Почему в Абакане нет проблем с отоплением и как это счастье распространить на всю Хакасию
Дата публикации: 20 декабря 2018 года в 13:36.
Категория: Экономика.
Многие по давней привычке употребляют название - Абаканская ТЭЦ. А это неправильно ни по форме, ни по существу. Потому что на самом деле надо говорить об Абаканском филиале Сибирской генерирующей компании (СГК). И это предприятие включает в себя не только ТЭЦ, а много всякого прочего. Например – обслуживание всей городской теплосети. От магистральных трубопроводов до внутриквартальных, которые прежде частично принадлежали муниципалитету, частично разным учреждениям и фирмам, а частично – вообще никому.
Именно сочетание ТЭЦ со «всем прочим» – обеспечивает региональной столице комфортную и теплую жизнь. В этой сфере Абакан превзошел даже многие мегаполисы, в которых до сих пор каждое лето отключают горячую воду на месяц-полтора для профилактических работ. В Абакане же подобная профилактика занимает максимум неделю, а в 2018 году было и того меньше.
Почему в столице Хакасии с отоплением все прекрасно и как это счастье можно распространить на другие территории республики рассказал «АИС» директор Абаканского филиала Сибирской генерирующей компании Андрей Аплошкин.
ПРО АБАКАН И КОНЦЕССИЮ
Андрей Георгиевич, уже можно подводить итоги 2018 года. Расскажите, какие у вас были достижения. Что нового и интересного появилось в городской системе теплоснабжения?
- Во-первых, чтобы быстрее и лучше прокладывать новые тепломагистрали мы создали собственный строительный участок и набрали в него людей. Если раньше строительные работы мы делали подрядным способом, то в этом году почти все работы выполнили своими силами.
К примеру, все подключения сетей к новым домам мы сделали сами, без привлечения подрядчиков. Подрядчиков задействовали только на работы, связанные с выполнением концессионного соглашения. В этом году по этому соглашению мы впервые выполняли работы по прокладке новых сетей – меняли схему подключения квартала в районе МПС. Для этого на улицах Журавлева и Пирятинской построили порядка 300 метров новой тепловой сети и переложили около 800 метров старых сетей.
Расскажите поподробнее об этой концессии. В чем ее суть и что она меняет для города? Речь ведь идет о сетях, которые раньше были в собственности города?
- Сети и сейчас являются собственностью города, право собственности на них к нам не перешло. Отличие только в том, что если раньше за аренду этих сетей мы платили по 44 млн рублей в год, то с 2018 года перешли на концессионные обязательства. Это по сути тот же объем годовых платежей, но уже в виде инвестиций в обновление коммунальной инфраструктуры. Мы 44 млн разложили на две части: 19 млн идет на ремонт старых внутриквартальных сетей, а 23 млн – в строительство новых.
А у города здесь в чем выгода?
- Здесь дело не только в выгоде. Во-первых, с 2018 года передача теплосетевого муниципального имущества в долгосрочное пользование возможна только по концессионным соглашениям. Это что касается юридической стороны вопроса. Во-вторых, город получает долгосрочного партнера с понятными ремонтными и инвестиционными обязательствами, которые будут направлены в развитие и обновление изношенных тепловых сетей. По условиям концессионного соглашения мы за 15 лет должны вложить не менее 336 млн рублей в реконструкцию – то есть замену старых сетей на новые и примерно такую же сумму – в текущий ремонт. Это что касается выгоды для города.
Кроме того, могу с уверенностью сказать, что город уже три года живет спокойно, без каких-либо проблем с отоплением и ростом долгов за тепло. При этом объем перекладки старых сетей и темпы прокладки новых выросли в разы.
По условиям концессионного соглашения мы за 15 лет должны вложить не менее 336 млн рублей в реконструкцию – то есть замену старых сетей на новые и примерно такую же сумму – в текущий ремонт. Если в этом году мы заменили 7,5 км сетей, то к 2020 году выйдем на объемы ежегодной перекладки в 10 км.
