В бюджет Хакасии вписали фиктивные доходы

Дата публикации: 21 ноября 2019 года в 11:15.
Категория: Экономика.

В Верховном Совете Хакасии прошли публичные слушания по проекту бюджета республики на 2020 год. Обсуждение оказалось бурным, к предложенному региональным кабмином плану доходов и расходов казны было высказано много претензий.

В слушаниях, состоявшихся в региональном парламенте в среду, 20 ноября, принимали участие члены правительства, депутатский корпус, главы всех муниципалитетов, представители надзорных структур и общественники. Примечательно, что на слушаниях отсутствовал спикер Верховного Совета Владимир Штыгашев, и собрание вел его первый зам. Юрий Шпигальских. 

Слушания начались с доклада министра экономического развития Николая Евдокимова, представившего весьма оптимистичный прогноз развития республики на ближайшие три года. Именно данные этого прогноза стали основой для расчета главных статей будущего бюджета. 

Следом выступила министр финансов Ирина Войнова, рассказавшая уже собственно о проекте бюджета. Вместо запланированных 20 минут ее выступление длилось 45, но председательствовавший Юрий Шпигальских ее не прерывал. 

По версии Войновой, в будущем году с деньгами у Хакасии все будет зашибись. Предполагаемые доходы – 26 млрд 216 млн рублей, что на 3 млрд 457 млн больше чем в текущем году. Расходы установлены в 28 млрд 521 млн рублей (с дефицитом 9,3%). 

В проект бюджета вписан рост доходов от налога на прибыль на 2,8 млрд рублей, а поступления от НДФЛ должны вырасти почти на полмиллиарда. При этом за счет сокращения объема госдолга Хакасия сильно сэкономит на обслуживании кредитов.

Также, по словам министра, в будущем году на 2 млрд рублей увеличатся перечисления из федерального центра, правда, большая их часть ожидается не в виде дотаций и субсидий, а на реализацию нацпроектов. То есть региону еще нужно будет сильно постараться, чтобы эти деньги получить и освоить. Но Войнова заверила, что с этим проблем нет «благодаря слаженной работе наших министерств». 

Собственно, на описание финансовых подарков федерального центра у Войновой и ушла большая часть доклада. Так, она рассказала, что Москва выделит Хакасии 88 млн рублей на ремонт школьных туалетов. Еще 226 млн — на оборудование в каждой школе двух кабинетов информатики. 

Кроме того, 41 млн федеральных рублей направят на создание в 37 школах региона так называемых «точек роста» — спецкабинетов разной тематики — для уроков физики, химии, труда или иных на усмотрение учебных заведений. 

Федеральный центр поможет деньгами и на завершение строительства в Абакане зала настольного тенниса и крытой хоккейной арены на ипподроме. Также предполагается создание и реконструкция нескольких спортивных объектов в других городах и районах. 

Ирина Войнова сделал особый акцент на том, что накануне в Столице были утверждены основные параметры Федерального бюджета, в том числе — суммы перечислений в регионы. 

Глава минфина добавила, что получив эти данные, ее ведомство сразу начало готовить соответствующие дополнения в проект республиканского бюджета. Документ с этими поправками Ирина Войнова пообещала представить 22 ноября на заседании Бюджетного комитета Верховного Совета. 

Министр отметила, что в этих дополнениях к проекту бюджета впервые будут точно указаны размеры субвенций и дотаций для муниципалитетов. 

- Суммы перечислений в муниципалитеты теперь будут сразу прописаны в бюджете и не станут распределяться постановлениями правительства, как раньше — подчеркнула докладчица. 

Но едва Ирина Войнова завершила 45-минутное описание большой бочки меда, каковой в ее версии является бюджет республики на будущий год, слово перешло к любителям дегтя. 

ЛОЖКИ ДЕГТЯ В БОЧКУ МЕДА 

Для начала председатель комитета по конституционному законодательству, госстроительству, законности и правопорядку Светлана Могилина спросила докладчицу:

«Я не увидела в проекте бюджета средств на решение трех важных проблем: выделение квартир детям-сиротам, гашение кредиторской задолженности перед исполнителями госконтрактов и строительство домов культуры». 

Войнова ответила: «На жилье детям-сиротам предусмотрено 86 млн из федерального бюджета и еще 100 млн из средств республики. Что до кредиторки, то да — заложенных средств на ее полное гашение не хватит. На дома культуры денег нет (но вы держитесь), возможно, что-то удастся привлечь на эти цели по нацпроектам». 

Дальше стало хуже. Слово взяла председатель Контрольно-счетной палаты республики Ольга Лях, представившая заключение своего ведомства касательно проекта бюджета. Г-жа Лях предельно вежливо и корректно озвучила убийственные выводы. 

