Кто подставил губернатора или кривая линия Хакасии

Дата публикации: 2 августа 2017 года в 19:23.
Категория: Общество.

В Хакасии решили по-новому представлять публике жизнь и деяния местного руководства. Аппарат, отвечающий за информационную политику, в этом году радикально обновился кадрово и идейно. А с 1 августа в нем даже вывеску сменили. Прежнее Управление информационной политики упразднено, вместо него появилось «управление пресс-службы и информации».

Начну с цитаты Экклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас…!»

Пришедшая в информационное управление новая команда решила модно сместить акцент с традиционных СМИ на соцсети. И с некоторых пор в Хакасии все официальные сообщения органов власти первоначально появляются в Инстаграме главы республики, затем в официальных аккаунтах и группах правительства региона в соцсетях, а уж потом на официальном сайте региона. И лишь совсем потом-потом – идут в рассылку по редакциям СМИ.

Видимо, эта новая схема должна была привлечь к работе властей внимание тех граждан, которые ранее к этому были равнодушны.

Система действует уже несколько месяцев, а потому можно подвести первые результаты по числу «привлеченных».

Вот полный список официальных групп и аккаунтов регионального правительства с указанием числа их подписчиков на 2 августа 2017 года: 

Одноклассники (https://ok.ru/group53260771000448) - 325 участников;

Инстаграм (https://www.instagram.com/prh2020/) - 520 подписчиков;

Канал Youtube (https://www.youtube.com/channel/UCUei32oWBWysTYwD2aHahNw) - 68 подписчиков;

ВКонтакте (http://vk.com/prh19) - 959;

Facebooc (https://www.facebook.com/groups/121798295054382/?fref=ts/) - 350 участников.

ИТОГО: 2222

Из них несколько десятков  – это люди, входящие во все эти сообщества, по большей части сотрудники госведомств.

То есть реально речь идет об аудитории в 2000 (две тысячи) человек. Это все, что смог охватить задорный аппарат информационного Управления Администрации губернатора.

Как-то не особо впечатляет. Для сравнения, лично у меня сейчас суммарное число читателей в соцсетях составляет 2650 человек. Это при том, что соцсети для меня не работа, а развлечение, и фоловлю я далеко не всех, кто подает мне заявки в друзья. Если поставить задачу нагнать численность, могу в течение часа расширить свою аудиторию человек на 500, а за пару недель – на несколько тысяч.

А уж такой местный сетевой «авторитет» как Михаил (Фостер) Верхотуров в одиночку кроет все ресурсы информационной службы правительства, как бык овцу. Поскольку аудитория Фостера в соцсетях составляет более 12,5 тысяч человек, да плюс еще 15-тысячная группа «ВХакасии» (https://vk.com/vkhakasia), которую он администрирует.

ЗАЧЕМ ДУМАТЬ? ПРЫГАТЬ НАДО!

Правительство республики пытается что-то делать в сетях, и это само по себе совершенно правильно. Беда в том, что занимаются этим люди, мягко говоря, не особо компетентные.

К примеру, они что-то услышали о технологии «вирусного маркетинга» и решили рыть в этом направлении. Но соответствующую матчасть не учили. И родили никакущие хэштеги #ЖизньХакасии19 #lifeХак19 #ЛайфХак19 #Хакасия #ВикторЗимин #Хакасия.

Уже несколько месяцев они лепят эти хэштеги куда надо и не надо, доводя ситуацию до смешного абсурда. Так, пресс-службы всех региональных министерств и ведомств получили приказ распространять хэштеги и выполняют эту команду бессмысленно и беспощадно. Они прикрепляют букет хэштегов на все релизы, которые рассылают по редакциям, в том числе на радио, телевидение и в газеты. Хэштеги в газетах – это мощно! Ума не приложу, почему больше нигде, кроме Хакасии такого никто не делает.

Или вот еще попытались через Центр информатизации и новых технологий при правительстве (ЦИНТ) запустить акцию-челлендж «Изен Хакасия». Замысел был в том, чтобы все, кто шевелится, начали снимать видео с первым, случайно встреченным знакомым, и говорить «Изен, Хакасия».

Знаете сколько в итоге было записано роликов за месяц с лишним от момента запуска этой акции? Три. Повторяю еще раз громко и медленно: «Т-Р-И».  Два из которых сняли сами сотрудники ЦИНТ. А злые, но хорошо информированные языки утверждают, что и третий ролик – их работа. То есть реальный народный отклик на акцию составил ноль целых, ноль десятых.

Офигенный вирусный маркетинг!

Я сознательно не упомянул самый главный и мощный ресурс правительства в соцсетях – личный Инстаграм Главы республики Виктора Зимина. Просто потому, что о нем речь пойдет отдельно.