В итоге за 15 лет практически все сети Абакана будут обновлены. Причем из городской казны на это не будет потрачено ни копейки. Чему Николай Генрихович Булакин очень рад. Он говорит: «Я в 2013 году боялся отдавать городские сети. Но время показало, что если СГК берется за работу, то бояться нечего, можно быть уверенным в достойном результате работы данной компании».
То есть доля ветхих трубопроводов сейчас снижается?
- На сегодня в Абакане 49% сетей имеют срок эксплуатации свыше 25 лет. Но если убрать отсюда магистральные сети наружной прокладки, которым хотя и больше 25 лет, но они хорошо обслуживаются и находятся в нормальном состоянии, то по-настоящему ветхих сетей в Абакане порядка 30-35%. Из них около 10% – совсем старые, со сроком эксплуатации в 40 лет. Вот их мы и будем менять в первую очередь в ближайшие годы. Именно на такие ветхие участки приходится наибольшее число порывов и потерь. И после их замены ситуация будет вполне нормальная. Она и на сегодня уже нормальная, если сравнивать с предыдущими годами. Раньше в течение декабря мы фиксировали и устраняли в день по 5-6 свищей и протечек. В этом году их (стучит по дереву) нет.
В 2018 году мы завершили пятилетний проект по замене тепломагистрали на ул. Пушкина. Очень проблемная линия была. В 2017 году она рвалась так, что пришлось отключать 70 жилых домов. Но сейчас она обновлена до конца.
У нас осталась еще одна старая магистраль на ул. Тельмана – ее перекладку мы начнем в будущем году. И после этого старых магистралей-артерий уже не останется, значит не будет риска крупных аварий. И под замену нам останутся только внутриквартальные сети.
Между прочим – увеличение объемов перекладки дает и прямой эффект по сокращению потерь на утечки. То есть чем больше новых труб – тем меньше дыр. За последние годы потери в городе снизились в разы.
К примеру, есть показатель под названием «ночная утечка». Она определяется по прибору учета в промежутке с трех часов ночи до пяти часов утра, когда все спят и воду не разбирают в краны. Поэтому все, что в этот период показывает счетчик расхода – это утечка в свищи и дыры. И если в 2014 году ночная утечка в городе была около 180 тонн, то сегодня – 27 тонн. То есть сокращение больше, чем 5 раз.
А это прямо влияет на экономические показатели. В прошлом году объем утечки сократился на 600 тысяч кубометров, и мы вышли на безубыточную работу. В этом году утечку еще сократим и увеличим прибыль. С такими показателями уже можно твердо стоять на ногах и уверенно смотреть в будущее.
А как отразился на уровне доходности переход на прямые платежи? Когда граждане стали отдавать деньги не управляющим компаниям, а сразу абаканскому филиалу СГК?
- На доходности – никак, а на собираемости – существенно. То есть тариф-то для граждан остался прежним, а собираемость выросла. Дебиторская задолженность значительно снизилась. Если в прежней системе расчетов через управляющие компании собираемость составляла от 89% до 92%, то в 2017 году она выросла до 95%. Это очень высокий показатель, близкий к предельному. То есть проблема неплатежей в Абакане за время работы с 2014 г. большей частью также была решена.
Зато у граждан, перешедших на прямые платежи, есть претензии, но не к вам, а к Хакасскому муниципальному банку. Люди жалуются, что он берет большие комиссии за переводы поставщикам услуг, в том числе и вам.
- Мы об этом знаем и даже в мэрии данную проблему обсуждали. Но ситуация такова: государство дало гражданам право – не обязанность, а именно право – платить ресурсоснабжающим организациям напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Но в данном случае возникает необходимость уплаты комиссии в 20-30 рублей, которую любой банк берет за проводку таких платежей.
Но мы планируем вскоре открыть в Абакане наш центр прямых расчетов, где смогут заплатить за тепло и горячую воду уже без всяких комиссий.
ЕЩЕ ПРО ПОДКЛЮЧЕНИЯ
Какие еще существенные для СГК итоги 2018 года Вы хотели бы отметить?
- Среди подключений этого года был ряд знаковых объектов. Мы дали тепло в строящуюся новую школу на Крылова и два детских садика. В физкультурно-оздоровительный комплекс на ул. Торосова подали тепло, чтобы строители могли завершить зимой отделочные работы. Также включили отопление в легкоатлетическом манеже спорткомплекса «Абакан».
