Хакасии не удалось решить вопрос с долгами за электричество и республике грозят новые отключения
Дата публикации: 14 февраля 2019 года в 16:53.
Категория: Экономика.
Проблема долгов накрыла Хакасию в конце прошлого года, когда энергетики пошли на отключения объектов социального значения в регионе. В новый год республика зашла с многомиллионными долгами за свет, вопреки традиции начинать новый период с «чистого листа».
В первый же рабочий день 2019 года в Хакасию прибыл генеральный директор МРСК Сибири Виталий Иванов, который на встрече с руководством Хакасии предложил дать коммунальщикам двухлетнюю рассрочку на гашение долгов, при условии внесения текущих платежей. А губернатор Валентин Коновалов и его министры пообещали посодействовать выполнению этих условий. В конце концов, проблемы с отключениями не нужны никому: ни властям, ни энергетикам. Все стороны решили подвести итоги через месяц и пожали друг другу руки.
Однако в Хакасии что-то пошло не так, как впрочем, часто в последнее время.
За прошедший месяц 33 из более 40 самых крупных коммунальных должников Хакасии даже подписали соглашения с энергетиками. Но ни одно из этих предприятий почему-то так и не начало платить за свет. В СМИ снова замаячили тревожные сообщения о росте долгов, которыми обычно «Хакасэнерго» предваряет свои грозные намерения отключать должников.
«АИС» обратился в Министерство строительства и ЖКХ республики с просьбой пояснить, каким образом ведомство контролирует согласованные в присутствии губернатора Валентина Коновалова договоренности о поэтапном гашении энергодолгов предприятиями коммунальной сферы.
На это пресс-служба ведомства, со ссылкой на своих специалистов, ответила, что коммунальные предприятия - это самостоятельные хозяйствующие субъекты. Соглашения с энергетиками о реструктуризации долгов они подписывали сами, без участия правительства, поэтому исполнение этих договоров находится на их ответственности, а министерство повлиять на этот процесс не может.
Но раз должники от расчетов уклоняются, а вроде бы курирующее их ведомство умывает руки, то энергетики просто будут вынуждены начать применять жесткие меры воздействия на неплательщиков. Проще говоря – отключать им подачу энергии. По информации из пресс-релизов, это начнется уже с 20 февраля, а в списке на обесточивание – городские и поселковые котельные, которые останутся без энергоснабжения в момент, когда отопительный сезон еще далеко не закончен.
Также в числе неплательщиков числятся и социальные объекты бюджетной сферы: школы, детские сады, дома культуры и офисы районных и поселковых администраций.
Уведомления о применения жестких мер филиал «МРСК Сибири» – «Хакасэнерго» начал рассылать еще на прошлой неделе. По закону, если за 10 дней с момента получения уведомления должник срочно не внесет деньги, ему «ограничат» энергоснабжение.
О подробностях назревшей в регионе серьезной проблемы «АИС» рассказал директор «Хакасэнерго» Сергей Заворин.
Сергей Сергеевич, на прошлой неделе МРСК Сибири официально завила, что в Хакасии обострилась проблема с неплатежами за электроэнергию. Причем самые крупные и злостные должники - это предприятия ЖКХ и организации бюджетной сферы.
– Да, это самые проблемные потребители. Предприятия ЖКХ должны нам на данный момент 297 млн рублей, а бюджетники – порядка 47 млн. Это даже без учета январского потребления, поскольку только 18 февраля мы выставим счета за январь. А после этой даты, скорее всего, судя по тенденции, долги ЖКХ пополнятся еще на 80-90 млн, а к долгу бюджетников добавится порядка 40 млн рублей.
Раз долги не сокращаются, а наоборот продолжают расти, возникает вопрос: как вы будете поступать с особо злостными неплательщиками? Ведь как гарантирующий поставщик вы обязаны эти деньги взыскивать?
– Как гарантирующий поставщик мы будем вынуждены действовать в соответствии с 442-м Постановлением Правительства РФ. В законе предусмотрены санкции в виде ограничения электроснабжения, в том числе и к потребителям, относящимся к категориям «социально значимых».
К упомянутым Вами категориям как раз относятся котельные, школы, детские сады и т.п. Расскажите подробнее, как будет проходить процесс отключения подобных должников – они сразу лишатся электроэнергии?
– В случае с котельными – мы сначала ограничим их энергоснабжение до уровня так называемой «аварийной технологической брони». Это значит, что энергии будет подаваться лишь столько, чтобы котельная смогла на минимальном уровне поддерживать технологический режим и не произошла разморозка теплосетей. Далее попавшее под ограничение коммунальное предприятие должно выполнить ряд мер, то есть подготовиться к полному отключению. В частности приобрести автономные источники питания, вроде мобильных генераторов, после чего должник отключается от сетевого снабжения уже полностью. За неисполнение мер по переходу на резервные источники – для должников законом предусмотрена административная ответственность. К должникам из числа бюджетных социальных организаций мы тоже будем вынуждены применять частичное или полное ограничение электроснабжения.