А именно: реальные данные о состоянии экономики республики постоянно и существенно расходятся с нарисованными в Минэкономразвития «Прогнозами развития региона». И это, как выразилась Ольга Лях: «Свидетельствует о проблемах с расчетом прогноза». В переводе на русский разговорный это означает: «Прогноз, на основе которого строится проект бюджета, написан от балды»

Далее председатель КСП пошла с козырей и заявила, что «не находит подтверждений прогноза о росте доходов бюджета, в том числе предполагаемом увеличении налога на прибыль». Тем самым Ольга Лях поставила под сомнение реальность ранее озвученных Ириной Войновой данных о прибавке доходов в 2,8 млрд от налога на прибыль.

Отдадим должное министру финансов: она не отрицала, что в бюджет вписаны весьма гипотетические доходы, обеспечить которые, по словам Войновой, «будет довольно сложно, многое будет зависеть от стабильности цен на мировом рынке на уголь и алюминий».

Также руководитель КСП сильно снизила пафос утверждения Войновой о том, что республика добилась большой экономии за счет сокращения расходов на обслуживание кредитов. Лях заявила, что расходы на обслуживание долгов в 2020 году сократятся всего на 147 млн. Что в объеме общих нужд республики — почти ничего. 

Заодно Ольга Лях не преминула дезавуировать слова Войновой о том, что бюджет 2020 года якобы стал больше по расходам в сравнении с нынешним. Председатель КСП отметила, что общие расходы бюджета в части собственных средств стали на 13% меньше, чем в текущем году. Причем сокращены даже объемы межбюджетных трансфертов — то есть перечисления из казны региона в муниципалитеты. 

При этом г-жа Лях заявила, что для снижения объема финансовой помощи муниципалам была использована подтасовка при расчете уровня их собственной обеспеченности. А именно: в неналоговые доходы муниципалитетов записаны проблемные долги по арендным платежам более чем на 600 млн рублей, и на такую же сумму были снижены объемы субсидий на места. 

Как пояснил выступивший позже глава Аскизского района Абрек Челтыгмашев, большая часть этих арендных долгов «мертвая», взыскать их невозможно. Поскольку предприятия, задолжавшие за аренду земли или имущества, давно обанкрочены и закрыты. «Но при этом в правительстве нас постоянно укоряют тем, что мы не работаем со своим бизнесом и не собираем с него платежи», — отметил Челтыгмашев. 

Что до выступления председателя Контрольно-счетной палаты, то вежливо, но жестко раскритиковав проект бюджета, и фактически заявив, что в него вписаны весьма гипотетические (если не сказать фиктивные) доходы, Ольга Лях в итоге все же огласила вердикт о том, что документ ревизионную проверку прошел и может быть передан на утверждение депутатов. 

НЕУКРОТИМЫЙ АЛЬБЕРТЫЧ 

В программе публичных слушаний было и выступление председателя бюджетного комитета хакасского парламента Олега («Альбертыча») Иванова. Он всегда что-нибудь говорит, даже в случаях, когда сказать нечего. Тут оказался именно такой случай. Лично у меня его речь почему-то вызвала в памяти цитату из «Золотого теленка Ильфа и Петрова»: «Даже Паниковский не удержался, вскочил и выкрикнул какое-то невнятное, политически безграмотное приветствие»

Честно говоря, наблюдавшие за слушаниями журналисты во время выступления Иванова начали недоуменно переглядываться другу с другом, а некоторые даже гнусно хихикали. Общим же итогом осталось ироничное недоумение: «Он чего вообще сказать-то хотел?!». 

Из путанной и причудливой, как полет мухи по комнате, речи председателя бюджетного комитета удалось уловить лишь два момента. Олег Альбертыч испытывает большую личную неприязнь (аж кушать не может) к Разрезу Аршановский. При этом не имеет никаких претензий к его конкурентам по угледобыче. Почти также сильно председатель бюджетного комитета не любит глав районов и энергетиков из компании МРСК Сибирь. Последних он почему-то считает ответственными за цены на федеральном оптовом рынке энергии (ФОРЭМ), чересчур высокие для хакасского бизнеса. Тот факт, что региональная сетевая компания имеет отношение к ценам на ФОРЭМ чуть меньше, чем полностью, Олегу Альбертычу, видимо, неизвестен. А уж чем ему не угодили главы районов и разрез Аршановский, знает только он сам, да и это не точно.

Собственно, на этой веселой ноте и завершилась принципиальная часть слушаний по проекту бюджета. Далее пошел уже мелкий торг и дискуссии по отдельным расходным статьям. 

А далее по плану бюджетного процесса будут обсуждения, поправки и коррективы в комитетах парламента и голосования на сессии Верховного Совета. Но — как категорически сформулировала министр финансов Ирина Войнова — 11 декабря закон о Бюджете на 2020 год должен быть принят и вступить в силу. Несомненно, так и будет. А уж как придется жить по этому документу — уже другой вопрос.

Новости по теме