Все строящиеся городские объекты – как социальные, так и жилые - мы подключаем даже раньше, чем предусмотрено договорами. Все новостройки у нас получают тепло в момент, когда дом надо отделывать. Летом строители выводят внешний контур здания, а к зиме мы подаем тепло, чтобы в холодное время года они спокойно завершали отделку, а уже в апреле-мае сдали объект.
То есть абаканским строителям уже не надо мучится зимой с установкой тепловых пушек, как делалось раньше? И сроки строительства сокращаются? И себестоимость?
- Совершенно верно. Строители экономят, а мы получаем клиента еще до сдачи дома в эксплуатацию. И это всем выгодно. Дома возводятся быстрее, себестоимость квадратного метра снижается.
В Абакане проблем с подключением новых объектов вообще нет. За несколько лет отношения между нами, застройщиками и мэрией так отладились, что теперь процесс катится, как по рельсам. Количество наших новых потребителей напрямую зависит от активности застройщиков, поэтому мы пытаемся всячески содействовать нашим строителям в плане подключения к теплоснабжению. Главное – чтобы стройки не останавливались.
Это не сравнить с прежними временами, когда в Минстрое нас собирали на экстренные совещания, где обсуждение шло чуть не матом. Строители жаловались на то, что тепловики их вовремя не подключают, они из-за этого не могут закончить объекты и у всей республики горят планы по вводу квадратных метров жилья (а это один из основных показателей работы минстроя).
- Насколько я помню, упомянутые проблемы были как раз из-за того, что городские сети тогда были не ваши. А как только и ТЭЦ, и сети оказались в одних руках – у СГК, все подобные заморочки кончились.
- Дело не только в консолидации бизнеса по производству и передаче тепла в одних руках. Очень важным фактором является то, что компания СГК – крупный игрок на рынке теплоснабжения не только на местном, но и на общероссийском уровне, что позволяет иметь серьезный запас прочности в финансовом плане. Благодаря этому в некоторых случаях компания выполняет обязательства по договорам техприсоединения раньше, чем поступят деньги от заявителя, что ранее, до передачи тепловых сетей СГК, случалось очень редко.
Данная ситуация является позитивной и для властей города, получивших в качестве партнера компанию, которая бесперебойно обеспечивает город теплом, горячей водой, обновляет городские коммунальные сети и поддерживает работу строительного сектора. Я более чем уверен, что и глава города, и его профильные заместители по ЖКХ и строительству довольны сложившимися между нами партнерскими отношениями. Бывают, конечно, в работе с городскими властями и острые моменты, но все решается в конструктивном ключе и в рабочем порядке.
И бесхозных сетей в городе больше не осталось?
- На сегодня уже фактически нет. Основной вал работы по выявлению и передаче нам на обслуживание бесхозяйных сетей, пришелся на период 2015-2017 гг. В те годы, при возникновении порыва, первый вопрос, который возникал: а чья это сеть? Сейчас такого нет, практически все сети в городе находятся на обслуживании у нашей компании. Сегодня выявляются единичные случаи отсутствия собственника у тепловых сетей, в основном по частному сектору.
Получается, что столица Хакасии в коммунальном вопросе прямо эталонная территория. А вот в других городах и районах республики о подобном могут только мечтать. Там и с качеством услуг огромные проблемы, а с платежами – просто катастрофа. Да что говорить – уже начало нынешней зимы показало, что в ряде населенных пунктов даже топлива нет – его не на что было закупить.
- Это так. В Абакане коммунальная отрасль вышла на достаточно высокий уровень работы и отношений между ее участниками, и теперь бесперебойное и безаварийное отопление и водоснабжение, плановое обновление сетей и подключение новых объектов считаются дежурной рутиной.
Но ведь это все вполне реально перенести и на другие города, и населенные пункты, как минимум те, что находятся в радиусе 15 км от Абаканской ТЭЦ! Тот же Черногорск вместо своих вечных зимних проблем может очень быстро стать такой же зоной коммунального комфорта, как Абакан. Причем СГК не просто может, а уже на протяжении последних 2-х лет предлагает это сделать.