Можно предполагать, что даже частичное ограничение электроснабжения и перевод котельных на режим «аварийной технологической границы» уже прямо скажется на качестве теплоснабжения жителей. Люди, может, совсем и не замерзнут, но в их домах и квартирах резко похолодает. И это очень грустно. Но известно, что «Хакасэнерго» и ее материнская компания МРСК Сибири очень не хотели доводить дело до такой крайности, очень долго пытались решить проблему «по-хорошему» и стремились договориться с должниками и властями о приемлемых для всех сторон компромиссах.
– Мы предложили самым крупным должникам максимально возможные и максимально комфортные условия расчетов. Мы предложили на два года рассрочить выплату накопленных долгов. А это для нас самих очень непросто, поскольку уже сложившийся кассовый разрыв в поступлении денежных средств нам придется как-то покрывать в течение такого длительного срока. Но предложенное нами соглашение включало одно важнейшее условие – аккуратную оплату текущих обязательств в полном объеме. Подписать такие соглашения мы предложили всем проблемным контрагентам, они должны были охватить сумму порядка 230 млн рублей, или 99% всей накопившейся задолженности. Однако из предложенных нами соглашений была подписана только часть, а именно – 33 соглашения на общую сумму в 150 млн. Но даже из этих подписанных договоренностей на сегодня не выполняется ни одно.
То есть ни одно из подписавших соглашения предприятий даже текущие платежи не вносит?
– Совершенно верно.
А как вы оцениваете заявление регионального Минстроя и ЖКХ о том, что за выполнения этих соглашений оно не отвечает?
– Мы считаем, что платежная дисциплина среди предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства в регионе относится к сфере ответственности министерства строительства и ЖКХ. И еще раз подчеркну, что соглашения о реструктуризации мы подписали и на сегодня эти соглашения еще формально действуют, хотя мы уже начали готовить уведомления об их расторжении из-за неисполнения обязательств нашими контрагентами. Но при изменении ситуации в положительную сторону мы готовы к ним вернуться.
С формальной точки зрения, соглашения вы действительно заключали именно с конкретными предприятиями-должниками. А со стороны правительства какие-то юридически обязывающие бумаги были подписаны? Власти региона принимали на себя ответственность, обещали какую-то помощь в решении проблемы?
– На состоявшейся 11 января встрече генерального директора МРСК Сибири Виталия Иванова с главой республики Валентином Коноваловым и членами правительства Хакасии был подписан протокол о намерениях, предусматривающий мониторинг ситуации с энергодолгами и выправление ситуации совместными усилиями.
Но, по сути, мы с проблемой долгов остались один на один. А ведь с прошлого года «Хакасэнерго» является не только сетевой компанией, но и региональным гарантирующим поставщиком. То есть оплачивает весь объем электроэнергии, поставляемый в республику с оптового рынка энергии и мощности (ОРЭМ). Наши расчеты с ОРЭМ поглощают практически все поступления за оказанные услуги в нашу компанию. И мы достигли ситуации, когда нежелание отключать злостных должников в сфере ЖКХ приведет к тому, что нам нечем будет расплачиваться на ОРЭМ, что приведет к отключению уже всех потребителей Хакасии, в том числе и добросовестных.
Помимо этого, как сетевой компании нам сейчас необходимо готовиться к старту ремонтной программы нынешнего года и выполнению инвестиционной программы, пик которой придется на летние месяцы. То есть уже сегодня надо закупать материалы, заключать договоры с подрядчиками. Но средств на это у нас нет. Чтобы было нагляднее, скажу: наша годовая ремонтная программа обходится в 100 млн рублей, а инвестиционная – около 200 млн. Но у нас их нет, потому что объем долга, который мы не можем взыскать – уже превысил 340 млн.
Есть сведения о том, что вы не только все свои оборотные средства вынуждены тратить на оплату поставок с ОРЭМ, но еще и кредиты для этого привлекали?
– Да, действительно, мы были вынуждены брать займы в банках. Также пришлось нарастить кредиторскую задолженность перед своими поставщиками и партнерами. Но возможности кредитования тоже не бесконечны и настал момент, когда нам говорят – все, хватит! С финансовым положением, в котором не по своей вине оказалась наша компания, кредитование уже затруднительно.
Из того, что вы рассказали, следует, что «Хакасэнерго» стоит на грани, за которой уже невозможно продолжать миндальничать со злостными должниками. Иначе под удар попадете не только вы, но и абсолютно все предприятия и жители Хакасии, в том числе те, кто честно оплачивает счета за свет. И тогда вопрос: с кого начнете применять жесткие меры: кто первые в списке на отключение?
– Логика диктует начать с крупнейших должников. А самые значительные долги числятся за организациями Ширинского, Боградского, Бейского и Орджоникидзевского районов. Мы сейчас как раз завершаем соответствующий анализ и подготовку, поскольку ввести ограничение энергоснабжения – это даже технически непросто.
С какой даты могут начаться отключения?
– Ограничения энергоснабжения могут вводиться через 10 дней после вручения соответствующих уведомлений, если их получатели не предпримут никаких мер по гашению долга. Рассылку мы начали с 10 февраля. Поэтому после 20 уже имеем право ограничивать.
Но еще раз подчеркну: мера эта вынужденная и крайняя. Нам очень хочется, чтобы этого не случилось, и мы все еще рассчитываем, что ситуация все же разрешится не таким способом.