Цены на бензин замерзли

Дата публикации: 2 ноября 2018 года в 15:36.
Категория: Авто.

Стоимость бензина в России до конца этого года сохранится на уровне начала лета текущего года. В следующем году увеличение цен на данный вид топлива прогнозируется на уровне инфляции, которую ЦБ установил на уровне 5,5%.

- Предпринятые Правительством меры на сегодняшний день позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива. Введение заградительных экспортных пошлин в настоящее время не потребуется. При этом в Правительстве идет проработка дополнительных механизмов регулирования рынка нефтепродуктов, которые могут быть дополнительно введены в ходе завершения налогового маневра в отрасли, - считает Олег Чередниченко доцент кафедры экономической теории РЭУ  им Г.В. Плеханова.

Стоимость бензина до конца этого года сохранится на уровне начала лета текущего года. В следующем году увеличение цен на данный вид топлива прогнозируется на уровне инфляции, которую ЦБ установил на уровне 5,5%.

По результатам состоявшегося 31 октября совещания в Правительстве российские вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо, что должно привести стабилизации ситуации с розничными ценами в сегменте независимых АЗС.

Крупнейшие нефтяные компании подтвердили подписание многосторонних соглашений с Правительством, которые формально юридически зафиксируют данные договоренности. Однако конкретные обязательства компаний отражены в протокольных поручениях Правительства по результатам состоявшихся договоренностей, которые действуют уже с 1 ноября.

«Нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) договорились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года», — отметил вице-премьер Дмитрий Козак. Данное соглашение будет действовать с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года, после чего стоимость марок бензина будет проиндексировано на уровень среднегодовой инфляции. Результаты биржевых торгов 1 ноября  демонстрируют существенное снижение ценовых показателей в оптовом сегменте по основным видам моторного топлива (Справочно: АИ95 - 4,3%; АИ92 – 2,2%, ДТ – 3,14%).

Правительство продолжит мониторинг ситуации в топливной рознице, сохраняя возможность оперативного введения механизмов для его стабилизации. По словам главы Минэнерго Александра Новака, «нефтяные компании будут продавать топливо независимым НПЗ (нефтеперерабатывающим заводам) по прямым внебиржевым контрактам по ценам, которые сформируют для них нормальную маржу. Таким образом компаниям удастся избежать выпадающих доходов на период заморозки цен.
Кроме того, на время заморозки стоимости не будет действовать новый приказ Минэенерго и ФАС (Федеральной антимонопольной службы) об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно. «Временно будет продолжать действовать старый приказ 10% бензина и 5% дизтоплива на бирже», — отметил Козак. Это связано с тем, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.

Данные соглашения позволили избежать роста цен различные марки бензина, а также на дизельное топливо на внутреннем рынке, в противном случае, если бы не удалось достичь договоренностей о заморозке цен, правительство планировало ввести заградительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов до конца текущей недели, как это обещал ранее сделать премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Если бы не болезненная реакция общества на рост цен на моторное топливо, то бизнес решал бы свои проблемы за счет потребителей. Но есть такие сферы деятельности, где социальная ответственность бизнеса не должна быть пустыми словами. Если этот факт и мог показаться кому-то неочевидным, то я склонен это списывать на эффект от пусть и очень красивого, но не самого подходящего синонима «альтруизм». Между тем, говоря о нем, Дмитрий Козак призывает именно к той самой «социальной ответственности». Одного призыва, разумеется, недостаточно там, где дело касается потерь в прибыли. Государству необходимо «поощрять» и создавать для него условия»,  – считает Вадим Свирчевский, доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Напомним, что первый скачок цен случился весной, когда средняя цена бензина за 1 литр составила 40 рублей, а уже к началу увеличилась еще на 3 руб., достигнув отметки в 43 руб./л.

«Цены растут, потому что сейчас наблюдается чрезвычайное превышение экспортного паритета над внутренними ценами. Как правило, внутренний рынок насыщается, когда внутренние цены выше экспортных на несколько тысяч рублей, и тогда цены на автобензин не растут. Сейчас же производители, увеличивая свой доход, увеличивают поставки любых видов топлива на экспорт. Автомобильный бензин у нас не экспортируется, он за рубежом не нужен. Экспортируется нафта, прямогонный бензин – некие полупродукты. То есть, компании, меняя структуру производства, снижают выпуск бензина», — пояснял ранее рост цен на бензин в интервью агентству РИА «Новости» Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

Главными мерами по сдерживанию стоимости цен на тот момент были отмена повышения цен на акцизы правительством. Однако осенью рост цен на бензин и дизельное топливо продолжился.

«В сентябре цены на бензин выросли на 0,1% по сравнению с августом, а с начала текущего года — на 8,9%. Сейчас розничные цены на бензин на АЗС держатся на уровнях 43-45 рублей за литр» - отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирина Комарова.
 
История с подписанием вчерашних соглашений мера временная, за время действия соглашения должны быть приняты системные решения, а экспортное лицензирование продолжит прорабытываться – это должно убрать перекупщиков, которые намеренно вызывают дефицит на внутреннем рынке и получают сверхприбыли на экспорте топлива предназначенного для внутреннего рынка. Уже известно, что в 2019 году будет прорабатываться решение о плавающем акцизе, благодаря чему дорожные фонды можно наполнять гарантированным трансфертом из ФНБ при высоких ценах и из отрицательного демпфера при низких ценах.
 
 
 
Источник: Центр исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова

Новости по теме

Оставить комментарий