тайваня, и если так случится, то Пекин, безусловно, остервенеет и потребует возмездия.
Не менее опасно то, что Трамп готов активизировать флоты Америки против претензий Пекина на спорные морские территории. Уже во время предвыборной кампании Трамп заявлял: «Посмотрите, что делает Китай в Южно-Китайском море. Он не должен этого делать».
Дальше - больше. Новый Госсекретарь США Рекс Тиллерсон при вступлении в должность заявил: «Строительство островов Китаем в Южно-Китайском море является нелегальным захватом спорных территорий и нарушает нормы международного права». А затем добавил с угрозой: «Мы должны послать Китаю ясный сигнал, что он, во-первых, должен прекратить строительство островов, и что мы ему, во-вторых, не предоставим доступ к этим островам».
Реакция Пекина была предсказуема. Если Америка действительно попытается изгнать китайцев из островного региона в Южно-Китайском море, то это приведет к «разрушительной конфронтации». Официальная газета правящей компартии КНР Global Times угрожала: «Если команда Трампа будет так же, как прежде, относиться к будущим американо-китайским связям, то обеим сторонам лучше было бы готовиться к военному столкновению».
Вот так. Не больше – не меньше: «готовится к военному столкновению». Но тут у китайцев есть большая проблема.
В торговых войнах коммунисты Поднебесной уже поднаторели и вполне готовы на равных соперничать с американцами в таких обоюдных пакостях, как таможенные пошлины, товарные квоты, игры на валютных курсах и прочих приемах драки на мешках с деньгами.
А вот в силовой политике китайцы дилетанты.
К примеру, если у России возникает очередная склока с заклятыми партнерами и споры переходят на повышенные дипломатические тона («Если вы нам так, то мы вам - эдак!». «А мы тогда вам и так, и эдак и еще вот так вот!»), то у Москвы всегда есть последний аргумент: «А мы вам всем хлебальники порасшибаем!». И все затихают. Потому что знают: эти – точно порасшибают.
У России есть армия, в мощи которой не сомневается никто. Усвоили на своих шкурах за последние 300 лет и еще раз убедились за последние три года.
«Российское государство», это тот самый парень, про которого все знают, что с ним лучше не связываться. Даже те, кто крупнее и толще телом уверены – если дойдет до драки, ее итогом для них будет морг или реанимация.
А вот у китайских вооруженных сил столь устрашающей репутации нет. Да, все знают, что армия Поднебесной очень многочисленна, дисциплинирована и вроде как даже неплохо вооружена. Но вот в реальном бою ее за последние двести лет почти никто не видел. А то, что видели – не впечатлило. Отсюда возникает желание подразнить Дракона, потыкав в него палкой: А вдруг он бумажный?. И в этом сегодня большая проблема Пекина.
Это у русских летчиков и моряков такая слава, что если они куда-то летят или идут, то попадающиеся им на дороге самолеты и корабли НАТО предпочитают сначала отваливать в стороны, а только потом посылать ноты протеста.
Но как те же НАТОвцы поведут себя при клинчах с китайцами? Особенно, если сами начнут такие провокационные клинчи устраивать?
И как на это реагировать Пекину? Сразу отвечать со всего размаху, вплоть до ядерного удара – плохо. Отворачивать и уклоняться – тоже нехорошо. Так репутация еще больше понизится, а уровень наглости оппонентов возрастет.
Есть вариант - попросить помощи у того самого «русского парня» с однозначно устрашающей репутацией. Другое дело, что придется предлагать взамен что-то очень-очень весомое. Особенно в свете того, что Трамп также хочет договариваться с Россией и тоже может предлагать взамен плюшки и шанежки.
А Москве придется делать выбор "между умными и красивыми". Отдавать предпочтение давнему «стратегическому партнеру» в лице Китая, или попытаться сорвать банк на временно возникших тактических обстоятельствах в виде неожиданного президентства Трампа. Памятуя о том, что трампы приходят и уходят, а англо-саксы были, есть и будут злейшими врагами России.