Россия отказалась предоставить доступ казахскому углю к своим дорогам и портам, чтобы не подставить под удар Кузбасс и Хакасию

Дата публикации: 1 августа 2018 года в 20:23.
Категория: Экономика.

Москва отказалась подписывать предложенное Астаной межправительственное соглашение о приоритетной перевозке казахского угля по России и его перевалке в российских портах. Правительств РФ сочло это предложение невыгодным и ущемляющим интересы отечественных угледобытчиков, прежде всего в Кемеровской области и Хакасии.

Решение не подписывать российско-казахстанское соглашение было принято 27 июля на закрытой части заседания Евразийского межправительственного совета. Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свой источник, российская сторона убедила партнеров в том, что документ нанесет ущерб угольной отрасли России.

В Минтрансе России также сообщили, что по итогам заседания решено оценить доступность магистралей и портов для казахских экспортеров угля, но в ведомстве уверены, что поставщики из Казахстана в настоящее время располагают недискриминационным доступом, а вот если бы соглашение было подписано, то пострадали бы интересы российских компаний.

По данным издания, в Минэнерго отметили, что Россия испытывает дефицита провозных мощностей и дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру в виде приритетного транзита до 14 млн тонн в год угля из Казахстана отрицательно скажется на конкурентоспособности российских экспортеров угля, а также станет причиной снижения уровня занятости населения в Хакасии и Кузбассе.

Напомним, в ноябре 2017 года сообщалось, что Казахстан разработал проект межправительственного соглашения с Россией, которое даст казахским угольщикам право приоритетного доступа к российским экспортным портам.

Теперь, по официальной версии, Москва вежливо убедила партнеров по ЕАЭС, что те были неправы.

Если же выражаться менее дипломатичным языком, то российские магистрали, в том числе Транссиб, а также угольные терминалы в тихоокеанских, черноморских и балтийских портах полностью загружены перевозкой и перевалкой топлива, отправляемого на экспорт. Еще правильнее сказать - транспортные мощности не просто загружены, но и перегружены. В частности, сегодняшних мощностей Транссиба не хватает для того, чтобы вывозить уголь, добываемый в Хакасии и на Кузбассе. Именно поэтому хакасские разрезы не могут наращивать добычу.

И вот в такой ситуации казахи решили, что они самые хитрые и втихую разработали и подсунули на подпись в рамках сотрудничества по линии ЕАЭС и Таможенного Союза соглашение о приоритетной (!) перевозке казахского угля по российской территории и его обработке в российских портах.

Тут есть еще один нюанс. Те самые угольные терминалы в портах, до которых казахи хотели получить приоритетный доступ, строились за счет российских угледобытчиков. К примеру, компания СУЭК построила балкерные терминалы в Новороссийске и Ванино, а также была крупным соинвестором расширения портов на Балтике.

Поэтому когда казахи подсунули свое соглашение по углю, то в Москве, мягко говоря, просто офигели от их наглости и послали партнеров в лес, в степь и даже еще дальше.

А чтобы наказать Астану за борзость и хитровыкрченность, прямо сейчас инициировали расследование на тему «А нет ли у казахов уже сейчас необоснованных привилегий?». (в официальной версии это звучит, как «по итогам заседания решено оценить доступность магистралей и портов для казахских экспортеров угля»).

Есть большое подозрения, что по итогам проверки будут сделаны выводы о том, что казахстанскому угольному транзиту по России чрезмерно хорошо живется и надо бы его слегка урезать, например, за счет повышения цен на перевозку и портовую перевалку.

Ну, а руководство и работники российских угледобывающих компаний уже сейчас аплодируют стоя.

Новости по теме