ПРО ПОДСИНЕЕ
В части распространения зоны комфорта за пределы Абакана у вас, насколько я знаю, есть два крупных проекта: замещение котельной села Подсинее и то же самое – для Черногорска. Как сейчас обстоят дела с этими планами?
- По Подсинему проект находится в стадии реализации. В целом по данному проекту предусмотрено 2 этапа, при реализации которых замещаются сразу четыре котельных: на 1-м этапе котельная Мостоотряда, на 2-м этапе – одна частная котельная, котельная №5 ЮСТК на разъезде Подсиний, и непосредственно котельная с. Подсинее (бывшая котельная птицефабрики). Первый этап – от Нижней Согры до Мостоотряда – мы закончили в конце 2017 года, магистраль построили и мостоотрядовскую котельную закрыли. Теперь осталось дело за вторым этапом, надеюсь в 2019 году мы реализуем и его. В итоге нагрузка всех закрытых котельных будет переведена на нашу котельную №6 на Нижней Согре. После этого существующие на сегодня проблемы с отоплением села забудут навсегда все: и мы, и правительство, и жители самого Подсинего.
Инвестиции в этот проект вкладывает только СГК?
- Да только мы. Изначально предполагалось софинансирование со стороны Фонда содействия реформированию ЖКХ, но потом изменились правила, и данная возможность исчезла. Поэтому магистраль до Мостоотряда, а теперь и до Подсинего мы полностью оплачиваем из собственных средств. Общая стоимость за оба этапа – больше 220 млн рублей, а участок от Мостоотряда до Подсинего стоит 154 млн руб.
Мы планируем уже в январе 2019 года начать разбивку трассы, закупать материалы и вести подготовительные работы, а как только сойдет снег – начать строить. Протяженность магистрали довольно большая – шесть километров, но местность для прокладки, большей частью, – чистое поле, поэтому планируем до начала нового отопительного сезона эту работу завершить.
Объясните, почему нужно обязательно закрывать имеющуюся в Подсинем котельную. А то многие до сих пор этого не понимают.
- Там котельная, которая раньше обслуживала птицефабрику. Фабрики уже нет, а для поселка она избыточно мощная – слишком мощные насосы, электродвигатели, слишком большие котлы, как следствие – высокая численность обслуживающего персонала – а в результате себестоимость отопления бешеная. Тариф на тепло для жителей Подсинего установлен в размере 1197 рублей за гигакалорию, а себестоимость той же гигакалории – свыше 3,5 тыс. То есть рубль собрали – три потратили, перспектив и дальше содержать котельную при таких условиях – никаких. Поэтому единственный выход – котельную закрыть, а село отапливать от существующей котельной №6 на Нижней Согре, у которой есть соответствующий резерв тепловой мощности.
ЧЕРНОГОРСК
Для жителей Подсинего все выглядит оптимистично. А как дела с подключением Черногорска? Там можно найти поводы для радости?
- К сожалению, пока нет. Этот проект пока – проблема проблем. Город большой, жителей много. И если с относительно небольшим Подсиним все договаривающиеся стороны были «за», то с Черногорском все печальнее.
Мы уже два года с этим проектом ходим, предлагаем различные варианты. Но на сегодня договоренностей нет даже по уровню тарифов, который необходим. Кроме того, есть ряд вопросов, которые необходимо обсуждать и решать с жителями и властями Черногорска. В этом году еще и выборы свою роль сыграли, с начала лета все правительственные и иные структуры занимались выборной кампанией, а прочие вопросы были отложены на вторую-третью очередь.
- Напомните, пожалуйста, подробности проекта.
- Проект предусматривает закрытие всех нынешних котельных Черногорска, кроме Пригорской. Девятый поселок соединяется сетями с основной частью города и подключается к единой системе теплоснабжения всего города (сейчас это отдельный изолированный контур).
Основную часть проектных работ мы уже сделали. Некоторую их часть перенесли на будущий год. Причиной стал обнаруженный на пути магистрали курган. По закону он предварительно должен быть исследован археологам. И только после того, как они дадут заключение о его исторической ценности, будет дополнение к проекту по этому участку.