КРИВАЯ ЛИНИЯ

Но давайте будем считать, что вышеописанная работа у информационного аппарата правительства была просто разминкой, тренировкой и разогревом перед большим прыжком, который сразу покорит всех. И такой «прыжок» недавно состоялся. Речь о «Прямой линии Виктора Зимина».

Ее в течение месяца активно анонсировали и рекламировали во всех придворных и дружественных СМИ, весьма пафосно представляя, как «новый революционный формат» общения губернатора с народом.

На самом деле, креатива здесь было ноль. Ребята, не заморачиваясь, решили скопировать на местном уровне знаменитые «прямые линии Путина». Зря они это сделали.

Начнем с того, что копия почти всегда хуже оригинала. Пример тому - китайские подделки модных брендов и разного рода «римейки» в кино и на эстраде. А уж попытка повторить «президентский формат» - вообще скверная идея. Ибо что позволено Юпитеру, нельзя тем, кто рангом ниже.

На всякий случай напомню, что Путин сегодня, не больше и не меньше, как самый влиятельный и узнаваемый человек на планете. И это сказали даже не мы – его соотечественники, а иностранцы. Половина из которых российским лидером восторженно восхищается, а вторая половина его ненавидит, но при этом все равно восхищается.

Поэтому люди готовы на два часа бросить все дела, дабы послушать, что им на «прямой линии» скажет самый крутой мужик на свете.

Но кто решил, что губернатор, пусть и очень хороший, привлечет столько же внимания? Даже в пересчете на душу населения в отдельно взятом регионе?

Только большой оптимист мог надеяться, что в разгар рабочего дня люди будут 3,5 часа смотреть трансляцию в соцсети. И лишь совсем великий оптимист мог назначить повторную трансляцию «линии» в телеэфире на воскресный вечер и верить: у телевизоров будут зрители. В выходной день! В июле! 

В итоге случилось то, что можно было предсказать заранее. Долго анонсируемая «Прямая линии» принесла в день ее онлайн-трансляции совершенно позорные 200 просмотров. Линию не смотрели даже те, кто заранее посылал на нее свои вопросы. По данным пресс-службы губернатора, до начала «линии» на нее поступило около тысячи вопросов от граждан. А ответы, выходит, слушала только пятая часть из них.

За последующие семь дней выложенная в Youtube запись «Прямой линии» наскребла в общей сложности около 2 тысяч просмотров. Для справки: это 0,37% от общего населения республики. Или 0,5% числа совершеннолетних жителей. Полпроцента. Это успех, да.

И последний нюанс. Если уж вы решили играть в соцсетях, то стоит усвоить и соблюдать здешние правила. Например, никогда не обещайте того, что не можете (или не собираетесь) выполнить. Ибо при нарушении обещания немедленно будете пойманы за руку. Если заявили, что примете и опубликуете ВСЕ вопросы, кроме матерных и чрезмерно пространных, то потом ни в коем случае не блокируйте эти вопросы. В противном случае вопрошатели в той же соцсети немедленно поднимут крик: «Я отправил, а его не опубликовали, хоть и обещали!». Именно так и случилось.

В итоге что выросло, то выросло. Дорогостоящий, трудозатратный и пафосно представленный проект дал ничтожный результат.

Сейчас организаторы линии пытаются натянуть сову на глобус и хотя бы задним числом придать проекту общественную значимость, приплетая к нему все, что можно и чего нельзя.

Вот заголовки релизов пресс-службы правительства в последние дни июля:

Виктор Зимин: «Прямая линия - это не разовая акция. Это система»

Виктор Зимин на прямой линии пообещал: «В отдаленных селах Хакасии появится надежная сотовая связь»

После прямой линии с главой Хакасии решена проблема региональной федерации чирлидинга

Телефон пожарной части села Бондарево заработал после прямой линии с главой Хакасии

Итоги прямой линии с Виктором Зиминым: рыболовов-спортсменов обеспечат отдельным водоемом

Жителя Хакасии подключили к электросетям после прямой линии с Виктором Зиминым

Родители из Саяногорска благодарят Виктора Зимина за оперативную помощь после вопроса по прямой линии

Итоги прямой линии с Виктором Зиминым: в Хакасии началась проверка по факту «серых зарплат»

Прямая линия показала высокий уровень доверия жителей Хакасии к главе республики

Извините, но все это напомнило мне анекдот про ханыгу, который выжимал тушку заспиртованного дохлого кота: «Ну, Васенька! Ну, еще на полрюмочки!»

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

По моему личному мнению, организаторы информационной кампании правительства в соцсетях изначально перепутали причины и следствия. Они решили, что Рамзан Кадыров стал очень популярен, поскольку начал вести Инстаграм. (Очень надеюсь, что они также не думают, что Кадыров рулит Чечней исключительно с помощью Инстаграма).

На самом деле, все наоборот. Инстаграм Кадырова читают 75 тысяч человек именно потому, что руководителя Чечни они хорошо знали, и он был им интересен еще до того, как завел аккаунт в соцсети. В соцсети же этот весьма узнаваемый человек лишь проявил себя с неожиданной для многих стороны. 