Все остальное уже понятно, трассировка сделана, определено где, как и по каким улицам пройдет трубопровод. То есть по технической части трудностей не предвидится. Строить магистрали мы умеем быстро и качественно.
Но вот договориться с властями пока не удается. И пока не договоримся – никто не даст команду на строительство.
А что конкретно требуется от правительства? Утвердить тариф, который учтет ваши инвестиции в магистраль?
- Я бы выразился по-другому: нам нужен тариф, который позволит окупить наши инвестиции в течение 12 лет (именно на такой срок окупаемости мы ориентируемся в данном проекте). Согласитесь, это большой срок. Сомневаюсь, что на сегодня в республике есть инвесторы из иных сфер бизнеса, готовые вкладывать деньги с пониманием того, что они окупятся только через 12 лет.
Помимо размера тарифа необходимо соблюдение процедурных моментов. Во-первых – инициатива черногорской мэрии, согласованная с горсоветом, о переводе города на альтернативную котельную. Во-вторых, одобрение этой инициативы Верховным Советом Хакасии, а затем уже официальный запрос от правительства республики в Минэнерго о включении Черногорска в соответствующую ценовую зону. Главное – согласовать тот самый базовый тариф, от которого все отталкивается.
- А если удастся согласовать такой тариф и провести всю описанную вами процедуру согласований, то на саму стройку магистрали и перевод Черногорска на отопление от Абаканской ТЭЦ сколько времени потребуется?
- Полтора года – на саму стройку. Но с оговоркой, что завершить ее надо до начала отопительного сезона. К примеру, если процесс согласований завершим в марте-апреле 2019 года, то осенью 2020 года Черногорск уже будет подключен к ТЭЦ. Если согласуют к июню – тоже можно успеть – если упереться, задействовать больше людей и техники.
Если же согласования завершатся только в сентябре или позже, то начать отопительный сезон 2020 года мы в Черногорске уже точно не успеем и все сдвинется еще на год. Дорога ложка к обеду. Поэтому затягивание бюрократической волокиты на 2-4 месяца, дает эффект отсрочки реализации проекта на целый год.
Я опасаюсь, что процесс по объективным причинам затянется. Пока у нас новое правительство сформируется, пока оно войдет в курс дела… К тому же сейчас идет отопительный сезон и власти, как обычно, будут заниматься в основном устранением коммунальных авралов, и всем будет не до нас. И только к маю, когда отопительный сезон закончится, и все утрут пот со лба, – начнут разбираться с нашим проектом. И все, вероятно, опять затянется до сентября или еще больше.
- Аварии и затыкание дыр уже начались. То Бородино, то Вершина Теи, потом Коммунар, Черногорск и так далее.
- В конце прошлой недели мы, как социально ответственная компания, пошли на то, чтобы выделить котельным Черногорска, где ввели режим ЧС, топливо на весь отопительный сезон. Мы сделали это, хотя с нами еще не полностью расплатились за аналогичную прошлогоднюю помощь.
Проблема нехватки угля, парадоксальная для города угольщиков, носит хронический характер: она повторяется из года в год. В нынешнем году собственники местных котельных не закупили нужный запас топлива, а тот, что имелся, был истрачен за несколько дней при наступлении первых серьезных морозов. Еще год назад и.о. главы города Ольга Леонтьева назвала причину такой ситуации: совокупный долг городских котельных за поставленное топливо превысил 60 миллионов рублей и привел к утрате доверия у угольщиков, больше топливо в долг они не отпускают.
Вариантом кардинального решения застарелых коммунальных проблем для Черногорска является переключение города на надежный теплоисточник.
Сибирская генерирующая компания готова перевести отопление Черногорска и Усть-Абакана на Абаканскую ТЭЦ. Проект тепломагистрали готов.
Для реализации этого проекта требуются лишь соответствующие решения муниципальной и региональной власти.
Если чиновники и депутаты оперативно сделают свою работу, то энергетики СГК уже к осени 2020 года навсегда решат проблему отопления Черногорска, Усть-Абакана и еще целого ряда населенных пунктов, распложенных между Абаканом и городом угольщиков.