У нас же решили поставить телегу впереди лошади: мол, если губернатор недостаточно популярен в некоторых кругах, то давайте сделаем его таковым с помощью хэштегов и фоточек в Инстаграме.

В итоге у губернаторского Инстраграма сейчас 7,8 тысяч подписчиков. Это весьма неплохо. Но в команде придворных информационщиков явно считают, что этого мало и ставят своей целью, чтобы глава региона по сетевой популярности сравнялся с местными молодежными звездами.

К примеру, черногорский видео-блогер Руслан Гительман имеет более 60 тысяч подписчиков. К такому успеху парень пришел, выкладывая ролики о том, как он пьет пиво, парит вейп, орет песни и несет какую-то веселую пургу. И люди на это идут, поскольку многим прикольно поглядеть на очередного фрика и чисто поржать.

А есть еще юные дурочки, набирающие десятки тысяч просмотров лишь за то, что показывают сиськи перед веб-камерой.

Вы такой «популярности» для губернатора хотите? Чтобы он с сетевыми фриками сиськами мерился?  

Видимо, все так и есть. Кое с кем из вышеназванных сетевых фриков аппарат информационной службы наладил сотрудничество. В принципе, ничего плохого в этом нет. Но и ничего хорошего тоже. Беда в том, что таких персонажей нельзя использовать как полезный канал информации. Ну, невозможно довести до публики серьезный общественный проект или призыв голосовать за кого-то через парня, который до этого только бухал, курил и прикалывался, либо через юную инстаграм-блогершу, которая ранее рассказывала про модные кедики, парфюм, вискарь Jack Daniel's и рассуждала о том «как я люблю жить в стиле лакшери».

Но ребята из информационного управления решили, что это вполне годные  и ценные соратники.

И вот уже «лакшери телочка» снимается в роликах для пиара «прямой линии» губернатора. Более того, она сама стала «режиссёром» клипа в котором какой-то неадекватный чувак истошно орет: «Задай вопрос Зимину! Зиминууууу!!!».

У организаторов этого шабаша явно были большие надежды на то, что при поддержке столь  «супер-популярных» личностей вся местная молодежь ринется смотреть прямую линию. Ага, щаз! В результате вышел очередной пшик.

Потому что, инстаграмной молодёжи вся эта занудная политота, да ещё и столь примитивно продвигаемая, не интересна.

А еще информационная команда губернатора явно не понимает, как отличить реальную аудиторию от «накручено». К примеру, у той самой лакшери-блогерши в июне было 16 тыс подписчиков, а в июле – уже 32 тыс. Накрутка голимая и беспардонная. Но заказчики из управления информации съели это фальшивку, не поморщившись.

РЕЗЮМЕ

Модные в молодежной тусовке блогеры, которые пиарили прямую линию губернатора, как выяснилось, никакими лидерами общественного мнения не являются, подписчики у многих из них тупо накручены, а их не особо великой реальной аудитории «скучная политота» неинтересна от слова совсем. Для решения политической задачи нужны были не ролики в стиле: «Хэй, задай #ВопросЗимину, потому что это круто!» – а технологии и стратегия.

Попытки затащить на выборы молодежь – дело дохлое. Многие пытались, ни у кого толком не выходило. На митинги и прочий веселый треш с угаром школоту завлечь можно. А вот на участки для голосования – нет. Избирателями люди становятся только повзрослев и поумнев.

Создается впечатление, что новая команда в управлении информации вообще не задаётся вопросами и не напрягает себя определением целей, а делает то, что кажется прикольным им самим. То есть развлекаются за казенный счет.

Может, именно поэтому от сотрудничества с аппаратом информполитики отказался ряд местных сетевых «авторитетов», ранее помогавших правительству. К примеру, уже упомянутый выше Михаил (Фостер) Верхотуров. Также были разорваны отношения с рядом других авторитетных блогеров. Не могу называть конкретных лиц без их разрешения, но речь о персонах, имеющих читательские аудитории от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч человек. Причем как раз из числа взрослых и политически активных людей.

Удерживать этих блогеров от разрыва сотрудничества в правительстве не захотели. Решили: сами все сделаем!

Ну, как говорится, флаг в руки и барабан на шею. 

Все вышеизложенное – это мнение лично мое, а потому не обязательно правильное.

P.S. И совсем-совсем последнее. Самый известный и влиятельный в мире человек Владимир Путин ни одного аккаунта в соцсетях не имеет. Когда его недавно спросили, почему он этого не делает, Путин ответил: "Мне просто некогда этим заниматься".

Президент США Дональд Трамп активно пишет в Twitter. Но за погода нахождения в должности главы государства его популярность среди граждан Соединенных Штаов упала с 45% до 7%.

Так может, дело было не в бобине?

Александр Бортников

Новости по теме